После этапа постановки звука переходят к его закреплению в связной речи. Это один из самых сложных этапов, потому что нужно научить ребенка навыкам самоконтроля за речью. Чем дольше закреплялось неправильное произношение, тем сложнее будет сформировать правильный артикуляционный уклад. Автоматизация звуков Ш и Ж и других фонем, имеющих схожие признаки, проводится по отдельности. Это делается для того, чтобы не происходило их смешение.
К этапу автоматизации стоит переходить только после того, как у ребенка получилось произнести нужный звук правильно изолированно. После постановки произношения переходят к его отработке в слогах. Вся работа по закреплению звука в связной речи основывается на принципе постепенного усложнения речевого материала.
Работа со звуком в слогах
Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:
- прямых (ША, ЖА и др.);
- обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
- между гласными (АША, АЖА и др.);
- со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).
Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.
К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.
Примеры заданий
Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.
Примеры слоговых дорожек:
- ША-ШО-ШУ-ШИ;
- ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
- ША-АШ-ШУ-ИШ;
- АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.
На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.
Примеры чистоговорок:
- ША-ША-ША – мы купаем малыША;
- ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
- ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.
При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.
Упражнения на постановку шипящих звуков у детей
Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.
Логопедические занятия с ребенком
На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:
- Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
- Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
- Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.
Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.
Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.
Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.
Артикуляционная гимнастика
В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.
Артикуляционная гимнастика во время постановки
Упражнения:
- «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
- «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
- «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
- «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».
Как попасть в логопедическую группу в детском саду
Работа в словах
Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:
- звук находится в начале;
- в середине;
- в конце.
Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.
Примеры упражнений
Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.
На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.
На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:
- Повторение слов:
ША: шар, шапка, шайба.
ШУ: шум, шуба, шутка.
ЖА: жаба, жара, жало.
И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.
- Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
- Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
- Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
- Повторение словосочетаний: На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
- На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.
Речевой материал для автоматизации шипящих звуков
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
Ша-ша-ша- ша-ша-ша — наша Маша хороша. Ша-ша-ша — ша-ша-ша — Маша моет малыша. Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо. Шо-шо-шо- Шо-шо-шо — мы рисуем хорошо. Шу-шу-шу- Шу-шу-шу — буквы на доске пишу. Шу-шу-шу- Шу-шу-шу — хорошо я их пишую. Ши-ши-ши- Ши-ши-ши — вот играют малыши. Ши-ши-ши- Ши-ши-ши — у них есть карандаши. Аш-аш-аш- Аш-аш-аш — это Мишин карандаш. Аш-аш-аш- Аш-аш-аш — это Машин карандаш. Ош-ош-ош- Ош-ош-ош — я на дедушку похож. Ош-ош-ош- Ош-ош-ош — я на бабушку похож. Уш-уш-уш- Уш-уш-уш — папа починил наш душ. Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо. Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши. Ше-ше-ше — радостно душе. Про Таню
Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши, Любят песни малыши.
Песня малышу
Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо, Получилось хорошо.
Автоматизация звука Ш в пословицах
Богатство, что вода: пришла и ушла. Большому кораблю — большое плаванье. В лес не съездишь — так на печи замёрзнешь. Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь. Зимою шубка не шутка. Не давши слово, держись, а давши, крепись. Нет лучшего друга, чем матушка. Поспешишь — людей насмешишь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Тише едешь — дальше будешь. Что посеешь, то и пожнёшь. Шила в мешке не утаишь.
Автоматизация звука Ш в стихах
Наша ёлка велика! Наша ёлка высока! Выше папы, выше мамы — Достаёт до потолка. ***** Ленивая кошка не ловит мышей. Ленивый мальчишка не моет ушей. Ленивая мышка не выроет норку. Ленивый мальчишка не любит уборку. Ленивая мушка не хочет летать. Ленивый мальчишка не хочет читать! Что делать, скажите, добрейшей старушке, Когда завелись у старушки в избушке: Ленивая кошка, ленивая мышка, Ленивая мушка, ленивый мальчишка. ***** В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко прошепчу Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши — Тишину послушай!.. ***** Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь. Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь. В прятки в тишине играют – Лишь тогда вас не поймают. ***** Шершень шустрый прилетел, Шершень на цветочек сел. Шершень посидит немножко И отправится в дорожку. ***** Маша любит кушать кашу, Маша говорит Наташе: «Кашу кушать все должны, Каши детям всем нужны». ***** Петушок, петушок, золотой гребешок. Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, Детям спать не даёшь? ***** Наша Маша хороша, Ходит Маша не спеша, Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая. ***** Мышка в кружечке зелёной Наварила каши пшённой. Ребятишек дюжина Ожидает ужина. ***** На кухне кошка готовит лепёшки. Любит лепёшки котёнок Тимошка. ***** Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. ***** Две букашки на опушке Шьют мышатам по подушке. ***** Миша и Паша шайбу гоняют, Маша и Даша им не мешают. ***** Шагают по опушке мышки, Под мышками у мышек книжки. ***** Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несёшь, как мяч. ***** Петушок, петушок! Подари мне гребешок! Ну, пожалуйста! Прошу! Я кудряшки причешу. ***** Затихает шорох шинный, Наступает час мышиный. Ночью пусть пируют мыши: Тише, тише, тише, тише. (И. Токмакова) Воробей
— Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не клюёшь. — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин)
Мыши
Наши мыши – ваших тише, Не шуршат по погребам. К вам не ходят наши мыши. Не пускайте ваших к нам. (В. Степанов)
Птичка
Птичка под моим окошком Гнёздышко для деток вьёт, То соломку тащит в ножках, То пушок во рту несёт.
Миша пишет
Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша. ***** Пять ребят живут в избушке, Пять маслят вблизи опушки. У масляток – шапочки У ребяток – тапочки.
Мышь как мышь
Мышь как мышь, сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали… (Г. Лагздынь)
Бабушка
У бабушки нашей хватает забот: Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт. Читает им книжки, поёт перед сном, Гулять ребятишек ведёт перед сном. (З. Александрова)
Мышки
Пляшут мышки – шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. (А. Стародубова) ***** Шумит на опушке Мишка Топтыжка. Шишка на макушке У бедного мишки. ***** Пишет школьник Паша: Шапка, шайба, каша, Мышка, мошка, шутка, Шахматы, Мишутка. ***** У Маши – котёнок Тимошка, У Миши – мышонок Тотошка. Не могут Тотошка с Тимошкой Не шуметь хотя бы немножко. ***** Шубу, шапку и калоши Мы найти никак не можем. Вот такие шутки У нашего Мишутки!
Мышонок и мышь
Мышонку шепчет мышь: — Ты всё шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише. (А. Капралова)
Лягушата
У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки В гости к бабушке своей. (И. Демьянов)
Шишки у Мишки
Бросил палку сверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка – хлоп по голове. Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)
Ручеёк
— Ручеёк, куда спешишь? — К речке, к речке, мой малыш! — Ручеёк, когда ты спишь? — Никогда не сплю, малыш. (Г. Виеру)
Пекарь
Я песок мешаю с глиной, как муку. На горячем камне к ужину пеку: Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки, Пряники для мишки, заиньке – коврижки. (Г. Ладонщиков)
Ромашки
Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки – будто луговые. Ромашки, ромашки – прямо как живые. (М. Пляцковский)
Везёт нас лошадка
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка – Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко. Стегнуть бы кнутом бы лошадку, Да – жалко. (А. Шибаев)
Мошки
Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжёте ножки! (В. Лунин) ***** На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет! (А. Шибаев)
Когда играешь сам
Когда один играешь, танцуешь и поёшь, То маме не мешаешь и ныть перестаёшь. Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь. И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.
Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одёжке. Такие весёлые эти ромашки – Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки. (Е. Серова)
Лягушки
На старой кадушке Сидели лягушки Зелёные ушки, Тупые макушки. Я к ним подошёл, Они в воду бултых! И нечего больше Сказать мне про них. (В. Степанов)
Семейка
Мышка в кружечке зелёной Наварила кашки пшённой. Ребятишек дюжина Ожидает ужина. Всем по ложечке досталось, Ни крупинки не осталось! (С. Маршак) ***** Шорох, шептанье, шум под окном, Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном? Шшш! Там за шторами, возле окна, Шустрым мышонком шуршит тишина. (В. Лунин) ***** Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.
Постановка звука «ж»
Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.
Как проверить произношение шипящих без логопеда
Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:
- кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
- поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
- губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
- боковые края языка касаются верхних зубов.