Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.
Причины болезни
Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:
- Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
- Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
- После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.
Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.
Сенсорная алалия представляет собой одно из речевых нарушений в детском возрасте, которое имеет сложности в диагностике и коррекции. Специальная литература термин «сенсорная алалия» обозначает как резкое ограничение или отсутствие понимания речи детьми, у которых достаточно хорошо развиты острота слуха и интеллектуальные возможности. Невзирая на сохранные способности для развития активной речи и довольно хороший слух, детям с сенсорной алалией присущи наличие между звучанием слов и их значением, а следовательно, нарушения в понимании речи окружающих. Такие дети речь не понимают, не используют ее, а это ведет к сопутствующим нарушениям – сложности контакта, искажение зрительного восприятия и отсутствие связи с окружающими, задержка интеллектуального развития и т.п. Такому ребенку может быть поставлен неправильный диагноз: аутизм, тугоухость, олигофрения и т.д., соответственно предлагается совершенно неадекватная коррекция.
Недостаточность единого суждения о характере и природе речевой патологии данной формы приводит к диагностическим ошибкам, создавая огромные сложности в педагогической практике.
Проведенные Кайдановой С.И. и Трауготт Н.Н. исследования говорят о том, что при сенсорной алалии проявляется особое состояние слуховых анализаторов, характеризующееся слабостью тормозных и возбудительных процессов, а также маловыраженной генерализацией (нерегулярное восприятие звуков, которые доступны физическому детскому слуху).
Основная отличительная особенность функции слуха при сенсорной алалии – легкость возникновения запредельного торможения из-за высокой функциональной истощаемости. Сложно дать ответ на вопрос, из-за чего проявляется такая истощаемость слуховых анализаторов, среди версий можно назвать неполноценность функциональности периферического отдела либо центрального отдела слухового анализатора. Имеются данные, которые указывают на присутствие при сенсорной алалии ведущего к снижению слуха – поражения периферического отдела слуховых анализаторов.
При сенсорной алалии необычный дефект речевого слуха проявляется в том, что ребенок невнимателен к звукам; то слышит тихий звук, то совсем не реагирует на звуковой раздражитель, с огромным трудом учит отдельные слова и с трудом сохраняет их в памяти, его пассивный словарь медленно обогащается, появляется разрыв между называемым предметом и пониманием обозначающего его слова. Также при сенсорной алалии присутствует сниженная способность выделять звучание фонем из окружающей речи, отсутствие навыка на слух различать коррелирующие фонемы и т.п. Ребенок плохо на слух дифференцирует отдельные фонемы, близкие по акустическим параметрам, при повышении голоса педагога (говорящего) звуковое различение существенно не улучшается, улучшается различение фонем в процессе обучения грамоте и устной речи, то есть в процессе, развивающем фонематический слух.
В работах Трауготт Н.Н. говорится, что дети с сенсорной алалией могут обладать высокой речевой активностью. И на самом деле, часто сложно бывает остановить речевой поток и добиться вслушивания в речь окружающих (во многих случаях, при этом отмечается эхолалия). С удовольствием ребенок слушает свой голос, свою речь и свою интонацию. Речь алалика имеет выразительную интонацию, богато модулирована, он сопровождает ее живыми жестами и мимикой и буквально «забивает» понимание, как собственной речи, так и речи окружающих.
Когда речь идет о нарушении у ребенка слухового внимания, он не использует слух практически совсем либо использует его в редких условиях сверхмотивации (слушает и слышит), если ему очень нужно что-то услышать и понять. Как мы уже говорили ранее, подобное нарушений довольно характерно для деток с сенсорной алалией (однако не только для них).
Подытоживая, можно отметить, что у детей, страдающих сенсорной алалией, присутствуют нарушения не в самой возможности развития речи, а в основном либо исключительно возможность речевого обучения со слуха. Этот фактор определяет специфику коррекционных занятий с ребенком из данной категории, а также с ребенком, обладающим выраженным сенсорным компонентом.
Если говорить о слухоречевом развитии подобных детей, то прогноз зависит от многочисленных факторов. Значение имеет характер и тяжесть сенсорных нарушений, уровень снижения слуха, а также выраженность нарушений высшего анализа и синтеза слухового анализатора, умение подражать речевым звукам, характерологический и личностный аспект, особенности интеллекта, условия воспитания, развития и коррекции.
Для понимания характера слухоречевых особенностей у ребенка, страдающего сенсорной алалией, целесообразно дифференцировать симптомы, которые характерны для алалии сенсорной, с тугоухостью, проявившейся в доречевом периоде.
Неоспоримо значение нормального слуха при формировании речи малыша, по этой причине в любых случаях нарушения речевого развития, в первую очередь, требуется тщательное изучение слуховых функций ребенка. Подчеркнем также необходимость тональной аудиометрии, ведь анализ слуха, основанный только на проверке шепотной и разговорной речи, способен натолкнуть на ошибочное заключение о наличии у малыша центральных нарушений типа алалии.
Бывает и так, что у детей, страдающих сенсорной алалией, диагностируют не только тугоухость, но и нарушения интеллекта. И действительно, при первом взгляде, клиническая картина сенсорной алалии выдает для этого основания. Кроме этого на определенных этапах развития ребенку с нарушенным интеллектом могут поставить диагноз сенсорная алалия.
Следовательно, сенсорным компонентом, выражающимся в различной степени, могут стать осложнениями разных нарушений функционального и органического (нарушение интеллекта, тугоухость) генеза, и здесь дети с нарушениями интеллекта и слуха составляют основную группу риска.
По той причине, что главным проявлением сенсорной алалии является нарушение синтеза слухоречевого анализатора и процессов высшего анализа, основной коррекционной целью должна стать компенсация данного нарушенного звена.
Но, так как страдающую функцию мы не можем развивать напрямую, следует сформировать новую функциональную систему с применением всех сохранных анализаторов посредством создания дополнительных опор.
Работа по преодолению сенсорной алалии, таким образом, использует двигательный и зрительный анализаторы, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационное восприятие, обоняние, вкус, и, естественно, слух, дозировано привлекаемый в форме поврежденного звена.
Коррекционные занятия с детьми, которые страдают сенсорной алалией, должны включать элементы различных коррекционных программ, так например, многое заимствуется и адаптируется из систем работы с детьми, обладающими нарушениями слуха, а также из методик нейропсихологических.
Три этапа работы:
— Этап подготовительный – он включает создание мотивации к занятиям, а далее потребности коммуникации (ребенка включают в группу детей).
В связи с тем, что речь рассматривается, как ритмическая пространственно-временная структура, в данные занятия включаются данные три компонента. Тут же мы развиваем общую сенсорику, слуховой, зрительное, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие, осязание и обоняние. Так мы получаем возможность развивать все базовые навыки и функции, опережающие и сопутствующие речевое развитие в онтогенезе у нормально развивающегося ребенка.
Работа над последовательностью, рядом, цветом, количественным элементом и прочими элементарными представлениями, которые в последующем лягут в основе письма, чтения и счета, выполняется до работы над элементами глобального чтения с артикуляторной опорой и звукового анализа.
2 – Этап основной – представляет собой работу над фазовой речью, а также ее грамматическим оформлением. На паре первых этапов работа над восприятием слуховым проводится лишь на музыкальных занятиях, а также в группе.
3 – Этап заключительный – работаем над слуховым восприятием, автоматизацией и дифференциацией звуков, работаем также над сложными грамматическими конструкциями.
На всех перечисленных этапах (конечно по-разному) активно применяются двигательные и зрительные опоры, также проводится работа словарная.
Опыт специалистов говорит о том, что указанные методические приемы, которые направлены на развитие процессов высшего анализа, а также синтеза анализатора слухоречевого и создание новой функциональной системы с использованием всех типов сохранных анализаторов, дают возможность, при сенсорной алалии, успешно компенсировать слухоречевые процессные нарушения.
Кроме этого, указанный комплексный подход является эффективным и при прочих видах нарушений речи и слуха (дислалия, дизартрия, комплексные нарушения и т.п.).
Симптомы сенсомоторной алалии у детей
Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.
Разберемся в этих нарушениях подробнее:
- Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
- Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.
В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.
Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.
Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:
- Трудности с координацией и мелкой моторикой;
- Неуклюжесть;
- Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
- Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
- Заикание;
- Энурез;
- Нарушения сна и аппетита.
Степени тяжести
В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:
- легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
- при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
- тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.
Построение занятий
При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на тренировку целого ряда реакций. Нужно тренировать не только собственно фонетический слух, но и моторику, память, внимание. Систему тренировок следует выстраивать комплексно.
Другим моментом является контроль окружения. Любой источник звука оказывает на больного влияние, поэтому важно устраивать режимы тишины. Количество звуковых раздражителей для пациента тоже лучше понизить, чтобы он лучше учился выделять нужные звуки. Понижение звуковых раздражителей используется и на время проведения занятий. Основная задача логопедической работы при сенсорной алалии — приучить пациента понимать речь в различных ситуациях и формировать грамотную речь самостоятельно.
Упражнения можно оформлять в формате разнообразных игр. Дети любят игры и так им будет лучше запомнить урок
Диагностика сенсомоторной алалии у детей
Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.
Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.
Моторная алалия
Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.
У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.
Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.
Лечение сенсомоторной алалии у детей
Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.
Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.
Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.
Возможные психические нарушения
Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:
- более медленно протекают мыслительные процессы;
- нарушена память;
- наблюдается ухудшение концентрации внимания;
- присутствуют зрительно-пространственные нарушения.
Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.
Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка
Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.
Специалист помогает поэтапно:
- на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
- второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
- третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.
Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).
С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.
Зависимость методик обучения от формы сенсорной алалии
Коррекционно-логопедические работы по сенсорной алалии требуют учесть форму заболевания. Для начала важно обследовать пациента, чтобы понять, степень тяжести заболевания. Занятия должны включать комплекс упражнений и задания.
Следует различать легкую форму сенсорной алалии и грубую. При легкой форме пациент понимает отдельные слова и фразы, однако не способен использовать их самостоятельно или выделять в произнесенном предложении.
Грубая форма алалии приводит к нарушению интеллекта и психики. Ребенок теряет способность к пониманию слов, сказанных окружающими. Для работы с грубой формой стоит привлечь специалиста.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.
Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.
Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.
Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.
Лечение
Лечение проводится по нескольким направлениям.
Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями.
Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.
Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями.
Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.
Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.
Клиническая картина, особенности поведения
Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.
Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:
- Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
- Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
- У ребенка полностью отсутствует речь.
Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.