Звуки [Б] [Б`]. Буквы Б, бметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Б.

Буратино, барабан,

Белка, булка и банан.

Кто играет на трубе?

Наша гостья, буква «Б»!

Как вы узнали ранее, буквы бывают гласными и согласными. С гласным звуком [а] и его буквой мы познакомились, и вы знаете, что, когда мы произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречая на пути преград. Если воздух встречает преграды, значит, произносится согласный звук.

На этом занятии мы познакомимся с буквой Б и ее звуком, первой буквой алфавита с согласным звуком.

При произношении звука [б] воздух встречает на пути преграду, такой звук мы не можем пропеть, этот звук согласный.

Произнесем этот звук в словах: бабочка, белка, бусы.

Мы услышим звонкий голос. Звук [б] звонкий. Определим, твердый или мягкий звук [б].

Сравним слова: башня, белый.

В одном слове звук [б] твердый, во втором звук [б´] мягкий. Буква одна и та же, а звуки разные. В этом случае нам для правильного произношения слов с Б помогут буквы-помощники, которые стоят после. Если после идут буквы Е, Ю, Ё, И, Я, то согласный звук мягкий. Если после идут буквы О, А, У, Ы, то согласный звук твердый.

Буква Б обозначает согласный, звонкий звук, который может быть и твердым, и мягким.

Буква Б в русском языке ведет себя активно, может встречаться в любом месте слова. Например, балерина.

В начале слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Слово бегун. В начале слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква Е, которая говорит о мягкости согласного звука.

Вспомним слова, в которых буква Б стоит в середине слова. Отгадайте загадку:

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет…

(Е. Груданов)

Ответ: собака

В середине слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Рассмотрим слова с мягким [б´] в середине: кибитка.

В середине слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква И, которая говорит о мягкости согласного звука.

Рассмотрим слова с буквой б на конце.

Слово столб.

Пишется слово с буквой Б на конце, но, когда вы произносите слово столб, слышен звук [п]. Скоро мы узнаем, почему так происходит. Назовем слова, в которых буква Б встречается больше одного раза: бобёр, бабочка, бублик, бубен, бабушка, баобаб.

Отгадайте загадку, ответ подскажет буква Б:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ответ: берёза.

Посчитаем, сколько в загадке букв Б, твердых и мягких звуков [б]. В этой загадке две буквы Б, один твердый звук [б] и один мягкий звук [б´].

У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика.

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Таблица твердых и мягких звуков

Все правила собраны в одной табличке. С первого взгляда она может показаться малышу абракадаброй, но после доступных объяснений и внимательного изучения, новый материал перестанет казаться таким уж сложным.

Распечатайте и повесьте эту картинку на видном месте, чтобы ребенок мог учить эти правила в любое удобное время.

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

[Б]—[П] [В]—[Ф] [Г]—[К] [Д]—[Т] [З]—[С] [Ж]—[Ш]

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Статья:

Звуки [б], [б’ — бь] в норме у ребенка появляется в возрасте от 0 до 1 года.
Если у ребёнка в 1 год отсутствуют звуки [б], [б’] посетите консультацию логопеда, который занимается с детьми раннего возраста.

Как правильно произносится звук [б].

  • Голосовые связки сомкнуты, дрожат;
  • Зубы разомкнуты;
  • Губы сомкнуты в первый момент, затем под давлением воздушной струи они размыкаются;
  • Язык пассивен, широко распластан, кончик отодвинут от передних нижних резцов, сдвинут назад;
  • Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки.
  1. Артикуляционные признаки звука [б].

[б] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду, сомкнутые губы;

[б] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость;

[б] – звонкий звук. При произнесении звука [б] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется;

[б] – смычно-взрывной звук по способу образования. Смычку образуют губы;

[б] – губно-губной звук по месту образования. Преграда для воздушной струи образуется нижней и верхней губой.

  1. Акустические признаки звука [б].

[б] – звук звонкий, шумный, мгновенный;

[б] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.

  1. Нарушения звука [б].

Произношение звука [б] нарушается крайне редко:

— отсутствие звука [б] — при выраженных дефектах губ.

— замена звука [б] на губно-зубной звук [в], на звук [м] при открытой ринолалии.

— смешение звука [б] со звуком [п] – взаимозамены чаще в сторону оглушения.

Как правильно произносится звук [б’].

  • Голосовые связки сомкнуты, дрожат;
  • Зубы разомкнуты;
  • Губы больше прижаты к зубам, углы слегка раздвинуты в стороны;
  • язык продвигается вперед, передняя и средняя часть спинки приподнимается к твердому нёбу.

1). Артикуляционные признаки звука [б’].

[б’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость;

[б’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду, сомкнутые губы;

[б’] – звонкий звук. При произнесении звука [б’] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется;

[б’] – смычно-взрывной звук по способу образования. Смычку образуют губы;

[б’] – губно-губной звук по месту образования. Преграда для воздушной струи образуется нижней и верхней губой.

2). Акустические признаки звука [б’].

[б’] – звук звонкий, шумный, мгновенный;

[б’] – мягкий звук. Средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

3). Нарушения звука [б’].

Произношение звука [б’] нарушается крайне редко:

— отсутствие звука [б’] — при выраженных дефектах губ.

— замена звука [б’] на губно-зубной звук [в’], на звук [м’] при открытой ринолалии.

— смешение звука [б’] со звуком [п’] – взаимозамены чаще в сторону оглушения.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]