Классификация речевых нарушенийстатья по логопедии на тему


Фонационные нарушения устной речи у детей и взрослых

Афония (дисфония) – отсутствие голоса, либо нарушение его силы, высоты или тембра. Возникает вследствие органических или функциональных дефектов голосообразующего механизма.
Нарушение темпа речи:

  • – патологически медленный темп речи, замедленная артикуляция. Результат нарушения речевых центров в коре мозга. По своему происхождению это нарушение речи может быть органическим или функциональным. Речь звучит тягуче, растянуто, вяло и монотонно;
  • – патологически быстрый темп речи, ускоренная артикуляция. Речь торопливая, стремительная, напористая, сопровождается аграмматизмами.

Заикание – нарушения темпа, ритма и плавности речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает как резкая отрицательная реакция на внешний раздражитель.

Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и развитии речевого аппарата. Искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение. Это может произойти из-за анатомических дефектов артикуляционного аппарата или из-за неблагоприятных условий развития речи и нарушений фонематического слуха.

Ринолалия (гнусавость) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомических и физиологических дефектов речевого аппарата. Симптомы этого нарушения речи: монотонная и малоразборчивая речь, гнусавость, назальный оттенок речи.

Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения из-за несформированности всех звеньев механизма звукопроизношения. Причина такого нарушения речи – результат поражения центральной нервной системы.

Виды речевых нарушенийстатья (логопедия) по теме

Виды речевых нарушений.

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, она ориентирована на коррекцию дефекта речи, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в данной классификации подразделяются на две группы.

Нарушения устной речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

• функциональную;

• механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

-недостаточная степень развития фонематического слуха;

-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

-двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

-недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка);

— патологические изменения величины и формы языка;

— неправильное строение твёрдого и мягкого нёба;

-атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

-звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические симптомы:

-судороги, которые классифицируются по форме и локализации;

— нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

-наличие непроизвольных движений тела, лица;

— нарушение речевой и общей моторики.

Психологические симптомы:

-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Выделяют различные степени выраженности заикания: лёгкую (заикание проявляется только в возбуждённом состоянии, при стремлении быстро выговориться), среднюю (в спокойном состоянии, в привычной обстановке заикание не проявляется, в эмоционально-возбуждённом состоянии проявляется сильное заикание), тяжёлую (заикание проявляется постоянно).

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Ринолалия смешанная.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Выделяют четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

Первая — самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая — самая тяжелая, отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

По тяжести проявлений анартрия может быть различной:

— тяжелая полное отсутствие речи и голоса;

— среднетяжелая наличие только голосовых реакций;

— легкая наличие звукослоговой активности.

II. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Различают шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при повреждении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Нарушения письменной речи.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв .Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Психолого-педагогическая классификация:

В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние:

-недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка);

-замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш;

-смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

-значительно позднее появление речи;

-ограниченный словарный запас;

-грубые нарушения грамматического строя;

-выраженные недостатки звукопроизношения;

-речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня ОНР.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998.

2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой М., «Владос», 1998.

Подготовила учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский

социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна

Структурно-семантические нарушения устной речи

Алалия – или недоразвитая речь из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга в утробе матери или в младенчестве. Система фонематических, грамматических и лексических языковых средств не формируется. Нарушение управления речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звуков и слогов. Данное нарушение речи труднее остальных поддается коррекции.

Афазия – полная или частичная потеря ранее сформированных навыков речи из-за сосудистых нарушений, воспалительных процессов в головном мозге или черепно-мозговых травм. Обычно афазией называют нарушение, если оно произошло после трех лет.

Еще одна классификация, по которой делятся виды нарушений речи:

  1. Нарушение средств общения:
      фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение формирования произношения у пациентов с какими-либо речевыми расстройствами;
  2. общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех компонентов речи, как звуковых, так и смысловых. Признаки общего нарушения речи: позднее развитие речи, скудный словарный запас, дефекты произношения, аграмматизмы. Степень нарушения может быть разная от дислалии вплоть до полного отсутствия речи (алалии).
  3. Нарушения в применении средств общения – когда средства общения сформированы правильно, а коммуникативная функция речи нарушена. Сюда относится, например, заикание.

Дислалия

Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:

  • у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
  • он правильно строит фразы и предложения;
  • слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

Классификация нарушений письменной речи

Нарушения развития письменной речи у детей делятся на две группы. Это зависит от того, какой ее вид нарушен – сама возможность письма (продуктивный) или чтения (рецептивный).

Дислексия — это нарушение чтения, которое связано с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Наблюдается затрудненное распознавание букв при их слиянии в слоги и узнавание слогов при их слиянии в слова. Все это ведет к очень медленному чтению, неправильному воспроизведению слов, а также неверному пониманию даже простых текстов. Дислексия в тяжелой форме — это полнейшая неспособность к овладению навыками чтения, абсолютное неузнавание букв и слов, даже, если их хорошо видно.

Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких образах букв, искажении звукового и слогового состава слова, а также структуры предложения. Дисграфия возникает на фоне недоразвитой устной речи. Аграфия – самая тяжелая степень дисграфии – представляет собой неспособность соединять буквы и слоги в слова, пропуски букв и слогов, перекручивание слов и даже полную потерю способности писать.

Клинико-педагогическая классификация

Цель: четкая и подробная детализация видов нарушений с учетом межструктурного взаимодействия дефектов речи с обусловливающими их причинами, в том числе натального и преднатального характера. В основании заложен ряд психолого-лингвистических, медико-клинических и этиопатогенетических факторов, которые оказывают комплексное влияние. Все виды речевых недостатков при этом подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи (схема кликабельна).

Существенно иной взгляд на систематизацию детских отклонений предложены Р. Е. Левиной. Ее труды положили начало детской логопедии, которая оформилась в последствие в отдельное направление со своим объектом изучения.

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]