Дисграфия у младших школьников: профилактика, анализ, коррекция, упражнения

Дисграфия – патология, связанная с письмом, при которой характерны однотипные, регулярно повторяющиеся ошибки при развитом интеллекте и слухе. Это заболевание часто сопровождается дислексией (отклонения в процессе чтения).

Причины заболевания могут быть, как биологическими – тяжелое протекание беременности и родов, наследственные заболевания, травмы, так и психологическими, и социальными. К примеру, если ребенку мало уделялось внимания, существует педагогическая запущенность, ребенок слишком рано обучался письму и так далее.

Дисграфия — каковы ее причины

Дисграфия может развиться в результате повреждения части мозга, ответственной за овладение навыками письма, а также зрительного восприятия, что приводит к нарушению памяти и способности визуального анализа.

Причиной дисграфии может быть некоторая аномалия в работе рук мышечный тонус (слишком сильное напряжение мышц), особенно в случае пальцев и запястья, а также установившиеся неправильные привычки письма.

Дисграфия может быть связана с психомоторными расстройствами ребенка, гиперактивностью и неврозом. Также существует так называемый неопределенная дисграфия, которая может быть вызвана пренебрежением к обучению ребенка или нарушениями психического развития. Тогда становится заметно, что умственное развитие идет не так, как должно.

Дисграфия у младших школьников очень часто сопровождает такие заболевания, как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), синдром Туретта и аутизм.

Очень часто родители детей, страдающих дисграфией, сами сталкиваются с этой проблемой. Если замечаются признаки заболевания в более зрелом возрасте, скорее всего это связано с невралгией.


Дисграфия у младших школьников фото

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Дисграфия — характерные симптомы

Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у когото из детей есть дисграфия. Учителя предполагают, что неразборчивый и не очень эстетичный почерк — результат недостаточной концентрации и усилий ученика. Дисграфия в первую очередь определяется неразборчивым стилем письма со следующими характеристиками:

  • неточное или неправильное написание букв,
  • слишком большой наклон от вертикали,
  • различающиеся размером буквы в пределах одного слова,
  • запутанные буквы,
  • неуверенное дрожащее письмо;
  • потеряны диакритические знаки и знаки препинания,
  • письмо между строчек.

Если заметно, что у ребенка помимо неприглядного и неразборчивого почерка такие симптомы, как неправильное сжимание ручки, утомляемость при быстром письме и отвращение к рисованию, можно довольно смело подозревать дисграфию.

У детей симптомы дисграфии в 1, 3 и 4 классе проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, некоторые буквы согнуты вправо, другие — влево. Также возникают проблемы с написанием слов. Ребенок очень часто заостряет внимание на факте написания слова, но не понимает, что он пишет.

Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить. Также существует большое несоответствие между тем, что человек пишет, и тем, что он на самом деле знает.

Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?

Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.

Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:

  • Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п. например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
  • Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т. например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.

  • Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др. например: Антон — Λнтон.
  • Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши. Например: Екатерина – Зкатерина.

Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата.

Какие бывают виды дисграфии?

Как правило, существует три типа дисграфии, которые имеют свои собственные симптомы.

  • Пространственная дисграфия. У ребенка с этим типом дисграфии нет орфографических ошибок в написанном тексте. Сложности возникают при копировании или переписывании других текстов. Кроме того, заметны трудности с рисованием.
  • Дисграфия дислексии. Характеризуется тем, что текст человека, который страдает данным заболеванием, полон орфографических ошибок. Обычно звуки в конце слова становятся глухими, ребенок «пишет, как слышит». Нет проблем с переписыванием и копированием других текстов. Рисовать тоже нетрудно.
  • Двигательная дисграфия. Ребенок, страдающий двигательным расстройством, в основном имеет проблемы с написанием текстов. Ярко выражено отсутствие координации движений, а скопированный текст содержит много ошибок.

Диагностика дисграфии

Диагноз «дисграфия» логопед ставит после общения с ребенком и серии письменных тестов. Школьнику предлагается написание диктанта, переписать текст, напечатанный и написанный от руки, почитать, сделать письменное описание картинки. Кроме логопеда необходимо показать ребенка и другим специалистам: лору, окулисту, невропатологу.

На основании заключения врачей и письменных тестов делается заключение и определяется вид и тяжесть дисграфии.

Лечение: примеры письменных упражнений

Есть три способа лечения дисграфии.

  1. Можно поменять форму письма. Если ребенок борется с двигательными нарушениями, он может писать на компьютере и передавать свои знания устно.
  2. Одной из форм лечения дисграфии также может быть изменение требований к человеку, затронутому этой проблемой.
  3. Последним решением дисграфика могут быть специальные упражнения для рук, глаз и на фокус, при этом для их выполнения пригодятся не только ручка и лист бумаги, но также мелки, краски, маркеры, цветная бумага. Таким образом, упражнения превращаются в игру.

Лечение дисграфии следует проводить с помощью специального комплекса заданий, который разрабатывает психолог или педагог. Эти задания следует подбирать индивидуально с учетом предрасположенностей и возможностей ребенка. Некоторые из них:

  • рисование «ленивых восьмерок» — нужно двигать руками в воздухе, свободно рисуя большие восьмерки,
  • исправление и утолщение контуров изображения фломастерами, следуя линии рисунка,
  • трассировка шаблона это может быть шаблон, вырезанный из картона с простыми формами в начале. Также можно попросить ребенка обвести на бумаге свою руку или ногу,
  • рисование крупными свободными движениями на бумаге или другом носителе с помощью кисти, маркера, мелка.
  • покрытие цветом одной выделенной части листа определенной формы, можно попросить ребенка закрасить, например, квадрат в углу страницы,
  • точное рисование линий, желательно в клетчатых тетрадях, где ребенок найдет больше ориентиров при рисовании,
  • копирование рисунка данный вариант может быть проще, нарисовав сетку на картинке и на чистом листе бумаги (поможет найти ориентиры для перерисовки),
  • соединение точек сплошными линиями,
  • переписывание буквы строками,
  • связывание изображений с соответствующими названиями. Можно нарисовать различные предметы на листе бумаги и написать под ними их названия, далее ребенок должен соединить их, а затем раскрасить картинки.

Дисграфия — одно из заболеваний, которое может быть связано с плохими воспоминаниями о школьных временах. Важно быстро диагностировать проблему и как можно скорее начать лечение. Если симптомы дисграфии наблюдаются у ребенка, необходимо начинать трудотерапию с педагогом или психологом.


дисграфия с логопедом

Дисграфия

  • Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра “Перевёртыши”.

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра “Цепочка”.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Игра «Имя сказочного персонажа»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Имя сказочного персонажа

Дисграфия и левша

Очень часто дисграфия диагностируется у левшей или лиц, владеющих обеими руками. Это связано с латерализацией, т. е. преобладанием правой или левой руки, включая доминирующую руку, данный процесс происходит в нервной системе. Стоит помнить, что леворукость или двуручность не являются синонимом дисграфии.

Часто левши известны своим стройным и красивым почерком. Один из интересных фактов о дисграфии заключается в том, что дети-левши, которые вынуждены писать правой рукой, могут очень быстро овладеть ею.

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

  • Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
  • Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
  • Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
  • Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
  • Развивающие игры для улучшения звукового анализа.

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами. Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом.

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом. Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

  1. Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
  2. Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
  3. Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
  4. Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
  5. Логоритмика.

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Дисграфия и некрасивое письмо

Бывает, что у ребенка некрасивый почерк, но не проявляются черты, приписываемые дисграфии. Речь идет, в частности, о наклонных, перекрывающихся или больших буквах, а также о трудностях их сочетания.

Дети или взрослые, у которых нет признаков дисграфии и имеют неприглядный почерк, могут улучшить свои навыки. В последнее время стали очень популярны мастер-классы по каллиграфии. Если было принято решение не отправлять ребенка на такие занятия, тогда стоит заниматься с ним дома. Упражнения обязательно принесут благотворный эффект.

Для улучшения навыков письма у родителей или у ребенка важно использовать профессиональные и проверенные источники.

Можно ли устранить дисграфию у ребенка?

Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.

Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]