Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.


Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Прогноз, меры профилактики

При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.

Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.

Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.

Классификация алалии

Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).

Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.

Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.

Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.

Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.

Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.

При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.

Причины появления сенсорной алалии

К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:

  1. Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.
  2. Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.
  3. Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша.

Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.

Как определить сенсорную алалия

Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.

Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.

Какие симптомы имеет сенсорная алалия

При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.

Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».

Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно. Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.

Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.

Причины

Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:

  • Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
  • Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
  • Патологии плода, которые появились во время беременности.

Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.

Как корректировать сенсорную алалию

Корректировать сенсорную алалию необходимо только используя комплексный подход. Он состоит из:

  • медикаментами, назначенные неврологом;
  • нейрокоррекция;
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом;
  • работа с детским психологом;
  • физиопроцедуры, эрготерапия;
  • специальный логопедический массаж.

Комплексная помощь

Врачами назначает прием ноотропные препараты, нейропептиды, нейропротекторы, витамины. Эти средства оказывают положительное влияние на ЦНС в целом. Дополнительными мерами могут стать массажи, ЛФК, приятие лечебных ванн.

Логотерапия

Целью здесь является формирование слухового восприятия, развитие способности анализировать речь и слова окружающих. На первых этапах замедляется хаотичная речь малыша, повышается его усидчивость, внимательность.

Нейропсихологическая коррекция

Здесь происходит развитие дефицитарных функций, мышления, улучшается память малыша, появляется активность к исследованию окружающего их мира. Все эти компоненты лечения подбираются и назначаются специалистами, с учетом возраста, тяжести заболевания, причин возникновения и ряда других физиологических особенности. Обязательным условием успешной терапии являются занятия с дефектологом.

Подобрать меры коррекции можно только после проведения комплексной диагностики. От срока обнаружения этого речевого нарушения зависит результат терапии. Оптимальным возрастом, когда желательно начинать коррекцию считается 2-3 года.

Прогноз лечения и меры профилактики

Прогноз результата определяется на сколько рано была выявлена проблема и говорить об этом может только врач, который ведет кроху. Логотерапия поможет только если соблюдается весь план коррекционной работы, состоящий из медицинской, а также психологической составляющей.

Вовремя начавшаяся терапия и неукоснительно соблюдающаяся коррекция позволяют сгладить нарушения речевого аппарата, предупредить отклонения в дальнейшем.

В случае запоздалого обращения, вероятность получить сформированную полноценную речь резко снижается. При отсутствии мер коррекции, задержка речи может привести к плохой социализации малыша. Как следствие, могут появиться психологические нарушения. Меры профилактики сенсорной алалии проводятся при беременности, а затем в раннем возрасте малыша.

Отличия сенсорной алалии от моторного типа нарушения речи

Слуховое внимание при данном нарушении снижено или вовсе отсутствует. Речь взрослых воспринимается неотчетливо, как набор хаотичных звуков. Поэтому не возникает желания подражать, повторять слова, слоги, звуки.

У детей с сенсорной алалией повышена речевая активность. Это отличает их от деток с моторный типом речевого нарушения. Детки с сенсорным видом много говорят, сохранена правильная интонация.

В этом случае речедвигательный анализатор не поврежден. Однако речь таких малышей неустойчива по звуковому составу. В ней много отдельных обрывков слов, бессмысленных словосочетаний. Такая речь непонятна для окружающих. В некоторых случаях наблюдается эхолалия – повторение отдельных слов, звуков без понимания их значений.

Часто не сформирована соотнесенность слышимых и произносимых слов. Название не может закрепиться за определенным предметом. Дети с нормальным развитием речевого аппарата запоминают название предмета после 3-5 повторений.

Для алалика с сенсорный типом заболевания для этого требуется минимум 25-30 повторений. Ребенок не может повторить произнесенное родителем слово. Взрослые же расценивают это как упрямство со стороны малыша.

Степень нарушения понимания может быть разной. Может наблюдаться полное непонимание речи, так и непонимание отдельных звуков, слов. Понимание речи имеет ситуативный характер. Одна фраза может быть понята по-разному.

Сенсорная алалия – повышенная речевая активность при низком ее понимании окружающими. Малыш плохо контролирует свою собственную речь. Симптоматика сенсорной алалии:

  • высокая возбудимость;
  • плохая управляемость поведением;
  • вторичная задержка интеллектуального развития.

Дети, страдающие таким расстройством, плохо идут на контакт с другими людьми. На них трудно влиять словами и убеждениями, им сложно что-то объяснить. Эти факторы объясняют неуправляемость малыша.

Для сенсорного вида характерно, что даже специалисты часто могут ее спутать с аутизмом. В профессиональном кругу логопедов появляется мнение о том, чтобы заменить термин «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция». Терапия этой болезни начинается именно с сенсорного компонента. Это продиктовано тем, что у ребенка вначале начинает развиваться понимание речи, и только после этого появляется способность выговаривать звуки и слова.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Что такое моторная алалия

Алалия моторная – или по-другому экспрессивная – обусловлена тем, что связана с моторными (двигательными) нарушениями. Основные проблемы становления речи – плохое овладение языковыми операциями, недостаточный словарного запаса. К примеру, моторная алалия у ребенка 3 лет выражается в неспособности высказать свои мысли, слова, отдельные звуки. Ему сложно составлять слова, словосочетания и правильно их использовать.

У таких детей нормальная подвижность органов, ответственных за речь. Но есть трудность в двигательных умениях и навыках. Ребенок может слизать языком мороженое, но при этом не может поднять язык вверх по просьбе взрослого или родителя.

Понимая речь окружающих, малыш бессилен в воспроизведении родного языка. Задержка затрагивает исключительно речевой аппарат. Если имеется длительная задержка, может появиться вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Это сглаживается со становлением речи и ее развитием, усложнением.

Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения.

Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Деткам с моторной алалией сложно играть с другими ребятишками. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.

В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают.

Психические нарушения при моторной алалии

Могут наблюдаться отклонения в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в чрезмерной обидчивости, склонности к бурным реакциям, частым слезам, истерикам, нежелании иметь контакты и общение с окружающими людьми. Такие симптомы могут быть выражены в:

  • нарушения памяти;
  • плохой концентрации внимания;
  • замедленном протекании мыслительных процессов;
  • зрительно-пространственных нарушениях;

Детям с моторной алалией сложно сосредотачиваться на каком-либо занятии или предмете. Они очень быстро отвлекаются на другие малозначимые предметы или события. Заинтересовать чем-либо такого ребенка крайне сложно. Таким детям сложно запоминать стишки, цифры, названия дней недели.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Клиническая картина и особенности поведения

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  1. Полное отсутствие речи.
  2. Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  3. Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Коррекция алалии

Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.

Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.

В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:

  • гимнастика;
  • Занятия логопедической ритмикой (логоритмикой);
  • художественные и технические занятия,
  • чтение;
  • занятия по письму;
  • логопедические занятия;
  • тренировка памяти;
  • специальные занятия, направленные на внимание и восприятие;

В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.

Лечение моторной алалии у детей

При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:

  • стимуляцию речи;
  • осмысленность речи;
  • формирование и расширение словарного запаса;
  • грамматическое становление речи.

В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография) ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография) Регнгенография черепа+ МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования: Отоскопия Аудиометрия Исследование функции слухового анализатора

  • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом


Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Логопедический массаж часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы: Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы. Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда. Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек Логопед просит малыша надуть щеки. Надуй щеки как сердитый медвежонок. Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка Логопед просит вытянуть губы трубочкой. Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия


Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.


Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.


Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Карточки для занятий: Карточки для работы с алаликами часть 1 Карточки для работы с алаликами часть 2 Карточки для работы с алаликами часть 3 Карточки для работы с алаликами часть 4

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Основные причины

Причинами заболевания могут стать:

  • Патология внутриутробного развития: перенесенные заболевания матери, травмы;
  • Генетическая предрасположенность;
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование;
  • Травмы головы;
  • Отравления токсическими веществами.

Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни, проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, а так же педагогическая запущенность.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Симптомы

При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.

При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.

Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Статья:

Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Причины:

  • воспалительные поражения головного мозга
  • травматические поражения головного мозга
  • кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
  • обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
  • последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

  • запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

  • врожденное недоразвитие
  • ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия — нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

  • фонетические нарушения(звукопроизношение)
  • недоразвитие фонематического слуха
  • аграмматизмы в речи
  • нарушения структуры слова и фразы
  • резко обеднен словарный запас
  • нет связной речи
  • несформирована мотивация общения
  • понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

  • общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
  • нарушения координации движений
  • недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
  • патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
  • вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
  • нарушение орального и динамического праксиса
  • несформированность игровых навыков
  • импульсивность, хаотичность деятельности
  • нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

  1. уровень: отсутствие общеупотребительной речи
  2. уровень: зачатки общеупотребительной речи
  3. уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

  • аморфные слова-корни («тя бах» — чашка упалла, «Дека мо» — девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой
  • ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

  • простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» — Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

  • речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» — у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)
  1. уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

1 этап — однословное предложение ( с неговорящими детьми)

Цель:

  • вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
  • расширять объем понимания речи
  • занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
  • избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
  • дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

  1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
  2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
  3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
  4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
  5. понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

  1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания
  2. называние близких людей («мама, папа»)
  3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
  4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
  5. звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)
  6. подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
  7. введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
  8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
  9. подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
  10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
  11. при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
  12. формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

2 этап — первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

  1. различение количества предметов (много –мало—один)
  2. различение величины предметов (большой —маленький)
  3. различение вкуса (сладкий – соленый)
  4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
  5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
  6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
  7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

  1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение
  2. называние знакомых предметов
  3. наращивание слогов к концу слова: МУ — … РУ — … ПО — , ЛАП— + КА

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

  1. двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА
  2. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ
  3. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША
  4. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)
  5. употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ

Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать

Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

3 этап — двусоставное предложение

(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)

Понимание речи:

  1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ
  2. Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ — СТИРАЕТ
  3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,
  4. различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО — ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО — ЗАСТЕГНУТО
  5. понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ
  6. различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ
  7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА
  8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
  9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
  10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА
  11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
  12. Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ
  13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ — ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ
  14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД

Самостоятельная речь:

  1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП
  2. составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ
  3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …
  4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …
  5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ
  6. заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …
  7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА
  8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)

4 этап — предложения из нескольких слов

Цель:

  1. научить строить предложения из 3-5 слов
  2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов
  3. формировать навыки связной речи

Понимание речи:

  1. понимание падежных окончаний существительных
  2. понимание прилагательных и наречий

Самостоятельная речь:

  1. закрепление конструкций предыдущего этапа
  2. составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ
  3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ
  4. составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО
  5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА
  6. составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»
  7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ
  8. составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ
  9. составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ
  10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ
  11. составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ
  12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ
  13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК
  14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)
  15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ
  16. образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ
  17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …
  18. постановка звуков
  19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший)
  20. заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ

5 этап — расширение объема предложения, сложное предложение

Цель:

  1. научить детей строить сложные предложения
  2. продолжить работу над словоизменением
  3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными

(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)

Самостоятельная речь:

  1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
  2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО
  3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
  4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
  5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
  6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
  7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
  8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ
  9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ
  10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ
  11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ
  12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ
  13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ
  14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ
  15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ
  16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»
  17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ
  18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ
  19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ
  20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
  21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ
  22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА
  23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ
  24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ
  25. различение слов с оттенками значений — ИДЕТ – МАРШИРУЕТ
  26. различение близких по значению слов: РВЕТ — ЛОМАЕТ
  27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
  28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
  29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия — нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Проявления:

  • ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене
  • при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
  • не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
  • гиперакузия — повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

  • большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
  • ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
  • улучшение понимания при многократном медленном повторении
  • трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
  • улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
  • улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
  • улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

  • из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи
  • двигательное беспокойство, трудности поведения
  • дети мало пользуются жестами и мимикой
  • реагируют на интонацию, не понимания смысла
  • игру сопровождают модулированным лепетом
  • логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
  • эхолалия — повторение обращенной речи
  • при появлении первых слов:

    о шибки в ударении

  • замены
  • искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка)
  • высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии

Основные направления коррекции:

  • сознательный анализ состава речи
  • развитие фонематического восприятия
  • понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы:

  • последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
  1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
      определяют часы и дни отдыха
  2. ограничивают излишнее общение
  3. исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор
  4. щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
  1. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
  2. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
  3. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
  4. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
  5. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
  6. развитие потребности общения, мотивации общения
  7. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

  1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением
  2. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
  3. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
  4. различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА
  5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
  6. различение характера звука, источника звучания, его локализации
  7. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
  8. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –
  • при общении с одним человеком
  • при общении с разными людьми
  • при определенной ситуации
  • с опорой на мимику, жест
  1. развитие фонематического слуха
  2. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
  3. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
  • посуда, мебель
  • мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
  • летит – летят
  1. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
  2. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

  • состояния слуховой чувствительности
  • времени и характера проводимого лечения
  • коррекционно-воспитательного воздействия
  • возраста и интеллекта ребенка

Профилактика алалии

Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.

Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:

  • рахиты;
  • вирусный энцефалит;
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • менингиты;
  • вирусные заболевания и осложнения после них.

Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:

  • родители должны отказаться от вредных привычек;
  • перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
  • во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
  • применять безопасные для плода лекарственные средства.
  • проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
  • после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
  • при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
  • проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.

Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Способы коррекции

Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:

  • прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);

Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Прогноз преодоления диагноза

Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.

Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.

В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.

Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]