Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникают специфические трудности при обучении младших школьников письму под названием дисграфия.
Оптическая дисграфия – что это?
Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения. В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции. С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.
Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.
Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.
Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:
- Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п. например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
- Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т. например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
- Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др. например: Антон — Λнтон.
- Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши. Например: Екатерина – Зкатерина.
Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата.
Коррекция оптической дисграфии
Успех устранения нарушений при данном типе дисграфии напрямую зависит от профилактики отклонений и своевременного начала занятий. При этом достичь максимальной эффективности поможет грамотная комбинация занятий с профессиональным логопедом-дефектологом и домашних методик, направленных на развитие речевых и письменных функций ребенка.
Коррекционная работа должна быть индивидуальной, последовательной и систематической. Упражнения по исправлению оптической дисграфии направлены на:
- формирование зрительного восприятия ребенком форм, величин, цветов предметов;
- развитие зрительной памяти;
- работу над слуховым и зрительным анализом и синтезом;
- овладение навыками графической символизации;
- дифференциацию символов (букв), которые имеют схожее графическое выражение.
- развитие мелкой моторики.
Разработать индивидуальный план коррекции оптической дисграфии для ребенка, с учетом особенностей возникновения патологии, возраста и других характеристик психики малыша, может только грамотный логопед-дефектолог.
Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Кромская А.И. Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР // Совушка. 2021. №3(5). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 18.11.2021 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье «Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР»
Актуальность данной темы обусловлена научно подтвержденными сведениями о том, что с каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Больше всего в России страдает уровень начального школьного образования: еще в 2007 году Россия занимала 15-е место по уровню грамотности у школьников, но уже к 2010 году в рейтинге из 65-ти позиций мы скатились на 43-е место (исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment). Всё это говорит о выраженности проблемы дисграфии в современном обществе.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов дисграфии является оптическая дисграфия.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
Этот вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи ребёнка. В этих случаях ребёнок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:
— на школьной успеваемости детей;
— увеличивают сроки овладения школьной программой;
— вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
А если при всем этом учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.
Как уже было выше сказано, дисграфические нарушения обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Их недоразвитие можно обнаружить уже в старшем дошкольном возрасте.
В исследованиях Л.Г. Парамоновой[3] отмечается, что предпосылки оптической дисграфии имеют 45,8% дошкольников. Это:
· трудности концентрации и переключения зрительного внимания,
· нарушения восприятия предметов,
· трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
· нарушения зрительной памяти,
· недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,
· нарушение зрительно-моторной координации.
Таким образом, очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Учитывая то, что у дошкольников с ОНР имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности тех неречевых психических функций, которые являются предпосылками возникновения оптической дисграфии, основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.
Основные задачи:
- Формирование зрительного гнозиса (восприятия).
- Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания.
- Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
- Развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв).
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие зрительно-моторных координаций.
- Автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
- Дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Подготовительный этап — работа с картинками (со старшей логопедической группы).
Основной этап — работа с буквами (с подготовительной логопедической группы).
На подготовительном этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению.
Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов, их муляжей или же цветных изображений. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используются игры на классификацию предметов — из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.). В игре «4 лишний» дети находят лишнюю картинку. В игре « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12. Очень любят дети рассматривать неполное изображение предмета (игра «Что забыл нарисовать художник?»). В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление. Используются дидактические игры и упражнения: «Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…», «Разноцветные ступеньки»; «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?», «Собери листок». Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинают использоваться схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используются задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даются задания на сравнение предметов. Все игровые упражнения связываются с основной темой занятия.
Особое внимание на данном этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец (различные варианты игр «Чего не стало?», « Что изменилось?» и т.д.).
Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево. Работа по развитию ориентировки в собственном теле начинается при изучении темы «Части тела». Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами (например, игра «Электронная мышь»).
Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук (это и различные физминутки, и комплексы пальчиковых упражнений). Физминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель — снятие умственного и психофизического напряжения учащихся, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.
Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.
На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.
Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений при письме, включаются в подготовительной группе в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Работу с буквенным материалом на основном этапе я провожу в определённой последовательности с учетом постепенного усложнения материала: сначала на уровне букв, затем слогов, потом слов, и, наконец, предложений.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:
— «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О — колесо, К — сигнальщик…) с заучиванием стихов о букве;
— игра «Посчитай буквы» — найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;
— назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
— игра «Умные глазки» — узнать буквы, совмещенные друг с другом;
— узнать буквы, наложенные друг на друга;
— определить правильно и неправильно написанную букву;
— нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах;
— узнать буквы по их зеркальному изображению;
— показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых;
— найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;
— обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;
— игра «Сложи букву» — достроить или дописать недостающие элементы буквы;
— реконструирование букв (превращение из одной в другую);
— игра «Умные ручки» — определение буквы на ощупь;
— письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
— узнай, какую букву пальцем написали на ладошке, на спине;
— узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона);
— конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…
Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.
Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом.
Литература.
- Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
- Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.- СПб., Стройлеспечать, 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб., Союз, 2001.
- Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. – Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., Владос, 1997.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону,Феникс, 2004.
Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии
Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:
- Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику. На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.
На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».
Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов. - Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.
То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д. - Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
- Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
- Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
- Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.
Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.
Дата публикации: 10.04.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Оптическая дисграфия — симптомы, причины и профилактика и лечение
Игровой комплекс по коррекции оптической дисграфии у младших школьников (описан в статье к. п. н., доцент Жулина Е. В. «ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»):
I. Упражнения по формированию зрительного восприятия и узнавания
1. Восприятие и узнавание геометрических фигур
Упражнение «Угадай, какая фигура»
Ученикам предлагается угадать, какая фигура будет изображена на экране с помощью поочередно появляющихся частей этой фигуры:
1) Квадрат
— вертикальная черта:
Ученики предлагают варианты ответов (идет мыслительный процесс по воспоминанию о геометрических фигурах и их свойствах): квадрат, прямоугольник (они понимают, что круг здесь быть не может, так как у него нет прямых линий).
— горизонтальная черта:
Ученики предполагают, что это квадрат, так как обе линии равные по размеру.
— изображение квадрата.
После педагог предлагает ученикам определить, какие вещи в классе напоминают «квадрат», то есть имеют квадратную форму, после перечисления или же при затруднении со стороны учеников определить
фигуру в предметах и вещах — демонстрируется слайд «Геометрия вокруг нас». То же самое упражнение проводится и с другими геометрическими фигурами: треугольником, прямоугольником, кругом, ромбом, овалом.
После чего выполняются упражнения №1 и №2 в Рабочей тетради.
Упражнение «Зашумленные фигуры»
Учащимся предлагается рассмотреть фигуры, наложенные друг на друга.
В первом варианте фигуры бесцветные с контуром.
После определения ребенком фигур, они «разлетаются» по сторонам и подписываются. Педагог повторяет название фигур вместе с ребенком:
Во втором варианте фигуры разноцветные на цветном фоне.
После определения, фигуры также разлетаются по сторонам, ребенок должен сам записать их названия в Рабочую тетрадь.
В третьем варианте фигуры разноцветные на белом фоне, причем количество фигур значительно больше, некоторые повторяются. Ребенок подсчитывает, сколько он рассмотрел треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.
После данного упражнения с интерактивной доской выполняется похожее упражнение №3 в Рабочей тетради для закрепления узнавания фигур.
2. Восприятие и узнавание букв
Упражнение «На какую букву похоже…»
Ребенку предлагается рассмотреть несколько картинок с предметами и объектами. Его задача, определить, какую букву напоминают эти изображения.
Упражнение «На что похожа буква»
Упражнение разработано на основе анимационной программы Macromedia Flesh. Ученики должны определить, на что похожа демонстрируемая буква, например:
Буква А. Предложения учеников: крыша дома, гора и др.
Буква Ш. Предложения учеников: забор, вилка и др.
После сравнения буквы с предметом, каждая из предложенных букв на экране приобретает форму
определенного предмета, например:
Буква «А» превращается в ракету;
Буква «В» превращается в парус;
Буква «О» превращается в солнце…
Далее в рабочей тетради выполняется упражнение №4: «На что похожа буква».
Для закрепления узнавания и восприятия букв, проводится групповое задание. Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая группа выбирает пару гласных букв «А»-«О» или «У»-«И». На листе ватмана ребята рисуют
небольшую историю данных букв. Здесь нужно проявить фантазию и воображение и зарисовать как можно больше сходств предметов и букв, а также учесть различия данной пары букв.
Упражнение «Зашумленные» изображения букв
(презентация «Зашумленные буквы»)
С помощью интерактивной доски учитель предлагает рассмотреть ряд изображений с буквами. Эти буквы наложены друг на друга, сливаются друг с другом. Задача ученика – определить букву и назвать ее.
Упражнение «Испорченные» буквы
(презентация «Испорченные буквы»)
Ученику предлагается рассмотреть несколько изображений недописанных («испорченных») букв. Главная задача – определить, какая это буква, то есть узнать ее и назвать (записать). Например:
Упражнение «Правильно-неправильно»
(презентация «Правильные и неправильные буквы»)
Ученики рассматривают пары букв. Их задача – выбрать те, которые написаны правильно и объяснить неверность написания других. Например:
После работы с интерактивной доской выполняются упражнения №9, 10, 11 в Рабочей тетради.
3. Зрительное восприятие
Упражнение «Найди отличия»
(презентация «Найди отличия»)
Учащимся предлагается ряд парных картинок, они должны найти отличия, учитель отмечает на экране эти отличия, затем хором проговариваются слова.
Упражнение «Запомни и составь картинку»
(презентация «Запомни и повтори изображение»)
Педагог демонстрирует на интерактивной доске:
— Схематичные изображения, задача учащегося – сложить из палочек (спичек) такое же изображение по образцу, а затем по памяти. Упражнение усложняется с каждым разом. Сначала педагог демонстрирует изображение три раза, затем два раза и один раз. Сначала используются упрощенные изображения, затем сложнее, с бὸльшим количеством элементов:
Затем ребятам предлагается сложить из палочек или спичек свое имя.
— Рисунки, которые нужно запомнить и нарисовать по памяти. Педагог обращает внимание на основные элементы рисунка, правильность расстановки элементов рисунка.
Упражнение «Одна-другая»
(презентация «Одна-другая»)
Учащиеся собирают буквы, используя палочки или спички, причем в разных версиях:
— из одной буквы сделай другую (добавь или убери элемент)
— добавь 1 или 2 элемента, чтобы получилась буква и т.д.
Педагог демонстрирует пример, далее предлагает выложить определенные буквы и сделать из них другие буквы. Делается вывод, что есть буквы со схожими элементами. В заключении педагог предлагает из показанных элементов собрать буквы, в которых они встречаются.
Упражнение «Запомни картинки»
(презентация «Запомни картинки»)
Педагог демонстрирует поочередно ряд картинок.
Задание: Запомни 3-5 картинок, а затем найди их среди других (6-10).
II. Пространственная ориентация включает в себя ряд упражнений (серия презентаций «Пространственная ориентация»):
• Упражнение «Право-лево»
• Упражнение «Выше-ниже»
• Упражнение «Снаружи-внутри»
Ученикам демонстрируются картинки с изображениями животных и предметов, задача учащихся – определить право и лево, до и после, выше — ниже, снаружи — внутри и т.д. После коллективной работы с
интерактивной доской выполняются закрепляющие упражнения №12-13 в Рабочей тетради.
• Последний игровой прием на развитие пространственных представлений и памяти – это игра
«Запомни движение», разработанная на основе Macromedia Flesh.
Педагог демонстрирует движущийся объект, учащийся должен запомнить траекторию движения и воспроизвести (назвать), используя слова пространства – налево, направо, вниз, вверх. Игра постепенно усложняется, когда добавляется еще один объект и запомнить нужно траекторию движения двух объектов, а также описать, что движется выше, что ниже, что дальше и т.д.
III. Метод наглядного моделирования
Создание схемы (модели) значительно активизирует учебный процесс. Схемы и модели различных структур (звук, слог, слово, предложение) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком.
Данная серия упражнений подразумевает работу как с интерактивной доской, так и с рабочей тетрадью.
1. Работа с буквами
На начальном этапе наглядного моделирования работаем с буквами. Педагог представляет ребятам
относить каждую букву русского алфавита к одному окошечку. Если слово содержит 5 букв, следовательно, рисуем 5 окошечек.
1. Работа с Презентацией «Буквы-окошечки»
Средства: интерактивная доска, презентация.
Модель: одна буква = одному окошечку, гласные буквы – зеленые окошечки, согласные – без цвета.
На урок к ребятам приглашается герой мультфильма Незнайка, которому нужна помощь.
1 задание – заполнить пустые окошечки словами, которые представлены в виде картинок. Ребята называют слово и подсчитывают количество букв, соотносят слова с определенным количеством букв к нужным окошечкам.
2 задание – повторяем гласные звуки и выделяем их в словах. Закрашиваем окошечки, содержащие гласные буквы, в зеленый цвет. Определяем модели для каждого слова.
3 задание – необходимо распределить слова по окошечкам. Ребята отмечают, что каждое слово состоит из 5 букв, тогда приходит на помощь Незнайка, который закрашивает некоторые окошечки в зеленый цвет.
Ребята догадываются, что зеленые окошечки соответствуют гласным буквам и, таким образом, определяют каждое слово по нужным окошечкам.
4 задание – даны схемы, задача учеников – придумать слова согласно этим схемам. Слова записываются в тетрадь (упражнение №20), один из учеников работает с интерактивной доской по данному заданию.
После выполнения упражнений согласно презентации, учащиеся в дополнении работают самостоятельно в рабочей тетради с упражнениями №21 и 22.
2. Работа с Презентацией «Буквы-символы»
1 задание — Учащиеся работают с символами.
Главная задача – определить, какие гласные буквы замаскированы в демонстрируемые символы.
Для начала вспоминаются и проговариваются все гласные буквы, записываются в тетрадь в рукописном и печатном вариантах. Далее ребята определяют схожие элементы букв и представленных символов и соотносят каждый символ к нужной букве.
2 задание — Далее педагог демонстрирует модели слов, содержащих символы вместо гласных букв, ребята работают с интерактивной доской, а также в Рабочей тетради и заполняют данные модели словами.
3 задание – определить зашифрованные Знайкой слова по моделям.
4 задание – самостоятельная работа по составлению моделей по образцу.
5 задание – создание символов к согласным буквам.
Педагог готовит заранее карточки с согласными буквами. Каждый ученик наугад выбирает одну из карточек. Задача учащегося – замаскировать согласную букву в символ, причем символ должен содержать любой элемент (или элементы), схожий с исходной буквой. Все составленные символы педагог вешает на доску. Ученики «расшифровывают» символы, пока не назовут исходную букву.
Подобные игровые задания способствуют более прочному закреплению знаний о буквах и их элементах, а также их зрительному восприятию.
IV. Приемы дифференциации оптически сходных рукописных букв (п-р, м-ш, г-п, п-т, с-е, с-э, в-д и др.)
1. Упражнение «составь слово».
Можно работать по парам или по группам.
А) Из сундучка ребята вытаскивают буквы, из которых они должны составить слово.
Б) На интерактивной доске представлен ряд букв. Задача ребят – сложить из них верное слово. Ученики могут работать как в своих тетрадях, так и по очереди с интерактивной доской. Верно определенное слово — обычно это ключевое слово по теме или уроку-игры.
2. Занятия с крупой.
Занимаясь с крупой, дети хорошо развивают и совершенствуют мелкую моторику рук, а также развивают зрительное восприятие и память.
Учитель готовит для каждого тарелочку с крупой (рис, греча и др.) и после демонстрации нескольких слайдов предлагает ребятам поработать в своих тарелочках и на рисовать в них буквы, сначала представленные на доске, затем под диктовку.
3. Игра «Распредели картинки»
По изучаемым парам оптически сходных букв учитель подбирает соответствующие картинки. На интерактивной доске представлена пара букв (к примеру, п-т) и картинки вразброс. Картинки, начинающиеся или содержащие букву п или т – ребята соотносят к соответствующей букве.
4. Упражнение «Вставь букву»
На доске изображены слова, в которых пропущены буквы согласно теме (например, п-т). Учащиеся подписывают буквы, затем упражнение повторяется в рабочей тетради.
5. Упражнение «Элементы букв»
Учитель рисует на доске элемент рукописной буквы, ребята должны предположить, что это может быть за буква. Затем подобное упражнение выполняется в рабочей тетради.