Логопедические игры
Причинами нарушения звукопроизношения могут быть:
1. Дефекты строения артикуляционного аппарата.
Материал с сайта
2. Недостаточная сформированность артикуляционных движений.
- Недостатки в развитии фонематического слуха.
Недостатки звукопроизношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Мы предлагаем вам перед началом проведения артикуляционной гимнастики посмотреть «Сказку о веселых язычках», которая поможет превратить сложный процесс в игру и увлекательное путешествие.
Комплекс упражнений для звуков С,Сь, З,Зь, Ц.
Покусать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Наказать непослушный язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”. (Чередовать упражнения №1 и №2)
“Лопаточка”
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Загнать мяч в ворота.
«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Почистить зубки.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы с внутренней стороны.
“Катушка”.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык “выкатывать” вперед и убирать вглубь рта.
Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
Наказать непослушный язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.
“Лопаточка”
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Маляр.
Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Чашечка.
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Вкусное варенье.
Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Фокус.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.
Грибок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (“ножка грибка”). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Гармошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль.
Материал с сайта
Наказать непослушный язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.
Вкусное варенье.
Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Индюк.
Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
Качели.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.
Лошадка.
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.
Пароход гудит.
Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое «ы-ы-ы…»
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.
Наказать непослушный язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.
Почистить зубки.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы с внутренней стороны.
Маляр.
Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Лошадка.
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.
Вкусное варенье.
Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Индюк.
Материал с сайта
Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
Барабанщики.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко отчетливо и многократно повторяя: “д-д-д-д-д-д”, постепенно убыстряя темп.
Желаем успехов!
Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект
Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2021. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 19.11.2021).
Заказ № 583397
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение.
Воспитательные:
- создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
- вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
- привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
Предполагаемый результат:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: краткосрочный
Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукты проекта:
- книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук, проектор.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. | Сбор информации: — подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; — изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; — пополнение предметно-развивающей среды; — привлечение родителей к работе над проектом; — подборка консультаций по теме проекта. | Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал. |
3 этап. Практический. | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). — провести занятие по рисованию; — разучить комплексы артикуляционных упражнений; — придумать сказку о Веселом Язычке; — создать условие для практического применения полученных знаний. | Рисуют Весёлого язычка; Разучивают артикуляционные упражнения; Придумывают сказку о Весёлом язычке |
4 этап. Презентационный. | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке | Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ
Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями. | ||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
Поне-дельник 07.10.19 | Знакомство с органами артикуляции | «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» | Отгадывание загадок о зубах, губах, языке | Подготовить набор иллюстраций | Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
Вторник 08.10.19 | Беседа «Артикуляционные уклады звуков» | Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции | Практическое применение в утренней гимнастке | Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений | Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
Среда 09.10.19 | Разучивание стихов к упражнениям. | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Рисование картинки «Весёлый язычок» | Оформление выставки рисунков | Помощь родителей в рисовании картинок. |
Четверг 10.10.19 | Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке | Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций | Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы | Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. | |
Пятница 11.10.19 | Чтение сказки о «Весёлом язычке» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» | Повторение придуманной сказки |
Литература:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
- Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2021. 32 с.
- Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.