Бульбарная дизартрия у детей: причины, симптомы, лечение

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение звуков, слов, фраз, слогов. Данное расстройство речи вызвано поражением головного мозга или различными нарушениями работы артикуляционного аппарата (поэтому часто можно встретить такое выражение, как «артикуляционная дизартрия»).

Данное нарушение может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении, тогда оно имеет специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж.

Можно выделить следующие симптомы дизартрии:

  • нарушения, связанные с моторикой речи;
  • нарушение звукопроизношения;
  • неправильное речевое дыхание;
  • голосовые нарушения;
  • нарушения просодической стороны речи.

Органическое поражение центральной нервной системы в данном случае происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (как правило, до 2-х лет). Именно поэтому, как правило, специалисты говорят о развитии дизартрии у детей дошкольного возраста.

Кроме того, в раннем детстве поражение центральной нервной системы и дизартрия речи у ребенка может развиться в результате перенесения следующих заболеваний:

  • нейроинфекции (минингит, энцефалит);
  • гнойный средний отит;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые интоксикации.

Формы дизартрии классифицируются на основании выделения различных локализаций поражения мозга. При коррекции дизартрии в Первом детском медицинском центре применяются различные методы логопедического воздействия.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется дефектами звукопроизношения, а также отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

2. Дети со средней степенью дизартрии речи составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц.

3. Тяжелая степень дизартрии (анартрия) — глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата.

Диагностика дизартрии должна включать в себя тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия — форма дизартрии, для которой характерны речедвигательные расстройства. Развитие данных расстройств обусловлено поражениями языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. Для бульбарной дизартрии актуальна следующая характеристика:

  • смазанность речи;
  • замедленный темп речи;
  • монотонность;
  • скудность речевой продукции.

Все перечисленные дефекты сопровождаются расстройствами глотания. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные.

По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную. Псевдобульбарная дизартрия — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Данная форма дизартрии способна повлечь за собой центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
  • генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
  • травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия характеризуется нарушениями, связанными с произносительной стороной речи. Данные нарушения вызваны поражением мозжечка. Для данной формы дизартрии характерны следующие проявления:

  • потеря плавности речи;
  • нарушение ритмичности речи;
  • потеря экспрессивности;
  • замедленность и прерывистость речи.

Данное речевое расстройство наблюдается на фоне нарушение координации движений различных мышц, которое вызвано патологией мозжечка. Коррекция мозжечковой дизартрии предполагает этиопатогенетическое лечениепричинной патологии, медикаментозную поддержку, а также общие реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, работа с психологом, занятия с логопедом).

Профилактика

Профилактические мероприятия подразумевают предупреждение развития патологических процессов, нарушающих речевые способности. Чтобы избежать возникновения болезни, рекомендовано:

  1. Своевременно лечить абсцессы, инфекционные заболевания и прочие патологии.
  2. Избегать черепно-мозговых, спинномозговых травм и тяжёлых стрессов, нарушающих работу нервной системы.
  3. При работе с вредными веществами соблюдать меры безопасности, чтобы пары ядов не попадали в организм.
  4. Укреплять организм витаминными комплексами (по согласованию с врачом). Это поможет избежать кислородного голодания и нарушения мозгового кровообращения.
  5. Регулярно контролировать уровень кровяного давления, чтобы исключить нарушение кровообращения и сосудистой системы.

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая) — форма речевого нарушения, возникающая в следствии поражения подкорковых узлов и их нервных связей. Для данной патологии характерны непроизвольные движения лицевой и дыхательной мускулатуре, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут не проявляться какое-то время и усиливаться при попытке ребенка совершить произвольное движение. При этом, может быть сохранено произношение отдельных звуков.

Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Как правило при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу фразы. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи.

Подкорковая дизартрия характеризуется дискоординацией движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, данная форма дизартрии может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Симптомы

Основные симптомы бульбарной дизартрии:

  1. Речь ребенка смазанная, заторможенная, со скудной артикуляцией. Звуки «Р» заменяются на щелевые. Вместо звука «Б» произносится «В», звук «П» меняется на «Ф».
  2. Полностью или частично отсутствуют согласные звонкие звуки. Безударные и ударные звуки произносятся одинаково. Лучше всего звучит буква «А».
  3. Заметно нарушение ритма. Речь звучит менее эмоционально, монотонно. Экспрессивность речи ребенку с дизартрией недоступна.
  4. Ребенок часто давится, появляются проблемы с глотанием при приеме пищи и воды.
  5. Голос ребенка сниженный и гнусавый.
  6. Слабо выражена мимика, наблюдается асимметричность лица (при одностороннем поражении нерва).

Ребенок, страдающий таким типом дизартрии имеет простую невнятную артикуляцию. В некоторых случаях наблюдается исчезновение из речи звонких звуков. Над ними начинают доминировать глухие. Речь теряет свою выразительность и эмоциональность, она не мелодична. Экспрессивная речь вызывает большие сложности у пациента и быстро его утомляет.

Точная симптоматика зависит от того, какие именно черепные нервы поражены. В ряде случаев могут наблюдаться все из этих симптомов.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия, как говорилось ранее, — первая степень тяжести дизартрии. При данном нарушении наблюдаются легкие расстройства фонетического и просодического (сила голоса, темп, ритм, интонация) компонентов речи. Данные расстройства обусловлены недостаточной обеспеченностью (иннервацией) артикуляторных органов нервными клетками.

Отмечаются следующие характеристики данного речевого дефекта:

  • нечеткая артикуляция;
  • искажение звуков нескольких фонетических групп;
  • сложность автоматизации;
  • маловыразительная речь.

Коррекция стертой дизартрии речи предполагает использование артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, а также логопедического массажа. Особый упор делается на автоматизацию вызванных звуков и нормализацию просодики. Занятия с логопедом проводятся параллельно с лечением у невролога. При лечении необходимо учитывать особенности дизартрии — форму тяжести патологии, ее вид, а также уровень речевого развития ребенка.

Лечение дизартрии

Коррекция дизартрии должна носить комплексный характер и включать в себя логопедические занятия, медикаментозную терапию, а также реабилитационные мероприятия, назначаемые неврологом. Методология и порядок коррекционных работ определяется строго индивидуально для каждого пациента.

Логопедические занятия при дизартрия направлены на:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие моторики речевого аппарата (широко применяется логопедический массаж при дизартрии, а также артикуляционная гимнастика);
  • развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
  • коррекцию нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения;
  • работу над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Методы лечения дизартрии у детей подбираются в зависимости от степени тяжести патологии, а также уровня речевого развития ребенка.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

Записаться к Врачу

Выбрать врача

Диагностика

Тщательное обследование и дальнейшая терапия производится врачом-неврологом и логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться консультации других узкопрофильных специалистов. На начальном этапе врач собирает полную информацию — когда появились первые симптомы, есть ли какие-либо хронические болезни, есть ли у членов семьи подобные жалобы.

После сбора анамнеза невролог проводит визуальный осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной и глоточный рефлекс. Роль логопеда на этапе диагностики — оценка речевых способностей (произношение звуков, изменение тембра во время разговора, нарушение темпа речи).

Если голос пациента гнусавый, то для исключения опасных патологий в полости носа назначается осмотр отоларинголога. После тщательного визуального обследования назначается ряд диагностических мероприятий:

  • Электромиография (ЭНМГ) — диагностический метод, при помощи которого проверяется активность мышц, функциональность нерва, иннервирующего поврежденную мышцу, область поражения, степень тяжести повреждения нервов и мускулатуры.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — методика основывается на активизации клеток головного мозга. Проводится обследование при помощи специального аппарата с переменной магнитной волной. Процедура помогает определить возбудимость корковых нейронов, функциональность коры и взаимодействие определенных отделов мозга друг с другом. На основании полученных результатов врач делает выводы о работе речевых центров, а также зрительного аппарата, когнитивных функций (восприятие информации) и прочего.
  • Компьютерная томография (КТ) — исследование, позволяющее детально рассмотреть внутренние органы, костную ткань и сосудистую систему в разных проекциях. Процедура занимает всего 10—15 минут для каждого обследуемого органа, после чего врач получает послойное рентгеновское изображение, по которому ставит диагноз.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование жизнедеятельности головного мозга путем регистрации импульсов, которые исходят от его отдельных областей. Методика позволяет выявить патологические процессы, происходящие в головном мозге, а также оценить характер и степень тяжести нарушения.
  • Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) — сканирование органов с помощью магнитных волн, позволяющих получить высококачественное изображение. Диагностика рассчитана в первую очередь на выявление аномалий головного мозга и тщательное исследование сосудистой системы. Кроме этого, с помощью МРТ проверяются межпозвоночные диски, желчевыводящие пути и другие органы человека.

Диагностика — важнейший этап, позволяющий поставить достоверный диагноз и сделать правильное назначение. При неправильном определении вида патологии и степени ее тяжести сделать корректное назначение невозможно. Это грозит тем, что выписанные медикаменты не принесут нужного результата, а болезнь будет прогрессировать.

Для диагностики патологии можно в любое время суток обратиться в Юсуповскую больницу, где дипломированные специалисты проведут детальное исследование органов на новейшем оборудовании. Благодаря безопасным аппаратам последнего поколения врачи с точностью определят вид патологического процесса без вреда для здоровья пациента. Это позволит подобрать индивидуальный курс лечения и устранить опасную болезнь в короткие сроки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: ls-kstovo@cp9.ru