Описание теста Пиктограмма по методу А.Р. Лурии
Александр Романович Лурия последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест Пиктограмма, разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:
- выявление нюансов опосредованного запоминания;
- оценка продуктивности памяти;
- определение характера мыслительной деятельности;
- изучение уровня развития образного мышления.
Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 67 классов образования.
ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ПИКТОГРАММЫ
Интерпретация данных пиктограммы складывается из качественного анализа каждого образа пиктограммы с формализованной оценкой последнего; оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных для формализации (особые феномены) , в том числе графических особенностей пиктограммы. Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.
Качественный анализ пиктограммы.При качественном анализе образов пиктограммы учитываются содержание рисунка, факторы абстрактности, индивидуальной значимости стандартности и адекватности. Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов пиктограммы присваиваются краткие буквенные обозначения.
Сводная таблица этих обозначений дается в
приложении 2.
Фактор абстрактности.
Конкретные образы (К). Общее качество этой группы образов — их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанное с понятием — конкретный фотографический образ (К — Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг», влюбленный с букетом цветов под часами на понятие «обман».
К, конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа», испытуемый, и здесь изображает конкретную ситуацию — человек работает. Все индивидуально-значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие «обман» рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует «при кормлении ребенка, чтобы обмануть его».
Наконец, часть образов пиктограммы, будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К — Кф) на понятие «сомнение». Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка — из дерева или из пластмассы».
Атрибутивные образы (Ат). Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.
Метафорические образы (М). К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие «сомнение» рисует штопор («сомнение, как штопор, ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить»).
Геометрические, графические и грамматические символы (ГС). Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения — символ, связанный по содержанию с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики — направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия — символы валентности (знак «минус» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).
Символы могут быть общепринятыми, либо реже — продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие «сомнение» нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение: «Я сомневаюсь, черное это или белое». Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).
Фактор индивидуальной значимости.
Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых, представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально-значимых образах пиктограммы наиболее непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально-значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально-значимые образы неоднородны по своему характеру.
Индивидуально-значимые персонифицированные образы (Инд-Пс). К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.
Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на понятие «болезнь» рисует человека без ноги. Больной С. на понятие «обман» рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.
Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд-Кн). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, поэтому они не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» — это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).
Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движения, прежде чем начать рисовать, что является признаком принадлежности образа к кинестетическим.
Индивидуально-значимые образы-стимулы (Инд-С). Эти образы не содержат изображения человека. Это изображения объектов, «стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.
Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы. Объяснение: «чувство счастья возникает у меня обычно в горах». Испытуемая Н. на понятие «разлука» рисует письмо. Объяснение: «Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают».
Образы, выбранные формально (Ф). К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.
Содержание рисунка.
Перефразируя Г. Роршаха, можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией и все невозможное». Мы ограничимся перечислением наиболее значимых аналитических категорий.
Сцены с участием человека — Сцу человеческие фигуры — Ч, части (детали) человеческого тела — ЧД, редко встречающиеся в пиктограмме мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.)— Чд, неодушевленные объекты — НО, фауна — Фн, флора — фд, пейзажи — П, архитектура, искусство — И, символы — С.
Фактор частоты выбора.
Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ пиктограммы к одной из трех категорий.
Стандартные образы (Ст)— встречающиеся чаще чем в 20 из 100 протоколов.
Оригинальные образы (Ориг) — встречающиеся реже чем в 2 из 100 протоколов.
Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между стандартными и оригинальными. Буквенного обозначения не имеют.
Подробные сведения о распределении образов по частоте содержатся в приложении 2.
Фактор адекватности.
Адекватность образа пиктограммы — сложный качественный фактор, включающий близость образа и понятия по содержанию, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных — какие образы пиктограммы закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории повторяющихся. Адекватные образы обозначаются знаком «плюс», а неадекватные— знаком «минус» (Ориг—).
Формализованная оценка образов пиктограммы.
На основании качественного анализа образа пиктограммы по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры.
Понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат Ст+салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие «тяжелая работа». Изображен треугольник. Разъяснение: «У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое—начальник, его заместитель и я». Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально-значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К Инд Ориг — С.
В приложении 2 приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых оригинальных (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начале работы с методом эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.