Моторная алалия у ребенка в 2, 3, 4 года, 5,6 лет (Экспрессивная). Лечение и коррекция алалии. Ребёнок всё понимает, но не говорит.


Статья:

Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.
Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Причины развития

Заболевание развивается на фоне органического поражения речевых центров, расположенных в коре головного мозга. Причинами алалии становятся нарушения в работе центральных и периферических участков нервной системы человека. Недоразвитие речи — многофакторное явление.

В период внутриутробного развития плода поражения головного мозга могут стать следствием гипоксии, инфекций, травм матери или развившихся у нее сердечной и легочной недостаточности. Во время родов повреждение речевых центров провоцируется асфиксией или травмой черепа новорожденного.

В постнатальный период причинами алалии становятся различные биологические факторы. Среди них — отягощенный ОНР и другими патологиями развития семейный анамнез. Часто недоразвитие речи диагностируется у детей, страдающих от эндокринопатии и рахита. Существенное влияние на состояние младенца могут оказать операции с применением общего наркоза.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Классификация патологии

Врачи разработали несколько типологий алалии, характеризующих основные виды и формы этого заболевания. Наибольшее распространение получила классификация, предполагающая наличие экспрессивного, импрессивного и смешанного типов недоразвития речи у детей.

Экспрессивная (моторная) форма патологии развивается из-за поражения речедвигательного анализатора, расположенного в корковом отделе мозга. Ребенок понимает чужую речь, но не способен воспроизводить собственную.

Импрессивный (сенсорный) тип заболевания обусловлен поражением речеслухового анализатора, располагающегося в корковом отделе мозга. Пациент сохраняет возможность восприятия звуков, но не понимает речь окружающих людей и не способен к формированию собственной речи.

Смешанные виды ОНР предполагают наличие у ребенка признаков экспрессивного и импрессивного расстройств.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Прогноз и профилактические меры

Врачи настаивают на раннем начале коррекции ОНР — до достижения ребенком четырехлетнего возраста. При моторном типе патологии пациент сохраняет высокие шансы на полное выздоровление. В остальных случаях прогноз остается неопределенным.

Акушеры и педиатры не разработали специфических мер по профилактике алалии у детей в пренатальный и постнатальный периоды. Врачи рекомендуют беременным девушкам соблюдать стандартные протоколы безопасности: избегать переутомления, значительных физических нагрузок, стрессовых ситуаций и травм.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Коррекция недоразвития речи

Лечение алалии предполагает сочетание медикаментозных средств с психологическими и педагогическими методиками. Пациентам может потребоваться помощь сотрудников специализированных дошкольных учреждений или коррекционных центров.

Назначаемые ребенку медикаменты призваны стимулировать созревание нейронов. Аппаратные процедуры (электростимуляция, лазеротерапия, магнитотерапия) способствуют улучшению мелкой моторики, восстановлению координации движений. Значительная роль в коррекции ОНР отводится игровым заданиям, развивающим память, внимание и мышление.


Систематические занятия с логопедом позволят пациенту:

  • сформировать необходимый для общения со сверстниками и родственниками словарный запас;
  • научиться строить грамматически верные фразы;
  • устранить фонетические дефекты;
  • овладеть навыками связной речи.

Часто логопеды показывают ребенку специальные физические упражнения, позволяющие наладить произношение отдельных звуков или их сочетаний.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Алалия.ру

Здравствуйте, уважаемые родители! Я, как и все Вы пришла на этот сайт для того, чтобы рассказать нашу историю, поделиться победами, я уверена, что они обязательно будут!! и получить поддержку и ценные советы. Я буду рада любой даже самой небольшой и незначительной подсказке, любому совету. Очень хочу помочь своему ребенку всеми возможными и невозможными способами. Моего сына зовут Максим. Сейчас нам 3 года 10 мес. Наш диагноз: Невроз, ОНР 1 уровня, ЗПРР моторная алалия. Мы совсем не разговариваем. Речь понимает на бытовом уровне: пошли гулять, купаться, кушать, играть, мыть руки и т. д. Присутствует лепет, тепетные слова «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба» «ко-ко-ко», «пи-пи-пи», «би-би-би» и некоторые на таробарском языке. Хочу отметить, что говорит он их когда захочет. Когда настроение хорошее, когда просишь сказать не говорит практически никогда. Если попросишь сказать как летит самолет, говорит «ууууууу» и руку высоко поднимает (это значит самолет летит так), показали 1 раз, он запомнил. Это единственное, что он повторяет. Иногда повторяет «ко-ко-ко», когда просишь: «Скажи ко-ко», если спросишь как говорит курочка не скажет, хотя очень много раз говорили, что она говорит «ко-ко-ко». Когда хочет позвать куда-то берет за руку и ведет куда надо, подводит и тыкая рукой куда нужно говорит «а». Пальцем не показывает, просто всей пятерней тычет в нужную сторону. Мамой, папой, бабой не зовет, хотя точно знает кто есть кто. Говорит эти слова просто когда захочется. Моторика у нас развита плохо и большая и мелкая. Сам не одевается, штаны одевает в одну штанину и ноет, что не может засунуть ногу, хотя 100500 раз показывали как нужно разложить две штанины и всунуть в них по одной ножке, трусы может одеть сам, но если положишь правильно, если нет, то может одеть на левую сторону или задом наперед. Больше никакую одежду одеть сам не может. Кушает сам, но не аккуратно, торопится, кушать любит, ОЧЕНЬ! ест почти все. Мы с мужем едим по очереди т. к. если он увидит, то просит и ревет горючими слезами как будто его не кормили, хотя ел 10 минут назад. Когда кормлю младшую дочь (11 мес. ей) пюрешками или кашей, беру 2 ложки иначе он уревется вдрызг. Может есть мясное пюре с лялькой, параллельно попросить у папы, пьющего чай, вафлю или печенье и потом снова есть мясное пюре. Проверялись на всех паразитов, все хорошо, делали УЗИ внутренних органов, с поджелудочной небольшие изменения, но это не критично, в остальном все хорошо. Рисовать любит) Просто черкает линии на бумаге, когда хочу его рукой нарисовать кружочки или солнышко, например, вырывает руку, типо нелезь. В книге, когда что-то показывает говорит «а» и тыкает не пальцем, а всей ладошкой, последнее время учу пальчиком одним показывать, дак он его дальше других выгибает просто, в кулачок не понимает, что нужно свернуть, когда пытаюсь показать не фиксирует в кулачок. Иногда показывает пальцем одним указательным сам без подсказки, но это бывает редко. С лисенок спускаемся приступным шагом, мы еще ростом не большие 93 см. Сегодня научились дуть мыльные пузыри, сначала просто дул на них, а потом и стал дуть, чтобы его пустить, моей радости не было предела! Что касается лечения, проставили кортексин, Магний В6, фенибут. Кокарбоксилазу проставили недавно. Записались в бассейн, ему очень нравится. Посещаем логопеда. У нее методика, при которой все буквы поются. Но мы не повторяем ничего, сидит слушает и систематически показывает на дверь и говорит «а», имея ввиду пойдем отсюда). Я не знаю нужны ли нам эти занятия или может полезней будет какого-то другого вида занятия, т. к. он отказывается повторять. На картинках не всегда показывает правильно где девочка бежит, а где сидит и может вообще не на девочку показать, а на кошку или еще кого-нибудь. Я надеюсь, что эффект накопления информации все же происходит. Хочу попробовать иппотерапию, дельфинов у нас нет к сожалению, но думаю лошади тоже хорошо. Комиссия ПМПК перевела нас в сад с группой компенсирующей направленности. Ходили к генетику, сдали мочу на генетические отклонения, не выявлено. Еще сделаем рентген шейного отдела позвоночника чтобы исключить родовую травму. Второй большой проблемой для нас является горшок. Знаем что это, знаем для чего, но ходим на него через раз. Постоянно приходится напоминать. Начинает подсикать в штаны, зажимается, но на горшок не садится, пока не скажешь (дело не в горшке, это касается и унитаза) Проверяли и мочу и у хирурга были, сказали, что это невролгия. Иногда сам садится на горшок, но в большинстве случаев нет, по большому такая же история. В садике очень проблематично т. к. он не водит в туалет, воспитатели сами систематически водят. Если не отведут, то сходит в штаны, причем именно подсикая, будет по маленьку подсикать и подсикать больше и больше, то есть он не просто берет и писиет в штаны, а именно по чуть-чуть, как будто терпит и уже не может. На ночь одеваю подгузник, которого не всегда хватает до утра. Сказать честно, опускаются руки…иногда начинаю срываться на ребенке и родных, сил просто нет. Так хочется верить в то, что из этой болезни можно выкарабкаться, очень хочется помочь ребенку, хочется пойти в нормальную школу. Очень прошу Вашей помощи! Может я делаю что-то ни так или чего-то не делаю, просто у меня еще дочка 11 месяцев и с ней тоже не все гладко, возможности полноценно заниматься с Максимом дома нет, т. к. приходится за обоими смотреть. Очень надеюсь на Вашу поддержку и помощь, подскажите куда следует обратиться и как еще можно повлиять и помочь ребенку. Заранее благодарна всем!!

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.

Коррекция алалии

Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.

Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.

В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:

  • гимнастика;
  • Занятия логопедической ритмикой (логоритмикой);
  • художественные и технические занятия,
  • чтение;
  • занятия по письму;
  • логопедические занятия;
  • тренировка памяти;
  • специальные занятия, направленные на внимание и восприятие;

В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.

Лечение моторной алалии у детей

При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:

  • стимуляцию речи;
  • осмысленность речи;
  • формирование и расширение словарного запаса;
  • грамматическое становление речи.

В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Профилактика алалии

Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.

Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:

  • рахиты;
  • вирусный энцефалит;
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • менингиты;
  • вирусные заболевания и осложнения после них.

Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:

  • родители должны отказаться от вредных привычек;
  • перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
  • во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
  • применять безопасные для плода лекарственные средства.
  • проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
  • после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
  • при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
  • проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.

Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]