Звуки [В] [В`]. Буквы В, вметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

В, в — Третья буква всех славянских и большинства прочих кириллических азбук. В старо- и церковнославянской азбуке носит название «веде» или «веди». В кириллице выглядит, как и имеет числовое значение 2, в глаголице — как и имеет числовое значение 3. Кириллическая форма происходит от греческой беты, глаголическую же обычно соотносят с латинской V. Среди начертаний кириллической В в рукописях и печатных книгах большинство в целом сохраняет общую идею формы, хотя вплоть до типографских курсивных шрифтов начала XIX века встречалось неожиданное на нынешний взгляд строчное начертание в виде параллелограмма, наподобие печатной п, у которой и низ замкнут так же, как и верх. В Сербии иногда строчная в печатается литерой в виде латинской b.

Примеры слов на букву «В»

#СловаСлова начинающиеся на букву «В»Вагон, вода, ветер, ведроСлова заканчивающиеся буквой «В»Гнев, плов, актив, взрывС буквой «В» в середине словаДва, ива, авто, бревно, букварьСлова содержащие несколько букв «В»Вверх, взвод, вовсе, вывод, вызовСтраныВатикан, Великобритания, Венгрия, Вьетнам. Смотреть все страны на букву «В»ГородаВашингтон, Варшава, Вена, Венеция, Воронеж. Смотреть все города на букву «В»ЖивотныеВолк, верблюд, ворона, воробей, выдра. Смотреть всех животные на букву «В»Овощи, фрукты и ягодыВишня, виноград, ваниль.ПрофессииВахтёр, ветеринар, водитель, водолаз, вокалист, врач. Смотреть все профессии на букву «В»Все имена на букву «В» со значениями и происхождениемМужские именаВиталий, Владимир, Вячеслав, Василий, Влад. Смотреть все мужские имена на букву «В», а также их значение и происхождениеЖенские именаВалентина, Варвара, Вера, Виолетта, Виктория. Смотреть все женские имена на букву «В», а также их значение и происхождение

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:

«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:

бок [б о к]

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:

бег [б’ э к]

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде запя­той — апо­стро­фом. Звуки речи запи­сы­ва­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми в квад­рат­ных скоб­ках. Апостроф пишет­ся спра­ва от бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей мяг­кий звук, вверху:

[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].

Материалы для изучения

Стихи

* * * Букву В верблюд двугорбый На спине таскает гордый. Одногорбому обидно — Буквы В на нём не видно. (С. Островский)

Стихи про букву «В»

Загадки

* * * Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена? (Буква В)

Загадки про букву «В»

Скороговорки

* * * Баба Вера винегрет Внучке Вере на обед. Вместе с буквой В несла, Внучка Вера их ждала.

Скороговорки на букву «В»

Сказки

Стихи про В

Стихи посвящаются разным людям и событиям. А мы посвятим сегодняшние стишки букве, с которой сегодня познакомились. Принимайте эстафету и придумывайте свои дву- и четверостишия. Присылайте их через форму комментариев. А я буду добавлять их в наш общий сборник стишков про В.

*** Как хорошо живётся ей На третьем месте алфавита. Мы называем её «вэ», А греки называют «вита».

*** Буква В сидит на ветке И кричит оттуда Светке: Буду в имени твоём Жить и ночью я, и днём.

Света улыбнулась, От буквы отвернулась. «Кто хоть ты такая, Буква озорная?»

«С тобой я не играю, Я тебя не знаю. Соберу в букет цветы, А на кого похожа ты?»

Буква В как цифра три (3) — На неё ты посмотри. Всем известно — Лене, Вите О третьей букву в алфавите.

Пальчики-помощники

На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.

Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.

Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.

В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.

Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:

  • бусинами;
  • крупой;
  • пуговицами;
  • горошинами.

Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.

Слова с разделительным твердым и мягким знаком: примеры, правила правописания слов

Ниже описаны правила русского языка и примеры правописания слов с разделительным мягким знаком. Эта буква «Ь» пишется перед:

  • «е»
  • «ё»
  • «ю»
  • «я»
  • «и»

Есть такие словоформы в русском языке, в которых слышится звук «й». Исключение составляют приставки, после них мягкий знак не ставится (в корне или/и перед окончанием). После приставок ставится разделительный твердый знак. Вот примеры таких слов с разделительным мягким знаком:

  • Платье
  • Вьюга
  • Семья
  • Лисьи
  • Серьезный

В корне заимствованных слов также пишется мягкий знак:

  • Медальон
  • Сеньор

После корня мягкий знак:

  • Лягушачья кожа
  • Птичье гнездо

Ниже описаны правила правописания слов в русском языке с разделительным твердым знаком. Разделительный твердый знак пишется после приставки и перед корнем, начинающихся с:

  • «е»
  • «ё»
  • «ю»
  • «я»

Примеры слов с разделительным твердым знаком:

  • Необъятный
  • Съежиться
  • Подъезд
  • Объявление

Буква «Ъ» пишется в словах, оканчивающихся на согласный, латинские приставки: «аб-», «ад-», «диз-», «ин-», «об-», «суб-», «кон-» или морфемы-приставки: «контр-», «пан-», «транс-». Здесь приставки не выделяются в самостоятельной морфеме, к примеру:

  • Адъютант
  • Инъекция
  • Конъектура
  • Объект

Твердый знак также может разделять слоги в сложных словах, которые начинаются с «двух-», «трех-», «четырех-». К примеру: двухъядерный, трехъязычный, четырехъярдовый и так далее.

Пальчиковая гимнастика

Логопеды предлагают для развития мелкой моторики использовать забавные упражнения.

  1. «Пальчики здороваются». Упрощенная версия для малышей заключается в соединении больших пальцев обеих рук, затем указательных, и так до мизинца. Ребята постарше прикладывают к большому пальцу левой руки сначала правый большой палец, затем указательный и т. д. Под соответствующее стихотворение «встречаются» все пальцы.
  2. «Очки». Изобразить предмет можно, соединив указательный и безымянный пальцы. Конструкцию прикладывают к глазам – и очки готовы.
  3. «Театр теней». Свет настольной лампы направляют на поверхность стены. Взрослый показывает, как с помощью пальцев получить на стене тень, похожую на зайца, волка или летящую птицу. В процессе можно пофантазировать вместе с маленьким непоседой.
  4. «Гнездо». Если в доме есть игрушечная птичка, то несложно смастерить для нее гнездышко из ладошек. Их складывают вместе в форме лодочки. Повторяют упражнение не меньше 5 раз.
  5. «Считалка». Выполняется под ритмичный счет. Раз — ладошки лежат на столе, два — сжать кулачки, три — поставить ладони на ребро. Повторить 5 раз.

В год малыш начинает понимать значение слов окружающих его взрослых. Но не следует переоценивать его возможности. Маленький человек воспринимает мир, в том числе звуки, через призму общения со старшим поколением. Поэтому очень важно разговаривать с крохой грамотно и внятно – тогда он будет успешно развиваться и правильно говорить.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

  • рад — ряд;
  • вить — выть;
  • сын — синь;
  • маг — миг.

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц]. В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

  • жир [ж ы р]
  • шёл­ко­вый [ш о л к а в ы й’]
  • цит­рус [ц ы т р ус].

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Русские слова с мягким знаком: примеры для запоминания


Правила правописания мягкого знака
Из вышесказанного понятно, что в русском языке множество правил с мягким знаком. Разберем, к примеру, одно из них. Ниже вы найдете применение мягкого знака «Ь» в словах богатого русского языка, способы его написания, правила и примеры для легкого запоминания. Чтобы лучше запомнить правила про мягкий знак, давайте еще раз повторим и рассмотрим другие примеры.

Мягкий «Ь» знак согласно правил, делится на две группы:

  • Как показатель мягкости – для обозначения мягкости предшествующего звука.
  • Как разделитель – показатель того, что следующие гласные буквы звучат как два звука.

В первом случае согласно правила правописания с «Ь» (мягким) знаком следующие:

  • Мягкий знак «Ь», используется в конце и в середине слов.
  • После и перед согласными.
  • Примеры: конь, мальчик.

Во втором случае правила правописания с «Ь» (мягким) знаком таковы:

  • «Ь» знак применяется в середине слова
  • После согласных
  • Перед гласными: — «е», — «ё», — «и», — «я», — «ю»
  • Примеры: платье, вьюга, семья, серьезный, лисьи

В корне заимствованных слов:

  • Медальон
  • Сеньор

Правила правописания мягкого знака
После корня:

  • Лягушачья кожа
  • Птичье гнездо

Для лучшего запоминания можно использовать специальные стишки-запоминалки:

Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак! Без него не написать 30, 20, 10, 5.

Вместо 6, получим шест, Вместо есть напишем ест.

Или…Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жилье – перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Конспект логопедического занятия «Мягкий знак на конце и в середине слова»

Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и слух,
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями, Улыбнитесь всем вокруг. Руку дайте другу слева И скорей вставайте в круг. А теперь соседу справа Мячик ты передавай. Друга называй по имени, И дня доброго желай.

2. Правило речи.

— Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим, Слушаем внимательно! Буквы правильно читаем, Пишем их старательно.

— Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там Он глядит по сторонам. Смотрит как расческа зубы Нам причесывает губы. На качелях оказался, Вверх взлетел, И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, Безымянный и последний Наш мизинчик малышок. Ой, указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять, И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

— Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать.

— Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак Нежно капелькой вот так. Букву капелька смягчит, Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

— Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

— Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» — это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

— Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос , хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

— Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

— Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

— Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

— Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились И немного утомились. Приготовьтесь, все ребятки, Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши: Дружно, веселее. Наши ножки постучали: Дружно веселее. По коленочкам ударим: Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились. Завертелись, завертелись, И остановились.

9. Загадка.

И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы — фигурные … (коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

— Где находиться «ь» в слове «коньки»?

— Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

— Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец! В слове встал он в серединку, Буквам заменил перинку. Между двух согласных Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

— Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки Пень – пеньки Хорь — хорьки

— Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

— Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер.. Он ест траву и ветки, любит сол. В чаще леса скрывался лос. У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце. 2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными. 3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце. 4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

— Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

— Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

— Когда в словах пишется мягкий знак?

— Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен. В конце и середине слова нужен. За согласными знак пишем, Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна, учитель-логопед, коррекционная школа-интернат VIII вида, Башкортостан, г.Янаул

  1. Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»
  2. Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в конце слова»
  3. Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»
  4. Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса
  5. Конспект логопедического занятия «Родственные слова»

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]