Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, тметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Согласные звуки [т],[т’], буквы Т, т

На берегу чёрного моря стоит красивый город. В этом городе на улице Тимирязева в доме 15 живут брат с сестрой: Таня и Тимур Тихомировы. Давайте познакомимся поближе.

̶ Здравствуйте. Меня зовут Таня. Мне 7 лет и я уже хожу в школу.

̶ А меня зовут Тимур. И мне 7 лет. Я тоже хожу в школу.

Таня и Тимур учатся в одном классе. И сегодня, вместе с Таней и Тимуром, мы будем знакомиться с буквой Т

.

Итак, начнём. Имя у Тани начинается со звука [т]

, а имя у Тимура начинается
со звука [т’]
. У Тани есть тигрёнок Тим. В этих словах тоже есть
звуки [т]
и
[т’]
. А мы помним, что все звуки на письме обозначаются буквами. Вот и
звуки [т]
и
[т’]
на письме обозначаются большой
буквой Т
и маленькой
буквой т
. Причём, все звуки обозначаются в квадратных скобках.

Звуки [т]

и
[т’]
– это
согласные звуки
. Согласные звуки нельзя петь, как гласные, и когда мы их произносим, то наши губы, или зубы, или язык мешают воздуху свободно проходить во рту и возникает преграда.

Давай попробуем произнести звуки [т]

и
[т’]
. Язык и зубы мешает свободно произносить эти звуки. А значит они
согласные
.

А все согласные звуки могут быть или твёрдыми, или мягкими. А чтобы лучше запомнить, мы твёрдые звуки сделали синим цветом и произносим твёрдо. Например: в слове точилка звук [т]

звучит твёрдо. А мягкие звуки сделали зелёным цветом и произносим мягко. Например: в слове стёрка
звук [т’]
звучит мягко. Причём к мягкому звуку мы добавим значок, похожий на запятую, который показывает, что этот звук мягкий.

А так как звуки на письме обозначаются буквами, то большую букву Т

и маленькую
букву т
обозначим сине-зелёным цветом. И вы должны запомнить, что эти буквы могут обозначать два согласных звука: твёрдый и мягкий.

̶ Ого, как интересно. А что ещё можно узнать про букву Т.

А ещё все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как глухо звучат звуки [т]

и
[т’]
.
Звуки [т], [т’]
могут быть только глухими.

Ещё, вы должны запомнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем. А теперь давайте посмотрим, как пишутся эти буквы.

Буква Т

может быть большой (её называют
заглавной
) и маленькой (её называют
строчной
). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.

̶ Ой, как интересно. А мы тоже хотим написать буквы.

Хорошо. Вот вам листочек в клеточку. Раскрасьте, пожалуйста, клеточки так, чтобы получилась буква т

.

Так как буква т может обозначать твёрдый и мягкий звук, то Таня раскрасит букву сначала синим цветом, а потом Тимур – зелёным. Чтобы лучше запомнить.

Итак, начинайте.

Ну вот. Все очень хорошо получилось. Молодцы! Буквы мы научились писать, а теперь вспомним, в каких же случаях пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются имена, то эти имена пишутся с большой буквы

.
С большой буквы
пишутся отчества и фамилии людей. Например: учительница Татьяна Тимофеевна.
С большой буквы
пишутся клички животных. Например: кот Тимох и бык Тарзан. Ещё
с большой буквы
пишутся названия городов, рек, озёр и деревень. А
с маленькой буквы
пишутся многие другие слова.

Ещё с большой буквы

пишутся слова в начале предложения. Например:

Тетрадь и ручка – это школьные принадлежности.

̶ Теперь мы немного поиграем. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. И если правильно назовёте ответ, то перед вами появится картинка вместе со словом. Итак, начнём.

Таня, сначала, тебе загадаю загадку. Слушай внимательно.

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.

̶ Знаю, кисточка.

̶ Правильно. Теперь загадка для Тимура.

У меня внутри в порядке В стопках книжки и тетрадки.

̶ Я тоже знаю. Это портфель.

̶ Следующая загадка.

Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам – рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино.

̶ Телевизор. Правильно Таня. И последняя загадка.

Поверчу волшебный круг –

И меня услышит друг.

̶ Телефон.

̶ Молодец Тимур.

А теперь давайте подумаем, в каких словах буква т

обозначает твёрдый звук?

̶ Кисточка и портфель.

̶ Правильно. Тимур. А теперь, чтобы не забыть, мы обозначим букву синим цветом. Во всех остальных словах буква т

обозначает мягкие звуки. Их мы сделаем зелёным цветом.

А ещё буква т

может стоять в начале слова, в середине и конце.

Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [т]

и мягким
звуком [т’]
, которые на письме обозначаются большой
буквой Т
, и маленькой
буквой т
.

А чтобы лучше запомнить букву т

, можно вспомнить молоток, который стучит: «тук-тук»,
букве т
он верный друг.

Ну вот и закончился наш урок. До новых встреч!

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

Постановка звука Т

  • Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
  • Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
  • Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
  • Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
  • Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.

Постановка звука Ть

  • Проговорить с ребенком Та-Та.
  • Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
  • Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
  • Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.

профили

Схема 1. Звук

И буКВЭ А

Особенности артикуляции. Рот широко открыт Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [А] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 2. Звук И буква О

Особенности артикуляции.

Губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [О] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 3. Звук

И буКВЭ
У

Особенности артикуляции. Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [У] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 4. Звук И буква Ы

Особенности артикуляции. Губы немного растянуты. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика Звук [Ы] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 6. Звук

И
буква
П

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхае­мого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [П] — твердый глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 7. Звук И буква Б

Особенности артикуляции.

Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхае­мого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Б] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 8. Звук И буква Т

Особенности артикуляции. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика Звук [Т] — твердый глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 9. Звук

И
буква Д

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Д] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 10. Звук

И
буква С

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик язы­ка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [С] — твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 11. Звук И буква 3

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик язы­ка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [3] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема
12. ЗвукИбуква
К

Особенности артикуляции.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [К] — твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 13. Звук

И
буква Г

Особенности артикуляции

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Г] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 14. Звук И буква Ф

Особенности артикуляции.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух про­рывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ф] — твердый глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена синим цветом.

Схема 15. Звук

И
буква В

Особенности артикуляции. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [В] — твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 16. Звук

И буква Ш

Особенности артикуляции.

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 17. Звук

И
буква Ж

Особенности артикуляции. Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [Ж] — всегда твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 18. Звук И буква Ч

Особенности артикуляции.

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемо­го воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ч] — всегда мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 19. Звук И буква Щ

Особенности артикуляции.

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Щ] — всегда мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 20. Звук И буква Ц

Особенности артикуляции.

Вначале спинка языка круто выгнута и касается бу­горков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произне­сении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [Ц] — всегда твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 21. Звук И буква М

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воз­дух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [М] — твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 22. Звук И буква Н

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук (Н] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 23. Звук

И буКВЭ X

Особенности артикуляции.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [X] твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 24. Звук

И буква Л

Особенности артикуляции.

Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугор­ки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоми­нает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [Л] — твердый звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена синим цветом.

Схема 25. Звук

И
буква Р

Особенности артикуляции.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напо­минает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук
[Р]
— твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 26. Звук [ЙА]

И
буква Я

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [А].

Рот широко открыт. Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка на­ходится у нижних зубов, язык плоский.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙА] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 27. Звук [ЙО]

И буКВЭ Е

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [О].

Губы округлены и выдви­нуты вперед. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка припод­нята. Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)

Характеристика.

Звук [ЙО] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 28. Звук [ЙУ] И буква

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [У].

Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зу­бов, спинка языка выгнута.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙУ] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 29. Звук

И
буква И

Особенности артикуляции.

Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [И] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема зо. Звук [Й Э] и буква Е

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [Э].

Губы растянуты в улыбке. Кончик языка находится у ниж­них зубов, спинка языка при­поднята.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙЭ] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 31. Звук [П’]

Особенности артикуляции.

Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыха­емого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [П’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 32. Звук
]

Особенности артикуляции.
Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыха­емого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Б’] — мягкий звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 33. Звук [Т’]

Особенности артикуляции. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка язы­ка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за вер­хними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка от­рывается от бугорков.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [Г] — мягкий глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Особенности артикуляции.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка язы­ка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за вер­хними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка от­рывается от бугорков.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика.

Звук [Д’] — мягкий звонкий согласный.

Схема 34. Звук
[Д’]Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 35. Звук
[С’]

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [С’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 36. Звук [3′]

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [3′] — мягкий звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 37. Звук
[К’]

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [К’] — мягкий глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 38. Звук
[Г’]

Особенности артикуляции.
Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Г’] — мягкий звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 39. Звук

[Ф’]

Особенности артикуляции.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух проры­вается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ф’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 40. Звук [В’]

Особенности артикуляции. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух проры­вается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика Звук [В’] — мягкий звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 41. Звук
[М]

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика. Звук [М’] — мягкий звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 42. Звук [Н’ ]

Особенности артикуляции. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верх­ними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика Звук [Н’] — мягкий звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 43. Звук [Л’]

Особенности артикуляции.

Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка каса­ется бугорков за верхними зубами. Средняя часть спинки языка приподнята. Задняя часть спинки языка опущена. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

  • “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
  • “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
  • “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
  • “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
  • “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Тренируем артикуляцию

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Постановка звука т при замене на к

  1. Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
  2. Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
  • Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
  • Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]