Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная речь. В процессе речевого развития малыша ведущую роль играет развитие связной речи. Это способствует совершенствованию других ее сторон.
Связная речь у детей без речевой патологии происходит одновременно с развитием деятельности, мышления и общения с окружающими людьми.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, процесс формирования связной речи нарушается. Это обусловлено недоразвитием ведущих компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому у таких детей наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Уже вторично возникают дополнительные затруднения: отклонения в развитии психических процессов (памяти, внимания, восприятия). Но благодаря системе коррекционных занятий можно наверстать упущенное.
«Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану»
Цели занятия:
Образовательные:
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
- подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- мелкой моторики;
- зрительного внимания и памяти;
- логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание дисциплины,
- умения слушать других.
Оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; звездочки.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Никишина Валентина Сергеевна
Цель:
- Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания.
- Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа.
- Упражнять в подборе признаков к животному, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
- Развивать чувство юмора.
Материал: Изображение зайца, два дерева, зарисованные «приключения Маши», рисунок для раскрашивания, цветные восковые мелки, кукла Маша.
Ход занятия:
1. Загадка, беседа о лесе.
Мы будем придумывать историю о девочке Маше. Но сначала послушайте мою загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом здесь поспевает много ягод, а после осенних дождей полным-полно грибов».
О чем я рассказала? (Ответы детей).
Правильно, это лес.
Ребята, я вам уже рассказала, что мы будем придумывать историю о девочке Маше, а точнее о приключениях Маши в лесу.
-Скажите, зачем вообще ходят в лес? (За грибами, за ягодами, цветами, дровами; отдохнуть, погулять).
-Что могло случиться с Машей в лесу? (Заблудилась, встретила кого-то, нашла что-нибудь).
2. Упражнение «Подбери слова к картинке». Закаливающая гимнастика с использованием художественного слова.
Дети идут по массажным дорожкам и «кочкам» со словами:
Зашагали наши ножки Прямо по дорожке, К зайкиной избушке На лесной опушке.
Поскакали по дорожке, Меняя часто ножки.
Представьте себе, что Маша встретила в лесу вот такого зайца (показ картинки).
-Какой он? (Пушистый, белый, смешной, длинноухий, трусливый и т.д.)
-Что умеет делать заяц? (Прыгать, бегать, грызть кору, менять шубу, веселиться, бояться, прятаться и т.д.)
Ещё дети, заяц любит гулять у ручья, давайте и мы подойдем к ручью.
Слова, сопровождаемые движениями:
Ой, лады, лады, лады, Много в ручейке воды. Даже заяц прибежал И водицы здесь набрал.
-Как вы думаете, а может заяц играть? (Да, может).
Давайте поиграем с ним.
Пальчиковая игра: (показ)
Жили-были зайчики На лесной опушке, Жили-были зайчики В беленькой избушке.
Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, Надевали тапочки.
-Заяц мог понравиться Маше? Почему? (Ответы детей).
3. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.
Сейчас мы будем придумывать рассказ про девочку Машу и зайца. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивать. (Показ картинок).
Как-то раз пошла Маша в лес за… (грибами). Набрала … (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий … (заяц). Он был не один, с ним была целая… (заячья семья). Все они играли в прятки и Машу стали звать… (Маша, поиграй с нами). У старшего зайчика были самые длинные… (уши). Он спрятался за… (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу… (нашли). Всем было… (очень весело).
4. Самостоятельный пересказ по вопросам. Игра – драматизация.
-Вам понравился наш рассказ?
-Как начинался наш рассказ?
-Что она делала в лесу?
-Что случилось после того, как Маша набрала полную корзину грибов?
— Что делали зайцы?
— Как они приглашали её в игру?
— Чем отличался от остальных зайцев самый старший заяц? Почему его нашли?
А теперь, чтобы лучше запомнить наш рассказ, я предлагаю его обыграть.
(Выбираются Маша, заяц и два рассказчика).
5. Коллективное раскрашивание рисунка.
Ребята, Маше очень хотелось бы, чтобы вы ей подарили весёлую картинку о её путешествии. (Дети под музыку леса раскрашивают рисунок).
Пусть этот рисунок напоминает ей историю, которая называется… ( «Приключения Маши в лесу»).
Какая красивая картина у нас получилась. Вы все молодцы.
Следующая > |
План-конспект по составлению рассказа для детей старшей группы
Тема:
Составление рассказа по картине «Ежи»
Возраст:
старшая группа (5-6 лет)
Содействовать формированию умений внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);
Рассуждать над ее содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определенного пункта плана;
Создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе слов, близких по значению, в отгадывании описательных загадок на заданную тему;
Способствовать развитию внимания, памяти.
Умения внимательно выслушивать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
картина «Ежи», аудиозапись «Звуки природы», речевая схема (план-рассказа по картине).
Для детей:
элементы картины, листы желтой бумаги.
Предварительная работа к занятию:
беседы по осеннему времени года («Изменения в мире растений», «Как готовятся лесные звери к холодам», «Изменения в неживой природе».); составление с детьми загадок-описаний про лесных животных.
Связная речь: отвечают на вопросы развернутой фразой, используя предложения сложной конструкции.
Обогащение словаря: ежиха, ежата, ежиная семья.
Активизация словаря: прилагательные (голодные, жадные, прожорливые, трусливый, боязливый, пугливый, слабый), глаголы (испугался, спрятался).
Наглядный метод: рассматривание картины.
Словесный метод: составление рассказа по картине.
Практический метод: пересказ рассказов по картине.
– словесный прием: речевой образец, повторное проговаривание, указание, оценка детской речи, вопрос.
– наглядный прием: показ картинок.
– игровой прием: использование загадок.
Средства обучения:
общение взрослых и детей, литературная речь воспитателя, обучение родному языку на занятиях, художественная литература.
Форма организации детей на занятии:
групповая.
– Сегодня будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала проведем разминку на тему «Осень». Я буду задавать вопрос; кто дает ответ, проходит и садится на стульчик. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной.)
3. Непроглядный, серый, густой… (туман).
4. Жидкая, черная, липкая… (грязь).
5. Серое, хмурое, облачное… (небо).
6. Ненастная, пасмурная, дождливая… (погода).
7. Сухие, желтые, шуршащие… (листья).
1. Рассматривание картины. Беседа по содержанию картины.
После выполнения задания воспитатель предлагает отгадать загадку.
Что за елочка такая?
В серенькой одежке,
Ходит по дорожке. (Еж.)
– Как вы догадались, что это еж? (Ответы детей.)
Воспитатель демонстрирует картину «Ежи» (звучит аудиозапись «Звуки природы»)
– Посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (Ежиха и ежата.)
– Как их можно назвать? (Ежиная семья.)
– Где находится ежиная семья? (В лесу.)
– Какое время года изображено на картине? (Осень.)
– Что делает ежиха? (Внимательно наблюдает за ежатами.)
– Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу, охотится.)
– Если она учит своих ежат охотится, то как про нее можно сказать? (Умная, заботливая, внимательная.)
– Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые.)
– Как вы думаете, почему он это сделал? (Испугался жука, спрятался от него.)
– Как еще можно сказать, какой ежик? (Трусливый, боязливый, пугливый, слабый.)
2. Составление рассказа по картине.
– Мы внимательно рассмотрели картину и теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем «по цепочке»: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвертый ребенок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:
1. Какое время года изображено на картине?
2. Кто изображен? Где происходит действие?
3. Что произошло со всеми ежами? Почему?
4. Чем все закончилось?
– Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана. (Воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них.)
– Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины, и рассказать так, чтобы нечего не было добавить.
Дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают, у какой «цепочки» рассказ был интереснее, аргументируя свой выбор.
III
. Заключительная часть
1. Творческая работа.
– Теперь я предлагаю вам подойти к столам, разделиться поровну.
Еще раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить все, что изображено на ней. (1–2 минуты.)
На столах перед вами большие листы бумаги желтого цвета. Представьте, что это осенний лес. На каждом столе лежат отдельные элементы картины, которую вы сейчас рассматривали и по которой составляли рассказы. Я предлагаю вам составить картину, точно расположив все ее элементы.
Источник
Обучение дошкольников повествовательным рассказам.
1).Формирование «умений связной речи» (Т. А. Ладыженская) начинается на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и связывается прежде всего с работой над заглавием.Если название дается до чтения произведения, детям предлагается ответить на вопрос: «Почему рассказ (сказка) так названы?» Если заглавие не сообщается, то после чтения детей спрашивают: «На какую тему этот рассказ?»; «О чем эта сказка?» Отвечая на эти вопросы, дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Вдумываясь в заголовок, дошкольники выделяют основную мысль всего текста, учатся ориентироваться в теме.
Для установления связи содержания с заглавием Н. Г. Смольникова предлагает разнообразные задания:
— сравнение художественных произведений: разнотемных (стихотворений И.Сурикова «Зима» и «Лето») и однотемных (стихотворений С. Есенина и Е. Благининой «Черемуха»).
После чтения произведений и определения их тем внимание детей обращается на то, что один и тот же писатель может писать на различные темы, а разные авторы могут писать на одну и ту же тему, по-разному ее раскрывая;
— рисование на предложенную тему. При анализе рисунков подчеркивается, что их много, все они разные, но на одну тему;
— определение темы по обложке, иллюстрациям книги;
— придумывание собственных заголовков к текстам, картинам, рисункам; — выбор наиболее подходящего названия из нескольких вариантов, предложенных воспитателем.
2).Следующим этапом в обучении является формирование умения строить высказывание в определенной композиционной форме.Композицию (структуру) рассказа дети начинают осознавать также при ознакомлении с художественной литературой. После чтения различных произведений детям задаются вопросы, направленные на выявление понимания ими структуры рассказа: «О чем говорится в начале рассказа?» («Как начинается рассказ?»); «О чем говорится в середине рассказа?»; «Чем закончился рассказ?»
Знакомство детей со структурными компонентами рассказа можно осуществлять по следующей схеме:
1) чтение рассказа без заголовка и начала (середины, конца);
2) вопросы к детям: «Какой части недостает?»; «Как вы об этом узнали?»;
3) придумывание детьми пропущенной части рассказа;
4) озаглавливание рассказа;
5) чтение авторского текста.
Одновременно дети знакомятся со значением каждого структурного компонента. Из начала рассказа должно быть ясно, о ком или о чем будет говориться в тексте, где и когда произошел тот или иной случай. Середина — это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается какое-то событие или случай. Из заключительной части должно быть понятно, чем все заканчивается.
В).Обучение построению повествовательного рассказа продолжается по серии сюжетных картин. Каждая серия включает от 3 до 5 картин, каждая из которых изображает отдельный эпизод рассказа. Детям предлагаются различные варианты предъявления картин, например: первая картина открыта, остальные закрыты; три первые закрыты, последняя открыта; и т.д. По их расположению ребята составляют рассказ. В ходе рассматривания картин детям даются образцы различных синтаксических форм и способов межфразовой речи. Например, по серии «Больная белочка»:
Однажды в солнечный теплый день… (дети пошли в лес; брат и сестра отправились за грибами и т.д.). Когда они пришли в лес, то… (увидели много грибов и ягод; услышали тихий писк и заметили белочку). Мальчик наклонился и увидел, что… (у белочки из лапки капает кровь; белочка поранила лапку).
Дети решили помочь белочке. Они… (достали носовой платок и перевязали ей раненую лапку). Белочку нельзя было оставлять, потому что… (с больной лапкой она не могла запрыгнуть на дерево). Поэтому дети… (взяли белочку домой).
3).Параллельно с этим с детьми проводятся лексические упражнения, обогащающие речь детей необходимыми словами и выражениями для будущих рассказов. Например, по серии «Верный друг» на подбор прилагательных детям предлагаются следующие вопросы: «Какой день изображен на картине? (зимний, морозный, солнечный)»; «Какое настроение у мальчика?» (веселое, бодрое); на подбор существительных: «Что почувствовал мальчик, попав в прорубь? (страх, испуг, холод)» и т.п.
Формирование «умений связной речи» основывается на восприятии наглядных средств (игрушек, картин), на личном опыте, на воображении дошкольников. Детей учат составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картине, из опыта, а также творческие рассказы.
3. Обучение повествовательным рассказам по игрушкеначинается с рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем воспитатель предлагает придумать рассказ о ней и дает план: «Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?» Если дети испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант: «Игрушка ожила и пошла знакомиться с детским садом»; «Она оказалась одна в лесу» и т.д. После каждого рассказа детей следует спрашивать: «О чем ты рассказал?»; «Как можно озаглавить рассказ?»
Можно предложить дошкольникам придумать рассказ по набору игрушек,
который должен подсказывать сюжетную линию (например зайчик и елочка, девочка и котенок и др.). В младших и средних группах дошкольники составляют рассказы по образцу воспитателя, потом по плану, а в старших — самостоятельно.
Более сложным видом занятий являются игры-инсценировки
, во время которых дети старшей группы составляют рассказ и одновременно осуществляют с игрушками действия. На первых занятиях воспитатель предлагает образец рассказа. Он должен быть кратким, включать несколько действий с игрушкой. Например:
Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль).
Вдруг вспомнил, что он не заправил машину бензином
(останавливает машину),
делать нечего, придется повернуть обратно
(поворачивает).
Набрал он бензина
(останавливает машину у края стола)
и быстро поехал на работу
(быстро передвигает машину)
.
Впоследствии образец дается лишь в том случае, если в нем есть необходимость.
Педагог предлагает детям подумать, о каких игрушках они будут рассказывать, напоминает, что нельзя повторять персонажи и действия, которые придумали другие дети.
Е. И. Тихеева рекомендовала использовать прием совместного составления рассказа подгруппами детей: например, двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек и дается задание вместе отобрать нужные игрушки, вместе приду мать рассказ, решить, кто его будет рассказывать. Этот вид занятий ценен тем, что он может включаться и в самостоятельную деятельность детей.
4).В обучении детей повествовательным рассказам широко применяются картины.
По мнению исследователей (Е.И.Тихеевой, Е.А.Флёриной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Жуковской, М.М.Кониной и др.), картина дает конкретно-чувственный материал для речи, активизирует познавательную деятельность детей, их чувства, обогащает, углубляет, закрепляет знания детей и помогает понять не только внешние стороны сюжета, но и внутренние связи между действующими лицами, выраженные в движении, позе, выражении лица; и т.д.
Картины расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти.
Однако наличие картины на занятии само по себе не обеспечивает усвоения детьми речевого материала, не приводит к формированию способности точно, живо, эмоционально, самостоятельно выражать в речи свои мысли, впечатления. Картина лишь создает благоприятные условия для ознакомления детей с окружающим миром, для обучения их родному языку.
Структура занятия:
· Рассматриванию картин обычно предшествует краткая вступительная беседа, устанавливающая связь этого занятия с предшествующими наблюдениями, играми, трудовой деятельностью.
Если воспитатель не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают дошкольников к простому перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и приводят к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы.
· После вступительной беседы картина вывешивается таким образом, чтобы она была хорошо видна всем детям. Дается 1 — 2 минуты, чтобы дошкольники смогли рассмотреть ее и высказать свои впечатления, чувства. Воспитатель поддерживает разговоры ребят и постепенно начинает беседу по содержанию картины.
· После беседы с дошкольниками младшей группы воспитатель объединяет все высказывания в связный рассказ и тем самым воссоздает у детей цельное представление о картине. В средней группе педагог предлагает ребятам сначала с его помощью, а затем самостоятельно составить рассказ. В старших группах работа может проводиться в два этапа. На первом занятии беседа по содержанию, а через несколько дней на втором занятии — рассказывание детей. При организации речевой практики дошкольников на занятиях с картиной используются специальные приемы.
1. Вопросы воспитателя,
цель которых — помочь ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания.
В младшей группе детям задают вопросы:
— требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает содержание картины («Почему остановили лошадку?» — «Надо ее напоить»; «Как одеты дети и почему именно так, а не иначе?» — «На них теплая одежда, потому что на улице зима»; и т.д.);
— мобилизующие прошлый опыт ребенка («Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?» и др.);
— требующие ответа-предположения — как бы выхода за пределы изображенного. Такие вопросы помогают устанавливать логические взаимосвязи («Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?» и др.).
Детям старшего возраста можно задавать вопросы:
— требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать, сопоставлять факты, делать выводы;
— помогающие в логической и временной последовательности передать содержание картины;
— направленные на истолкование внутреннего состояния, настроения героев.
2. Вопросы детей.
Когда дети сами задают вопросы, их познавательная деятельность протекает продуктивнее. С помощью вопросов, задаваемых самими дошкольниками, включается в действие мотивационный механизм, активизируются интерес, потребности, желания и т.д.
Чтобы побудить детей к придумыванию вопросов, воспитатель в начале занятия должен дать конкретное задание: поразмыслить над тем, что нового они хотели бы узнать о предмете (явлении). Воспитателю необходимо внимательно выслушивать вопросы, задаваемые дошкольниками, чтобы, во-первых, прийти вовремя на помощь ребенку, затрудняющемуся сформулировать вопрос, а во-вторых, выделить из вопросов детей те, которые непосредственно связаны с содержанием занятия, и те, ответить на которые лучше в другое время. В случае если среди вопросов детей не окажется близких по содержанию к показываемой картине, педагог может направить мысль ребят в нужное русло. Например, если дети в беседе перед показом картины «Ежи» не упомянут о ежатах, воспитатель может сказать, что, наверное, им хочется побольше узнать о ежатах.
3. Рассказ-образец, помогающий детям осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей.
Дошкольники на практике видят, как можно передать содержание картины, учатся соотносить с ней рассказ. Рассказ-образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно.
Если в младшей и средней группах образец дается для копирования («расскажите, как я»), то в старших группах он используется лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. В этих группах лучше предложить ребятам план рассказа.
4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности.
Для коллективных рассказов следует выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета (например: «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.) или серии сюжетных картин.
После рассматривания картины следует перейти к следующей части занятия, в ходе которой педагог дает указание о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и лыжах». В процессе рассказа воспитатель поправляет рассказчиков, подсказывает нужное слово, подбадривает ребят и т.д.
Говоря с детьми о картинах, следует шире и многообразнее применять доступные дошкольникам образные средства языка. Тогда беседа будет повышать интерес к картине, способствовать эмоциональному сближению ребят с изображенными на ней героями, обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.
Картина помогает педагогу раскрыть перед детьми смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов. Речь, с которой воспитатель обращается к дошкольникам при рассматривании картины, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными, и эмоционально выразительными.
5).Ребят также учат составлять повествовательные рассказы из опыта.Обучение повествовательному монологу опирается на желание детей рассказывать. Е. И. Тихеева отмечала, что рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными «нет, не так», «я забыл сказать», «я не помню, как это было» и т.п..
Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Однако в процессе рассказывания у них часто возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному высказыванию.
Умение рассказывать из опыта приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими. Основой для рассказывания служит содержательная, интересная жизнь детей в детском саду и семье, однако большую роль в его формировании играет и обучение на занятиях.
Намечая тему рассказов из опыта, воспитатель должен быть уверен, что у всех детей (или по крайней мере у большинства) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний. Обучение данному виду рассказа начинается в средней группе. Тема рассказа, предлагаемая детям этой группы, должна быть конкретной, связанной с конкретным фактом из жизни детей («Наш праздник», «Как я помогаю маме» и др.)- В старших группах можно предложить рассказы о природе («Наша белка», «Интересная встреча в парке») или на отвлеченные темы («О смешном случае»).
В детском саду ребят учат придумывать рассказы, отражающие их индивидуальный (личный) опыт и коллективный (общегрупповой) опыт. В средней группе лучше использовать коллективный рассказ: педагог начинает рассказ, а дети дополняют его запомнившимися деталями. В старших группах используются все виды рассказов.
Методика обучения рассказыванию из опыта
разработана Е. И.Тихеевой, Л. А. Пеньевской и Э.П.Коротковой.
· Начать занятие целесообразно с краткой беседы, которая подготовит детей к восприятию темы, к активной деятельности. Например, воспитатель спрашивает у ребят, есть ли у них в доме котенок, как его зовут, просит вспомнить, как он выглядит, как проказничает.
· Затем он предлагает послушать свой рассказ про котенка. Руководя процессом рассказывания, воспитатель обращает внимание дошкольников на содержание изложения, последовательность описания, правильность речи и т.д. Если дети затрудняются передать словами задуманное, он, не нарушая хода их мыслей, подсказывает нужное слово или выражение.
· В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец. Он позволяет показать детям, как с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Образец показывает пример замысла в речи, повышает детский интерес к рассказыванию и направляет мысль ребенка к конкретным фактам его жизненного опыта, которые могут явиться основой для его самостоятельного рассказа. Тем самым образец способствует развитию замысла в рассказе ребенка, помогает ему научиться строить свой рассказ, оказывает влияние на язык его рассказов.
· Отсюда вытекают следующие т р е б о в а н и я, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта:
— в основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-то конкретный факт (событие), представляющий для детей интерес и близкий их жизненному опыту;
— четкая последовательность изложения. В начале рассказа — завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действий. После момента наибольшего напряжения (само событие) рассказ должен завершаться быстрой и ясной развязкой;
— язык рассказа следует по возможности приблизить к разговорной речи. Он должен быть понятным и кратким, но не схематичным, т. е. обладать известной живостью и образностью. В рассказе-образце не должно быть длинных растянутых фраз. Образность и живость языка рассказа воспитателя усиливают эмоциональность восприятия, активизируют мысль дошкольников и влияют на выразительность детской речи.
Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Он повышает интерес детей к рассказыванию и помогает им приобрести целый ряд практических умений в этой деятельности.
Образец можно использовать перед рассказами детей или после них.
Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним воспитатель может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению. При этом следует помнить указание Е.И.Тихеевой, что не следует задавать много вопросов во время рассказа, так как это отрицательно влияет на самостоятельность формирования замысла, эмоциональное отношение к предмету рассказа и снижает возможность проявления инициативы.
Важно направить внимание ребенка на суть передаваемых событий, ограничить второстепенные стороны явления. Например, при рассказе дошкольника о новогодней елке у него дома воспитатель может своими вопросами направить его внимание исключительно на елку: «Расскажи, какая она у тебя, большая или маленькая? Куда вы ее поставили? Как украсили?» Вопрос должен иметь естественную разговорную форму, показывать интерес воспитателя к предмету рассказа, желание узнать о нем подробнее, привлекать новый материал (например: «А кого ты пригласил на свой праздник?»).
Другой формой применения вопросов в рассказывании из опыта является предложение их детям заранее в виде плана,что оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий. Воспитатель сам намечает вехи и пути детского рассказа, он указывает ребенку, о чем он будет рассказывать раньше, о чем позже. Например, на занятии по теме «Наш сад» воспитатель говорит: «Вначале надо рассказать о деревьях и кустарниках нашего участка; потом, в середине рассказа, подробно рассказать о нашей клумбе и о газонах на участке; в конце — о площадках для игр и забав».
Если объем материала для рассказа достаточно обширен и связан с общегрупповыми наблюдениями, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану. В этом случае дети составляют рассказ по частям в соответствии с вопросами плана. Коллективное рассказывание объединяет дошкольников, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности.
К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу, переписка с детьми из другого города.
Письмо, содержанием которого является изложение интересных событий из жизни детей, составляется в соответствии с вопросами и указаниями воспитателя. Ответы детей он тут же записывает, затем прочитывает все письмо полностью. Составление писем полезно также в воспитательных целях: для воспитания внимательного отношения к родным, заботы о сверстниках и взрослых.