Апраксия в логопедии. Что это у детей, симптомы, причины, лечение

Апраксия — это частичное или полное нарушение подвижности отдельных частей тела или мышечных групп при сохранении проводимости нервных окончаний и нормальном уровне интеллектуального развития. Данная патология может развиться у детей всех возрастных групп на почве органического поражения тканей головного мозга, либо же проводящих каналов мозолистого тела.

Апраксия может проявляться различными дисфункциональными расстройствами всех частей тела. В логопедии данное заболевание подразумевает нарушение нормального развития речевого аппарата, когда ребенок не в состоянии произносить звуки, слова или строить правильные предложения.

Апраксия этого вида чаще всего встречается у детей младшей возрастной группы в период их активного развития. Отличительной особенностью апраксии является то, что у ребенка поддерживается стабильное умственное развитие, он хорошо воспринимает и усваивает информацию, сохранены функции периферической нервной системы в части проводимости нейронных импульсов головного мозга.

В тот же момент из-за очаговых поражений ЦНС происходит нарушение двигательной активности той части тела, за которую отвечает определенный участок полушария мозга.

Степень выраженности апраксии зависит от тяжести повреждений центральной нервной системы. Нарушение развития речевого аппарата у детей младшей возрастной группы обусловлено локальным поражением лобных долей головного мозга.

Виды

Апраксия — это неврологическое заболевание, которое имеет большое количество разновидностей. Каждый вид данной патологии отличается своей индивидуальной симптоматикой, а также локализацией очагового поражения тканей головного мозга.


Апраксия в логопедии. Виды заболевания.

При этом развитие болезни может быть обусловлено негативным влиянием различных факторов.

Лобная

Лобная апраксия отличается поражением префронтальных участков коры головного мозга в лобной доле. Заболевание характеризуется тяжелым нарушением выполнения сложных и последовательных движений. При этом данный вид апраксии может носить ограниченный или тотальный характер с дисфункцией отдельных групп мышечных волокон, либо же с абсолютной неподвижностью конечностей. Лобная апраксия может развиться в качестве последствия инсульта или тяжелых травм черепа.

Моторная

Моторный вид апраксии характеризуется тем, что ребенок в состоянии самостоятельно сформировать план действий по выполнению тех или иных задач, но не способен полноценно реализовать функции отдельных элементов опорно-двигательного аппарата. В данном случае больному требуется помощь посторонних лиц (например, поднять игрушку или переместить любой предмет окружающей среды).

Премоторная

Премоторная апраксия возникает у детей, которые имеют признаки поражения премоторных участков коры головного мозга. При более детальном обследовании больного обнаруживается, что у ребенка присутствуют симптомы инертности и отсутствия автоматизации движений. Дети с премоторной апраксией могут выполнять элементарные двигательные акты, но лишены возможности преобразовывать их в более сложные действия.

Кортикальная

Этот вид апраксии развивается в случае поражения тканей доминантного полушария головного мозга.

В данном случае патологическое состояние ЦНС может проявляться нарушениями двигательной активности конечностей или группы мышц только с одной стороны тела.

Билатеральная

Билатеральная апраксия является результатом тяжелого двустороннего поражения полушарий головного мозга. В данном случае основной очаг патологии локализуется в теменной области ЦНС. Заболевание характеризуется множественными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Акинетическая

Акинетическая апраксия — отдельный вид данного неврологического расстройства, при котором страдают психомоторная активность ребенка. Основным проявлением патологии является полное или частичное отсутствие побуждения ЦНС к активным движениям, выполнению тех или иных действий, которые необходимы для достижения поставленных целей. Данный вид заболевания обнаруживается в ранний период развития ребенка.

Амнестическая

Амнестическая апраксия характеризуется полной или частичной утратой способности к выполнению самостоятельных произвольных действий. При этом ребенок активно подражает поведению взрослых и других детей, находящихся в его ближайшем окружении.

Данный вид патологии отрицательно влияет не только на физическое развитие больного, но также приводит к нарушению психомоторных и когнитивных функций головного мозга.

Идеаторная

Идеаторная апраксия отличается тем, что из-за очаговых поражений определенных участков ЦНС ребенок не в состоянии самостоятельно наметить четкий план действий по выполнению поставленных задач. Симптомы данной патологии проявляются особенно ярко, когда дети с подобным диагнозом, пытаются реализовать двигательные акты сложного типа.

Идеокинетическая

Идеокинетическая апраксия — это неврологическое расстройство, при котором ребенок способен выполнять случайные движений отдельными частями тела или группами мышц, но при этом не может осуществить простые действия, перерастающие в более сложный двигательный акт. По симптоматике проявления данный вид заболевания напоминает детский церебральный паралич с признаками периодической ремиссии.

Кинестетическая

Кинестетическая апраксия развивается у детей, которые имеют повреждения постцентральной части ЦНС с распространением патологии на доминантное полушарие мозга. Данный вид заболевания приводит к нарушениям, связанным с выполнением произвольных движений. Ребенок не может самостоятельно принять решение о том, какие действия, ему необходимо выполнять в конкретной ситуации.

Конструктивная

Конструктивная апраксия затрагивает когнитивные функции головного мозга. Ребенок с подобным видом неврологического расстройства не способен самостоятельно сложить отдельный предмет из его составляющих частей. Например, собрать разноцветный кубик, либо же элементарную картинку, состоящую из нескольких пазлов.

Апраксия

Данный вид заболевания развивается у детей, которые имеют очаговые поражения коры головного мозга в парието-окципитальной области. Чаще всего в зоне прогрессирующего патологического процесса оказывается правое полушарие. Апраксия одевания характеризуется тем, что у ребенка полностью или частично отсутствует способность к самостоятельному одеванию.

Оральная апраксия

Апраксия оральная — это целый ряд нарушений двигательной активности лицевой мускулатуры, моторики губ и тканей языка, что в конечном итоге приводит к отсутствию или неправильному развитию речевого аппарата. В логопедии данный вид патологии считается тяжелым заболеванием, которое трудно поддается лечению.

Выраженность оральной апраксии зависит от масштабов поражения центров головного мозга.

Пространственная

Данный вид неврологического расстройства отличается тем, что по мере взросления ребенка у него не происходит развитие способностей ориентироваться в окружающем пространстве. Эта патология может сопровождаться приступами головокружения, отсутствием понимания простых вещей, которые необходимы для самостоятельного передвижения. Например, ребенок уже достаточно взрослого возраста, не может осознать, где находится правая или левая сторона.

Апраксия ходьбы

Апраксия ходьбы — это неврологическое расстройство, при котором у ребенка сохранены функции всех элементов опорно-двигательного аппарата, нет симптомов вестибулярных расстройств, но при этом наблюдаются явные признаки нарушения ходьбы. Подобная патология встречается у детей с локальными поражениями лобной доли головного мозга.

Принципы терапии

Коррекционная работа при диспраксии основывается на комплексном использовании лечебных мероприятий.

Медикаментозное лечение

Применение медикаментов направлено на устранение причины патологии и снижение выраженности симптомов. При вторичных формах диспраксии подбирается соответствующее лечение — при нейроинфекции назначаются антибактериальные или противовирусные средства; при опухолях головного мозга – химио- и лучевая терапия.

В качестве лекарственных средств, влияющих на нервную систему, используются:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.) — улучшают обменные процессы в нейронах и повышают их устойчивость к негативным воздействиям (при курсовом использовании препаратов улучшаются когнитивные навыки, в том числе моторные и речевые);
  • Актовегин и Церебролизин – улучшают кровоток в сосудах головного мозга, приводя к увеличению количества доставляемых питательных веществ и кислорода;
  • Таксифолин, Токоферол и другие антиоксиданты – защищают нервные клетки от неблагоприятных факторов.

Немедикаментозные методы

В логопедии и неврологии для устранения симптомов диспраксии активно используются немедикаментозные подходы. Положительный эффект наблюдается от лечебного массажа, лечебной физкультуры и плавания. Указанные воздействия нормализуют мышечный тонус и способствуют улучшению мелкой моторики.

При доступности в лечебном учреждении проводят электростимуляцию мышц, транскраниальную стимуляцию коры больших полушарий головного мозга, пассивную вестибулярную тренировку и другие методики кинезиотерапии. Процедуры обучают больного правильному двигательному стереотипу.

Упражнения для развития речи и моторики

Логопедические упражнения направлены на два основных аспекта речи:

  • повышение правильности произношения фонем и их сочетаний;
  • тренировка мышц, участвующих в процессе артикуляции.

Рекомендованы следующие задания:

  • упражнения на укрепление мышц языка: нужно свернуть его трубочкой, вытянуть вперед, сложить «чашечкой» и др.;
  • задание «гонка многоножек» — дети устраивают забег кистями рук по столу, соревнуясь друг с другом;
  • сбор самолетиков из бумаги и соревнования на дальность полета;
  • игра с пазлами;
  • повторение за специалистом определенной мимики с объяснением эмоций, которые для нее характерны;
  • «ходьба в шляпах» — ребенок кладет на голову небольшой груз (книга, подставка для пирамиды) и соревнуется с другими детьми по дальности ходьбы.

Специалисты выделяют несколько десятков упражнений для формирования правильной фонетики и моторики. Они проводятся вместе с логопедом или самостоятельно дома после обучения. Длительность коррекционных мероприятий зависит от выраженности симптомов. При незначительных нарушениях продолжительность занятий — 1-3 месяца. Если наблюдаются значительные дефекты речи и моторики требуется лечение в течение 6-12 месяцев под контролем специалиста.

Симптомы и признаки

Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.

У детей младше 3 лет

У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:

  • в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
  • первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
  • при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
  • во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
  • при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.

Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.

У детей старше 3 лет

Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.

У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:

  • ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
  • дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
  • присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
  • сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
  • во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
  • плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;

  • нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
  • при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).

Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Исследование

Многие исследователи изучают особенности апраксии речи и наиболее эффективные методы лечения. Ниже приведены несколько недавних открытий:

Обработка звукового производства:

Артикуляционно-кинематические методы лечения имеют убедительные доказательства их использования при лечении приобретенной апраксии речи. Эти методы лечения используют облегчение движений, позиционирования, выбора времени и артикуляции для улучшения речи. Обработка звукоизвлечения (SPT) — это артикуляционно-кинематическая обработка, которая получила больше исследований, чем многие другие методы. Он сочетает в себе моделирование, повторение, минимальный парный контраст, интегральную стимуляцию, артикуляционную расстановку реплик и вербальную обратную связь. Он был разработан для улучшения артикуляции целевых звуков в середине 1990-х годов. SPT показывает последовательное улучшение обученных звуков в обученных и нетренированных словах. Наилучшие результаты достигаются при использовании восьми-десяти экземпляров целевого звука, что способствует обобщению до необученных образцов обученных звуков. Кроме того, поддерживающие эффекты наиболее сильны через 1-2 месяца после лечения, когда звуки достигают высокой точности во время лечения. Следовательно, прекращение лечения не должно определяться критериями эффективности и не количеством сеансов, которые клиент завершил, чтобы иметь наибольший долгосрочный эффект. Хотя есть много частей SPT, которые требуют дальнейшего изучения, можно ожидать, что он улучшит производство целевых звуков для динамиков с апраксией речи.[24]

Повторная практика и процедуры для контроля скорости / ритма:

Исследование Джули Вамбау сосредоточено на клинически применимых методах лечения приобретенной апраксии речи. Недавно она опубликовала статью, в которой изучается влияние повторной практики и контроля скорости / ритма на точность воспроизведения звука. Вамба и его коллеги изучили эффекты такого лечения у 10 человек с приобретенной апраксией речи. Результаты показывают, что повторное практическое лечение приводит к значительному улучшению артикуляции у большинства клиентов. Кроме того, контроль скорости / ритма помог одним клиентам, но не другим. Таким образом, включение повторной практики лечения в терапию, вероятно, поможет людям с АОС.[25]

Программа Nuffield Dyspraxia-3 (НДП-3) и Лечение быстрой смены слогов (Отдых):

Кокрановский обзор 2021 года показал, что при интенсивном применении как NDP-3, так и ReST могут улучшить точность слов у детей в возрасте от 4 до 12 лет с CAS.[26]

Причины

Апраксия в логопедии — это неврологическое расстройство, которое должно быть обнаружено, как можно раньше. Основной причиной развития данной патологии является наличие очагового поражения участков ЦНС, отвечающих за подвижность мускулатуры лица, губ и языка.

Развитие подобного заболевания может спровоцировать негативное воздействие следующих факторов:

  • повреждение головного мозга плода инфекционными микроорганизмами, которые смогли преодолеть плацентарный и гематоэнцефалический барьер;
  • поражение центральной нервной системы химическими или биологическими веществами, которые обладают выраженными токсическими свойствами;
  • родовая травма черепа, либо же повреждения мозга, полученные в результате падения с большой высоты, ударов;
  • патологическое влияние наркотических веществ и спиртных напитков, если мать ребенка имела пагубные зависимости на протяжении всего периода внутриутробного развития плода;
  • аномалии внутриутробного развития;
  • генетическая предрасположенность, если подобные патологии коры головного мозга ранее встречались у кровных родственников родителей ребенка.

Причины оральной апраксии или другого вида данного заболевания могут быть определены врачом-невропатологом на стадии предварительного обследования ребенка в части установления природы происхождения дисфункций речевого аппарата.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Диагностика

Диагностика апраксии проводится с участием аудиолога и логопеда. Специалист первого профиля оценивает уровень слуха ребенка, чтобы исключить патологии внутреннего уха, наличие которых влияет на качество развития речевого аппарата. После этого к обследованию больного приступает сертифицированный логопед, который имеет практический опыт работы с детьми, страдающими от апраксии.

В таблице ниже описаны основные виды методик обследования, которые используются для постановки окончательного диагноза:

Вид диагностики оральной апраксииПринцип проведения обследования
Оценка устно-моторных функцийПроведение устно-моторной оценки предусматривает диагностику признаков низкого тонуса мышечных тканей, отвечающих за подвижность отдельных участков лица, губ, нижней челюсти или корня языка. Во время диагностики логопед просит ребенка показать, как он перемещает язык из правой в левую сторону, может ли коснуться его кончиком к поверхности неба. Оценка уровня координации движений всех элементов речевого аппарата выполняется путем повторения сложных словосочетания или воспроизведения ряда звуков. Например, быстрое произношение скороговорок, либо же простых слов в виде «пах-тух-ках». В тот момент, когда ребенок воспроизводит тестовые слова и звуки, логопед следит за подвижностью губ, языка и мускул лица пациента.
Мелодика речиОценка мелодики речи является одним из этапов комплексной диагностики детей с признаками данного заболевания. Специалист внимательно вслушивается в слова и звуки, которые воспроизводит ребенок, уделяя особое внимание правильности составления слогов. Основной целью проведения оценки мелодики речи является определение способностей пациента к формированию предложений различного типа (вопросительные, повествовательные).
Речевые звукиДанный метод диагностического обследования, который также проводится логопедом, предусматривает проведение оценки способности к произношению согласных и гласных звуков. Специалист просит ребенка воспроизвести отдельные слова, в которых содержится наибольшее количество звуковых комбинаций. По результатов общения составляется соответствующее заключение о наличии или отсутствии оральной апраксии. В случае подтверждения данного диагноза оценивается степень тяжести неврологического расстройства.

Средняя стоимость комплексного обследования у логопеда составляет 1100 руб. Продолжительность диагностики ребенка на предмет наличия апраксии варьируется от 45 мин. до 1 ч.

Рекомендации

  1. Уэст, Кэролайн; Хескет, Энн; Вейл, Энди; Боуэн, Одри; Запад, Кэролин (2005). «Вмешательства при апраксии речи после инсульта». Кокрановская база данных Syst Rev
    (4): CD004298. Дои:10.1002 / 14651858.CD004298.pub2. PMID 16235357.
  2. ^ абcdеж
    «Апраксия речи».
    Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств
    . Национальные институты здоровья. Получено 12 апреля 2012.
  3. Morgan AT, Vogel AP (март 2009 г.). «Кокрановский обзор лечения апраксии речи у детей». Eur J Phys Rehabil Med
    .
    45
    (1): 103–10. PMID 19156019.
  4. Варга-Хадем Ф., Гадиан Д.Г., Копп А, Мишкин М (февраль 2005 г.). «FOXP2 и нейроанатомия речи и языка» (PDF). Nat. Преподобный Neurosci
    .
    6
    (2): 131–8. Дои:10.1038 / №1605. PMID 15685218. S2CID 2504002.
  5. Маассен, Б. (ноябрь 2002 г.). «Проблемы, противопоставляющие приобретенную у взрослых апраксию речи и апраксию развития». Семин Речи Язык
    .
    23
    (4): 257–66. Дои:10.1055 / с-2002-35804. PMID 12461725.
  6. ^ абcdеж
    Огар Дж., Слама Х., Дронкерс Н., Амичи С., Горно-Темпини М.Л. (декабрь 2005 г.). «Апраксия речи: обзор».
    Нейроказ
    .
    11
    (6): 427–32. Дои:10.1080/13554790500263529. PMID 16393756. S2CID 8650885.
  7. ^ абcdе
    Ноллман-Портер К. (2008). «Приобретенная апраксия речи: обзор».
    Верхний инсульт Rehabil
    .
    15
    (5): 484–93. Дои:10.1310 / цр1505-484. PMID 19008207. S2CID 1664688.
  8. ^ абc
    Розенбек, Джон С .; Wertz, Роберт Т .; ЛаПуант, Леонард Л. (1984).
    Апраксия речи у взрослых: расстройство и лечение
    . Нью-Йорк: Grune & Stratton. ISBN 978-0-8089-1612-3 . OCLC 13284954.
  9. ван дер Мерве, Анита (июнь – август 2007 г.). «Самокоррекция при апраксии речи: эффект лечения» (PDF). Афазиология
    .
    21
    (6–8): 658–669. Дои:10.1080/02687030701192174.
  10. Boutsen, F. R .; Кристман, С. С. (ноябрь 2002 г.). «Просодия в апраксии речи». Семинары по речи и языку
    .
    23
    (4): 245–56. Дои:10.1055 / с-2002-35799. PMID 12461724.
  11. ^ аб
    «Апраксия речи». Американская ассоциация речи, языка и слуха. 2013.
  12. Джозефс К.А., Даффи-младший (декабрь 2008 г.). «Апраксия речи и неглубокая афазия: новый клинический маркер кортикобазальной дегенерации и прогрессирующего надъядерного паралича». Текущее мнение в неврологии
    .
    21
    (6): 688–92. Дои:10.1097 / WCO.0b013e3283168ddd. PMID 18989114. S2CID 34877712.
  13. ^ аб
    Джозефс К.А., Даффи Дж. Р., Стрэнд Э.А. и др. (Май 2012 г.). «Характеристика нейродегенеративного синдрома: первичная прогрессирующая апраксия речи».
    Мозг
    .
    135
    (Pt 5): 1522–36. Дои:10.1093 / мозг / aws032. ЧВК 3338923. PMID 22382356.
  14. Риччи М., Магарелли М., Тодино В., Бьянкини А., Каландриелло Е., Трамутоли Р. (2008). «Прогрессирующая апраксия речи в виде изолированного нарушения артикуляции речи и просодии: описание случая». Нейроказ
    .
    14
    (2): 162–8. Дои:10.1080/13554790802060839. PMID 18569741. S2CID 31167113.
  15. Крут, К. (ноябрь 2002 г.). «Диагностика АОС: определение и критерии». Семинары по речи и языку
    .
    23
    (4): 267–80. Дои:10.1055 / с-2002-35800. PMID 12461726.
  16. Зиглер, В., Айхерт, И., и Стайгер, А. (2012). Приложение Американской ассоциации речи, языка и слуха: Апраксия речи: концепции и противоречия. Журнал исследований речи, языка и слуха, 55, 1485–1501.
  17. Джанет Чой Дж, Томпсон СК (май 2010 г.). «Связывание при аграмматической афазии: обработка до понимания». Афазиология
    .
    24
    (5): 551–579. Дои:10.1080/02687030802634025. ЧВК 2882310. PMID 20535243.
  18. Робин Д.А., Джекс А., Хагеман С., Кларк Х.М., Вудворт Г. (август 2008 г.). «Зрительно-моторные отслеживающие способности говорящих с апраксией речи или афазией проводимости». Brain Lang
    .
    106
    (2): 98–106. Дои:10.1016 / j.bandl.2008.05.002. ЧВК 2579757. PMID 18558428.
  19. Карлсон, Нил Р. (2010). Психология: наука о поведении
    . Канада: Pearson Education. ISBN 978-0205702862 .
  20. «Дизартрия». Американская ассоциация речи, языка и слуха.
  21. Mauszycki, Shannon C .; Вамбо, Джули (2011). «Приобретенная апраксия речи: обзор лечения». Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA). Архивировано из оригинал 13 августа 2013 г.. Получено 20 октября 2013.
  22. «Архивная копия». Архивировано из оригинал на 2014-02-22. Получено 2014-02-13.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
  23. Говард, Сара; Варлей, Розмари (1995). «III: EPG в терапии Использование электропалатографии для лечения тяжелой приобретенной апраксии речи». Международный журнал расстройств языка и общения
    .
    30
    (2): 246–255. Дои:10.3109/13682829509082535. PMID 7492855.
  24. Вамбо, Дж. (2010). «Лечение звуком приобретенной апраксии речи» (PDF). Перспективы нейрофизиологии и нейрогенных расстройств речи и языка
    .
    20
    (3): 67–72. Дои:10.1044 / nnsld20.3.67. Архивировано из оригинал (PDF) на 2013-12-03.
  25. Вамбо Дж. Л., Несслер С., Кэмерон Р., Маушицкий С.К. (май 2012 г.). «Приобретенная апраксия речи: влияние повторяющейся практики и процедур контроля скорости / ритма на точность воспроизведения звука». Am J Speech Lang Pathol
    .
    21
    (2): S5–27. Дои:10.1044/1058-0360(2011/11-0102). PMID 22230177.
  26. Морган, Анджела Т .; Мюррей, Элизабет; Льежуа, Фредерик Дж. (30 мая 2021 г.). «Вмешательства при детской апраксии речи». Кокрановская база данных систематических обзоров
    .
    5
    : CD006278. Дои:10.1002 / 14651858.CD006278.pub3. ISSN 1469-493X. ЧВК 6494637. PMID 29845607.

Методы лечения

Апраксия в логопедии — это полная или частичная дисфункция речевого аппарата, которая исключает полноценное развитие ребенка. Основным и единственным методом лечения оральной апраксии являются регулярные занятия с сертифицированным логопедом. Для достижения положительного эффекта по снижению выраженности патологической симптоматики, а также улучшения речи, ребенок должен посещать от 3 до 5 терапевтических сеансов в неделю.

Занятия с логопедом проводятся по индивидуальной схеме в зависимости от тяжести апраксии или клинических проявлений данного расстройства.

Например, если ребенок не выговаривает определенный набор звуков, то специалист составляет план занятия так, чтобы делать акцент на воспроизведение слов, где присутствует дефектное звучание. Кроме того, регулярные занятия с логопедом позволяют предотвратить атрофию мышц, отвечающих за мимику лица, подвижность губ, языка или нижней челюсти.

Продолжительность терапии зависит от динамики восстановления нормальных функций речевого аппарата ребенка. Средняя стоимость 1 занятия с логопедом составляет 700 руб.

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Возможные последствия и осложнения

Отсутствие лечения, направленного на восстановление и улучшение качества речи ребенка, грозит развитием следующих осложнений и негативных последствий:

  • нарушение социализации ребенка;
  • прогрессирование дисфункции мускулатуры лица, которая отвечает за подвижность нижней челюсти, губ и языка (данное осложнение только усугубит уже имеющиеся признаки оральной апраксии);
  • необходимость в получении индивидуального образования в связи с отсутствием способности к воспроизведению слов, правильному построению предложений;
  • отсталость в физическом и умственном развитии;
  • отсутствие навыков коммуникации со сверстниками и другими окружающими людьми;
  • появление склонности к агрессии, возникновение порывов ярости и признаков нестабильного психоэмоционального состояния, обусловленного ограниченными возможностями к выражению мыслей;
  • развитие комплексов и неуверенности в себе, которые появляются у ребенка из-за неправильного воспроизведения слов и звуков, а также насмешек со стороны других детей;
  • сохранение дефектов речевого аппарата, которые остаются с детьми на всех этапах их взросления, существенно снижая его качество жизни.

Апраксия — это тяжелое неврологическое расстройство, которое развивается из-за очаговых поражений отдельных участков ЦНС. В логопедии данное заболевание характеризуется оральной апраксией, симптомы которой проявляются нарушениями подвижности мышечных тканей лица, отвечающих за синхронное взаимодействие губ, нижней челюсти и языка.

Основным признаком проявления этого заболевания является то, что у ребенка полностью или же частично отсутствуют способности к воспроизведению большинства звуков и слов. Диагностикой патологии занимается аудиолог и логопед.

Градация по А. Р. Лурия

Четыре вида апраксии по Лурия:

  • Регуляторная. Поражены префронтальные зоны мозга. У больного наблюдается нарушение речевой регуляции, сбит контроль за протеканием движений. Не может справиться с двигательными заданиями, повторяет действия, ему сложно усвоить новую программу. Какие-то навыки теряются, какие-то шаблоны остаются. Результат деятельности не совпадает с замыслом.
  • Пространственная. Поражены теменно-затылочные отделы (характерно для левой части). Пространственно-зрительные контакты движений нарушены, переключение с операции на операцию затруднено. Пространственные движения (умыться, приготовить пищу, одеться) выполнить нелегко, что затрудняет бытовую жизнь. Больному сложно соотнести свое тело с окружающим миром.
  • Кинетическая. Поражается нижний отдел премоторной области. Плавное переключение с движения на движение нарушено. Больной буквально «застревает», только начав движение. Также нарушается навыки письма.
  • Кинестетическая. Поражается нижняя теменная зона, более всего — левое полушарие. Нарушение афферентации, невозможно придать телу нужное положение. Пациент не чувствует пальцев, руки, отсюда нарушаются навыки письма, предметные действия.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист

В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]