В, в — Третья буква всех славянских и большинства прочих кириллических азбук. В старо- и церковнославянской азбуке носит название «веде» или «веди». В кириллице выглядит, как и имеет числовое значение 2, в глаголице — как и имеет числовое значение 3. Кириллическая форма происходит от греческой беты, глаголическую же обычно соотносят с латинской V. Среди начертаний кириллической В в рукописях и печатных книгах большинство в целом сохраняет общую идею формы, хотя вплоть до типографских курсивных шрифтов начала XIX века встречалось неожиданное на нынешний взгляд строчное начертание в виде параллелограмма, наподобие печатной п, у которой и низ замкнут так же, как и верх. В Сербии иногда строчная в печатается литерой в виде латинской b.
Примеры слов на букву «В»
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:
«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:
бок [б о к]
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:
бег [б’ э к]
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.
Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость согласных обозначается специальным значком в виде запятой — апострофом. Звуки речи записываются соответствующими буквами в квадратных скобках. Апостроф пишется справа от буквы, обозначающей мягкий звук, вверху:
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].
Материалы для изучения
Стихи
* * * Букву В верблюд двугорбый На спине таскает гордый. Одногорбому обидно — Буквы В на нём не видно. (С. Островский)
Стихи про букву «В»
Загадки
* * * Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена? (Буква В)
Загадки про букву «В»
Скороговорки
* * * Баба Вера винегрет Внучке Вере на обед. Вместе с буквой В несла, Внучка Вера их ждала.
Скороговорки на букву «В»
Сказки
Стихи про В
Стихи посвящаются разным людям и событиям. А мы посвятим сегодняшние стишки букве, с которой сегодня познакомились. Принимайте эстафету и придумывайте свои дву- и четверостишия. Присылайте их через форму комментариев. А я буду добавлять их в наш общий сборник стишков про В.
*** Как хорошо живётся ей На третьем месте алфавита. Мы называем её «вэ», А греки называют «вита».
*** Буква В сидит на ветке И кричит оттуда Светке: Буду в имени твоём Жить и ночью я, и днём.
Света улыбнулась, От буквы отвернулась. «Кто хоть ты такая, Буква озорная?»
«С тобой я не играю, Я тебя не знаю. Соберу в букет цветы, А на кого похожа ты?»
Буква В как цифра три (3) — На неё ты посмотри. Всем известно — Лене, Вите О третьей букву в алфавите.
Пальчики-помощники
На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.
Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.
Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.
В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.
Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:
- бусинами;
- крупой;
- пуговицами;
- горошинами.
Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.
Слова с разделительным твердым и мягким знаком: примеры, правила правописания слов
Ниже описаны правила русского языка и примеры правописания слов с разделительным мягким знаком. Эта буква «Ь» пишется перед:
- «е»
- «ё»
- «ю»
- «я»
- «и»
Есть такие словоформы в русском языке, в которых слышится звук «й». Исключение составляют приставки, после них мягкий знак не ставится (в корне или/и перед окончанием). После приставок ставится разделительный твердый знак. Вот примеры таких слов с разделительным мягким знаком:
- Платье
- Вьюга
- Семья
- Лисьи
- Серьезный
В корне заимствованных слов также пишется мягкий знак:
- Медальон
- Сеньор
После корня мягкий знак:
- Лягушачья кожа
- Птичье гнездо
Ниже описаны правила правописания слов в русском языке с разделительным твердым знаком. Разделительный твердый знак пишется после приставки и перед корнем, начинающихся с:
- «е»
- «ё»
- «ю»
- «я»
Примеры слов с разделительным твердым знаком:
- Необъятный
- Съежиться
- Подъезд
- Объявление
Буква «Ъ» пишется в словах, оканчивающихся на согласный, латинские приставки: «аб-», «ад-», «диз-», «ин-», «об-», «суб-», «кон-» или морфемы-приставки: «контр-», «пан-», «транс-». Здесь приставки не выделяются в самостоятельной морфеме, к примеру:
- Адъютант
- Инъекция
- Конъектура
- Объект
Твердый знак также может разделять слоги в сложных словах, которые начинаются с «двух-», «трех-», «четырех-». К примеру: двухъядерный, трехъязычный, четырехъярдовый и так далее.
Пальчиковая гимнастика
Логопеды предлагают для развития мелкой моторики использовать забавные упражнения.
- «Пальчики здороваются». Упрощенная версия для малышей заключается в соединении больших пальцев обеих рук, затем указательных, и так до мизинца. Ребята постарше прикладывают к большому пальцу левой руки сначала правый большой палец, затем указательный и т. д. Под соответствующее стихотворение «встречаются» все пальцы.
- «Очки». Изобразить предмет можно, соединив указательный и безымянный пальцы. Конструкцию прикладывают к глазам – и очки готовы.
- «Театр теней». Свет настольной лампы направляют на поверхность стены. Взрослый показывает, как с помощью пальцев получить на стене тень, похожую на зайца, волка или летящую птицу. В процессе можно пофантазировать вместе с маленьким непоседой.
- «Гнездо». Если в доме есть игрушечная птичка, то несложно смастерить для нее гнездышко из ладошек. Их складывают вместе в форме лодочки. Повторяют упражнение не меньше 5 раз.
- «Считалка». Выполняется под ритмичный счет. Раз — ладошки лежат на столе, два — сжать кулачки, три — поставить ладони на ребро. Повторить 5 раз.
В год малыш начинает понимать значение слов окружающих его взрослых. Но не следует переоценивать его возможности. Маленький человек воспринимает мир, в том числе звуки, через призму общения со старшим поколением. Поэтому очень важно разговаривать с крохой грамотно и внятно – тогда он будет успешно развиваться и правильно говорить.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир [ж ы р]
- шёлковый [ш о л к а в ы й’]
- цитрус [ц ы т р ус].
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Русские слова с мягким знаком: примеры для запоминания
Правила правописания мягкого знака
Из вышесказанного понятно, что в русском языке множество правил с мягким знаком. Разберем, к примеру, одно из них. Ниже вы найдете применение мягкого знака «Ь» в словах богатого русского языка, способы его написания, правила и примеры для легкого запоминания. Чтобы лучше запомнить правила про мягкий знак, давайте еще раз повторим и рассмотрим другие примеры.
Мягкий «Ь» знак согласно правил, делится на две группы:
- Как показатель мягкости – для обозначения мягкости предшествующего звука.
- Как разделитель – показатель того, что следующие гласные буквы звучат как два звука.
В первом случае согласно правила правописания с «Ь» (мягким) знаком следующие:
- Мягкий знак «Ь», используется в конце и в середине слов.
- После и перед согласными.
- Примеры: конь, мальчик.
Во втором случае правила правописания с «Ь» (мягким) знаком таковы:
- «Ь» знак применяется в середине слова
- После согласных
- Перед гласными: — «е», — «ё», — «и», — «я», — «ю»
- Примеры: платье, вьюга, семья, серьезный, лисьи
В корне заимствованных слов:
- Медальон
- Сеньор
Правила правописания мягкого знака
После корня:
- Лягушачья кожа
- Птичье гнездо
Для лучшего запоминания можно использовать специальные стишки-запоминалки:
Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак! Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Вместо 6, получим шест, Вместо есть напишем ест.
Или…Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жилье – перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Конспект логопедического занятия «Мягкий знак на конце и в середине слова»
Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».
Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Цели:
Коррекционно-обучающие:
- учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
- формировать умение объяснять орфограмму
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и слух,
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями, Улыбнитесь всем вокруг. Руку дайте другу слева И скорей вставайте в круг. А теперь соседу справа Мячик ты передавай. Друга называй по имени, И дня доброго желай.
2. Правило речи.
— Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки четко произносим, Слушаем внимательно! Буквы правильно читаем, Пишем их старательно.
— Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там Он глядит по сторонам. Смотрит как расческа зубы Нам причесывает губы. На качелях оказался, Вверх взлетел, И вниз спускался.
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальцы дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, Безымянный и последний Наш мизинчик малышок. Ой, указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять, И движенья выполнять.
4. Тема логопедического занятия.
— Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать.
— Правильно, это мягкий знак: «Ь».
Нарисуем «Ь» знак Нежно капелькой вот так. Букву капелька смягчит, Слово мягко прозвучит.
Дети пишут «Ь» на пшене.
— Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
— Что вы можете сказать о мягком знаке?
- «Ь» — это буква.
- «Ь» не обозначает никакого звука.
- «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.
— Что обозначает мягкий знак?
Он обозначает мягкость согласного.
5. Фонематическое восприятие.
В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.
Соль, конь, нос , хорь, лось, пень, комар, кран, мел.
— Вспомните слова, которые я называла.
6. Игра «Назови слова с мягким знаком».
— Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.
Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.
— Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?
Во всех словах пишется мягкий знак.
7. Игра «Вставь мягкий знак».
— Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.
8. Физминутка (музыкальная).
Мы отлично потрудились И немного утомились. Приготовьтесь, все ребятки, Танцевальная зарядка!
Мы похлопаем в ладоши: Дружно, веселее. Наши ножки постучали: Дружно веселее. По коленочкам ударим: Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились. Завертелись, завертелись, И остановились.
9. Загадка.
И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы — фигурные … (коньки)
Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.
— Где находиться «ь» в слове «коньки»?
— Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)
— Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.
Мягкий знак – такой хитрец! В слове встал он в серединку, Буквам заменил перинку. Между двух согласных Чувствует прекрасно.
10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».
— Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Конь – коньки Пень – пеньки Хорь — хорьки
— Где в слове может встретиться «Ь»?
11. Работа с предложениями.
— Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?
Лос. – сил.ный звер.. Он ест траву и ветки, любит сол. В чаще леса скрывался лос. У него бол.шие ветвистые рога
Составить текст, соблюдая следующую последовательность:
1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце. 2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными. 3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце. 4) Предложение, где есть два слова с «Ь».
— Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?
— Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.
12. Итог занятия.
— Когда в словах пишется мягкий знак?
— Когда согласный звук произносится мягко?
Мягкий знак с согласной дружен. В конце и середине слова нужен. За согласными знак пишем, Если мягкими их слышим.
Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.
Галимова Галина Павловна, учитель-логопед, коррекционная школа-интернат VIII вида, Башкортостан, г.Янаул
- Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»
- Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в конце слова»
- Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»
- Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса
- Конспект логопедического занятия «Родственные слова»
(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …