Звуки [М ] [М`]. Буквы М, мметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


буква м мягкая или твердая

Раньше дети учились читать уже в школе, и мало кого из родителей волновал вопрос обучения на дому. Сейчас детки хоть и идут в школу раньше, не с 7, а с 6 лет, но к ним уже выставляются требования знания алфавита, а в некоторых школах даже умения читать.

Можно нанять ребенку репетитора или сдать его на развивающие занятия в специальный детский центр, а можно научить малыша читать дома. Ведь домашние занятия не только развивают ребенка, но и дают возможность дополнительного общения с мамой и папой.

Мой ребенок научился читать в 3 года, правда не без помощи одной очень хорошей учительницы, которая дала нашим занятиям толчок, а дальше мы развивались сами. Потому я теперь знаю, какие подводные камни могут быть в обучении чтению дошколенка.

Во-первых, купите правильный букварь.

Правильный букварь построен на методике обучения чтению сразу по слогам, то есть малыш учиться читать слоги, а не буквы. Могу посоветовать 2 букваря, которые были у нас: А.Н. Ткаченко и Н.С Жуковой.

Во-вторых, обучая ребенка алфавиту, учите не буквы, а звуки.

То есть все согласные должны звучать как «б, п, м,..», а не «бэ, пэ, эм..» и т.д. Что касается гласных, покажите малышу, что в отличие от согласных они тянутся и что их можно петь. Кстати пропевание гласных — это еще и очень хорошее логопедическое упражнение.

В-третьих, ничего нельзя делать насильно, малыш должен воспринимать обучение как игру,

потому нелишним будет приобрести пособия-игрушки: магнитная азбука, кубики с буквами, настенный алфавит (внимательно выбирайте говорящий алфавит, там обязательно должна быть функция обучения звукам, а не буквам), лото, раскраски с буквами. Малыши лучше запоминают, как выглядит буква, если вы ее вместе выложите из спичек, слепите из пластилина, постараетесь научиться писать. Потрясающие результаты для обучения чтению дает игра: «На какую букву начинается слово?» Как только малыш на слух начнет определять букву, понимание составления слогов пойдет легче.

Теперь о самом обучении — учим ребенка правильно читать по слогам.

Начните учить ребенка читать со слогов с буквой А. Выучили букву А, а затем по очереди учите согласные и составляете из них слоги на А: «ба, па, ма, ла, ва» и т.д. Параллельно вы учите слоги и с обратным чтением букв «аб, ап, ам, ал, ав». Ребенок должен понять, что положение букв относительно друг друга влияет на их чтение.

Чтобы объяснить ребенку как составить слог, попробуйте первую согласную как бы протянуть к гласной, удобно начинать с шипящих и сипящих букв, а когда малыш поймет суть, то учить другие буквы. Например, вы читаете: «ССССС-А, получается СА», «ХХХХХ-А, получили ХА».

Когда малыш уже запомнит чтение нескольких слогов, начинайте составлять простые слова из них

, например, «ма-ма, ба-ба, ла-ва, ла-ма» и т.д. Усложняйте занятия словами из трех слогов, например, «па-на-ма, ка-на-ва».

Следующий этап, это обучение чтению слов

, которые состоят из слогов и отдельных букв, из слогов с разным сочетанием гласной и согласной, например, «ма-к, ра-к, ка-р-та, па-р-та, ар-ка». Чтобы ребенку было интереснее, обучение новой букве моделируйте игрой. Обязательно, составьте как можно больше слов на эту букву, нарисуйте, слепите ее, приготовьте еду из слов на эту букву, например, С — суп, слива, К — каша, капуста, Р — рис, рожки, А — апельсин, азу и т.д. Вспомните сказочных персонажей на эту букву и перед сном обязательно прочтите о нем сказку, например, П — поросята («Три поросенка»), С — Снегурочка, Р — Репка и т.д.

Когда малыш освоит слоги с буквой А, даже не выучив еще все согласные, можно приступать к следующим гласным, например, к букве О.

дальше порядок тот же, простые слова, более сложные. Теперь уже из слов можно составлять первые предложения, например, «Ма-ша ма-ла, Во-ва мал». Пройдя все гласные ваш малыш уже сможет прочитать заветное «Ма-ма мы-ла ра-му»!

Напоследок оставьте мягкий и твердый знак, а также букву Й

. Очень хорошо читать несколько слов, одинаково заканчивающихся на эти буквы, например, «ма-йка, ра-йка, па-йка», «со-ль, мо-ль, ро-ль» и т.д.

Закрепляйте пройденный материал составлением слов из магнитной азбуки или кубиков.

Мы, например, читаем перед едой, эта игра заинтриговывает мою дочку и даже повышает аппетит, ведь она ест, то что загадано из букв а холодильнике. Например, «Прочитай, что я тебе приготовила?». «Су-п». «А теперь прочитай, что в супе?» «Лу-к, мя-со, ма-ка-ро-ны, кар-тош-ка».

Очень полезно играть в школу, это и подготовка к школьной среде и порядкам, и замечательная ролевая игра

. Причем обычно дети не хотят брать себе роли самих себя, им интересно примерить на себя роль взрослых, потому в нашей домашней школе я всегда ученица, а дочка — учитель. Она дает мне задание написать то или иное слово, а я пишу то правильно, то с ошибкой. «Учительница» исправляет меня и ставит оценку. Например, «Дети, напишите слово БОЧКА!» А я пишу «бЕчка», ребенок читает и исправляет Е на О. Чем дальше, тем сложнее. Учитесь правописанию слов с буквой О «мОлОко, кОрова» и т.д., а также правилу «Жи, ши пиши с И». Поверьте, четырех- пятилетнему ребенку это вполне под силу. А уже в 5 лет можно начинать читать первые книги, например, из серии «Читаем по слогам».

Если у малыша что-то не получается, или он не хочет заниматься, не нервничайте и не расстраивайтесь, отложите занятия на некоторое время.

В конце концов, бывает так, что ну нет у мамы педагогического таланта, тогда можно отдать ребенка в детский центр, где точно знают как правильно научить читать ребенка, а дома закреплять навыки играми и заданиями. Верьте в своего малыша, у вас все получится!

Автор: Туник Ариадна

Автоматизация звука [Л]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.

Образец:

  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.

Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лала, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света, Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый, Заяц белый! Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так: Ломом копал, лопатой ломал. Долотом шил, иглой долбил. Колуном пилил, пилой колол. Метлой белил, а кистью мёл.

Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь. Зима.

Цель: Закрепить у детей представление о звуках М – Мь, познакомить с буквой М;

Задачи:

Образовательные:

— автоматизировать в речи поставленные звуки; — закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков М — Мь; — отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове ; — формировать умение выделять и различать звуки М – Мь и букву в слогах, словах и предложениях, опираясь на слуховой, зрительный кинестетический и тактильный самоконтроль; — Закрепление представлений о зиме и её приметах; — Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; — совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);

Развивающие:

— развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; — развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.

Воспитательные:

— воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.

Оборудование: Зеркала для каждого ребёнка, артикуляционные профили, буквы, разноцветные фишки (символы звуков), счётные палочки, звуковые линейки, игрушечная ёлка, игрушки, фигурка Дед Мороза, изображение светофора, предметные и сюжетные картинки, песочница с песком.

Ход урока

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом Падают снежинки Ой! Мороз стоит за ёлкой Сядьте дети, прячьте нос. Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода Превратилась в лёд вода. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой. Ребята, а вы любите гостей.. Сегодня к нам на урок пришли герои сказки . Они спрятались в песочнице. Подойдите к песочнице и откопайте их. Кто это? Правильно, Маша и медведи.

Психогимнастика: — Вспомнить и изобразить, как испугалась Маша; изобразить медведей и вообразить, как будут рады Маше бабушка и дедушка.

Дыхательная гимнастика: Ребята, скоро приближается новый год. Говорят, что запах и мандаринов – это запах Нового года. (Логопед берёт в руки тарелочку с мандаринами, подносит её к лицу каждого ребёнка). Давайте, понюхаем мандарин вот так: делаем глубокий вдох носом, не понимая плечи, а на выдохе произносим фразу «Ах, как вкусно пахнет!» Тарелочка с мандаринами передаётся по кругу, упражнение по очереди делают все дети.

2. Сообщение темы занятия:

Сегодня к нам на урок пришли герои сказки «Маша и медведи». Психогимнастика: — Вспомнить и изобразить, как испугалась Маша; изобразить медведей и вообразить, как будут рады Маше бабушка и дедушка. Какой 1 –й звук мы слышим в имени Маша? А в слове Мишутка. Давайте вспомним, что такое звуки? ( Это то, что мы слышим и произносим). — Произнесём звуки [м],[м]. — Чем мы произносили эти звуки? Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос). — Обозначим звук [м] звуковым кружочком. — Обозначаем звук [м] звуковым кружочком. — Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили». Характеристика звуков по акустическим признакам. Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках? Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом. — Чем отличаются эти звуки? — Чем они похожи? Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим. Ребята, найдите в песочнице букву М. На что похожа буква М. (Ответы детей).

Попрошу Вас встать и взяться за руки друзья. Взявшись за руки, Мы встали И на Эм похожи стали. В. Степанов. Нарисуйте на песке букву М.

Пальчиковая гимнастика

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением). Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой руки, ловлю. Начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, и снежинки Ритмичные удары пальцами правой руки, люблю. Начиная с указат., по ладони левой руки. Но где же снежинки? сжать кулаки, на ответ – разжать. В ладошке вода, Куд же исчезли снежинки? На первый вопрос – сжать, на ответ – разжать. Куда? Растаяли хрупкие льдинки — Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. лучи… как видно, ладошки мои горячи.

3. Звуковой анализ и синтез слогов.

Рядом с красным кружочком ( гласный звук) стоит синий (зв. м) — Что это? (это слог) — Как вы догадались? (слоги состоят из звуков) — Если это звук А, как будет звучать слог? ( АМ ), а если поменять местами –(МА) и т.д — Гласный звук превращается в И, слог звучит (ИМ), наоборот будет — (МИ) — Меняем синий на зелёный.

 Витя АК MORGENSHTERN Не раз убивало: Не раз убивало Витя MORGENSHTERN mp3uk.net.

4. Работа со словом.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки? Наступили холода Превратилась в лёд вода. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об этом прекрасном времени года. Почему? Правильно. Здесь есть звук [м], а как он звучит – твёрдо, где стоит в середине слова. Молодцы! А, сейчас, мы отдохнём – встали и повторяем за мной движения и слова.

Физкультминутка:

Давай, дружок, смелей, дружокИдут по кругу, изображая, будто
катят
Кати по снегу свой снежок.перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком,«Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.«Рисуют» снеговика из трёх комков.
Его улыбка так светла!Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.Показывают глаза, прикрывают
голову ла-
дошкой, дотрагивающего до носа,
встают прямо,
как бы держат воображаемую метлу.

Что мы с вами слепили из снега? Правильно, маленький и миленький снеговик (вывешивается картинка снеговика).

Вам, нравится? Маленький и миленький можно заменить словами мал и мил. Ребята, а скажите, в слове мал и в слове мил, какие первые звуки – М – Мь. Давайте, выложим звуковую дорожку слова мал, а затем слова мил (проводится звуковой анализ данных слов). Напечатаем слова и обозначим звуки.

А теперь, вспоминайте, в каких словах, которые мы произносили на занятии вы слышали звуки М – Мь. ( зима, метла, Маша, ком, Мишутка,смелей). Игра « Наряжаем ёлку» (определение позиции звука в словах). Я буду показывать вам ёлочные игрушеки, а вы будете определять место звука М – Мь в её названии и ставить фигурку Деда Мороза на красный (начало слова), жёлтый (середина слова), зелёный (конец слова) прямоугольник светофора, который нам поможет в нашей игре. Игрушки: машина, мандарин, кормушка, шмель, гном, дом.

Поменяем условие игры. Вы будете слушать слова и показывать на светофоре место звуков в словах, которые я буду называть (метель, зима, ком, кормушка, сломал, мороз и т.д.)

4. Лексико – грамматические задания.

(Работа с антонимами, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.) Напомните, кто сегодня у нас в гостях – Маша и Мишутка. Наши герои живут в южной части нашей страны и поэтому они не знают какая бывает настоящая зима. Давайте им расскажем про это время года.

Игра: «Какая?» (с мячом). К слову зима подобрать слова, которые отвечают на вопрос какая? Зима какая? холодная, морозная, снежная, нарядная, суровая. Молодцы! (по цепочке). А, теперь, давайте послушаем рассказ Маши про зиму, вы слушайте внимательно, вдруг она что – нибудь напутала. Послушайте, она утверждает что:

  1. Погода зимой жаркий, а летом холодный. Вы согласны, давайте по очереди будем её исправлять.
  2. Одежда зимой лёгкое, а летом тёплое. Согласны?
  3. Летом солнце бледный, а зимой яркий. Согласны?
  4. Зимой перелётная птицы остаются. Согласны?
  5. Заяц летом белое, а зимой серое. Согласны?

А, почему он меняет цвет?

5. Составление предложений. Связная речь.

Наша Маша любит играть и она спрашивает в какие игры можно играть зимой. Давайте, ребята ей расскажем, а помогут вам картинки. По очереди составляем предложения. Не забывайте про слова, которые отвечают на вопросы: какая, какой, какие, какое?

  1. Дети лепят зимой снежную бабу.
  2. Мы любим убирать лопатой пушистый снег.
  3. Ребята катаются на деревянных лыжах.
  4. Девочки катаются на острых коньках (на больших санках).
  5. Дети любят падать в сугроб и смотреть на синее небо.

Молодцы, ребята! Я думаю, что Маше и Мишутке очень понравился ваш рассказ про зимние забавы детей. Кто сможет повторить рассказ или придумать свой? Итог занятия.

Автор материала: Ефремова Алевтина Маратовна

Также по теме:

Конспект логопедического занятия «Звуки [Ч-Щ]»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]