Автоматизация звука [Л]. Часть 4. Звук [Л] в стихах

Звук «Л» относится к тем звукам, которые осваиваются детьми довольно поздно. Оптимальным возрастом для его постановки является 5-6,5 лет. К тому же часто происходит так, что без специальной помощи у ребенка не получается сформировать правильный навык произношения данной буквы. Автоматизация звука «Л» поможет закрепить верное произношение.

Почему нарушается произношение?

Прежде чем озвучить причины, по которым происходит нарушение звука «Л», следует сказать о самих ошибках, какими они бывают. Наиболее распространены следующие нарушения:

  • Ребенок вообще не может произносить эту букву.
  • Малыш искажает звук, потому что использует неверное расположение органов речевого аппарата при воспроизведении.
  • Кроха заменяет «Л» на прочие звуки.

Нарушается произношение вследствие таких причин, как:

  1. Наличие короткой подъязычной связки.
  2. Слабость мышечных тканей языка.
  3. Сбой фонематического восприятия звука в речевом процессе.

Для того, чтобы исправить неверное воспроизведение звука, необходимо регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой и специальными логопедическими упражнениями, предназначенными для звуковой автоматизации. Делать это можно как в домашних условиях с родителями, так и с логопедом.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Когда ребенок научится довольно непринужденно совершать требуемые артикуляционные движения, а фонема будет произноситься правильно, нужно переходить к закреплению в слогах. Нужно понимать, что слоги не несут для детей никакой смысловой нагрузки, поэтому следует заранее продумать, как заинтересовать слиянием фонем в один слог.

Работа над слогами может начинаться как с прямых (ЛА, ЛО, ЛУ), так и с обратных (АЛ, ОЛ, УЛ) слогов. Это зависит от постановочного приема, а также от индивидуального прогресса ребенка. Слоги со стечением согласных закрепляются по мере необходимости. В отдельных случаях они вообще не отрабатываются, так как хватает закрепления в словах. При общем недоразвитии речи слоги со стечением автоматизируются после закрепления фонемы на материале слов, содержащих открытые слоги.

Артикуляционные занятия

Перед тем, как приступить непосредственно к закреплению звука, необходимо подготовить органы речевого аппарата. Для этого рекомендуется выполнить несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. Они отлично разминают и укрепляют необходимые для звукопроизношения мышцы, поэтому время на автоматизацию звука значительно сократится.

«Качельки»

Задачей данного занятия является выработка навыка удерживания и изменения положения некоторых артикуляционных положений. Для выполнения следует улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язычок и тянуть его к носу, а затем к подбородку. Сначала такие качели должны раскачиваться быстро, а потом темп понемногу должен сбавляться. При этом необходимо попытаться зафиксировать язык вверху или внизу на несколько секунд.

В процессе выполнения нужно следить за тем, чтобы двигался только язычок. Нередко встречается, что ребенок делает это упражнение, расположив речевой орган на нижней губе. В результате функционирует только нижняя челюсть, а язык не работает. Это ведет к неэффективности упражнения, поэтому нельзя такое выполнение допускать.

«Лошадь»

Целью этого упражнения является закрепление подъема языка вверх, растяжение связки под языком. Выполнять необходимо следующим образом: улыбнуться, широко открыть рот, приложить широкий язычок к небу, расположенному вверху, после чего опустить речевой орган вниз. Начинать занятие нужно медленно. Скорость можно увеличивать только по мере совершенствования этого упражнения.

Если занятие выполняется правильно, то будет слышен звук, который напоминает цокот лошадиных копыт. В ходе тренировки надо контролировать, чтобы ротик был раскрыт широко в течение всего занятия, а нижние зубы вообще не двигались. В случае возникновения сложностей с удержанием нижней челюсти необходимо придерживать ее рукой первое время.

«Грибок»

Данное упражнение выполняется для того, чтобы закрепить подъем языка вверх, а также приобрести навык удерживания определенного расположения речевых органов, растянуть уздечку, находящуюся под язычком. Ребенку понадобится улыбнуться, широко открыть ротик, широкий язык приложить к небу вверху и зафиксировать такое положение настолько, насколько это возможно. Упражнение должно делаться с широко раскрытым ртом, а нижние зубы должны оставаться неподвижными.

Проведя такую несложную артикуляционную гимнастику, малыш подготовит мышечные ткани своего речевого аппарата и сможет легче выполнять упражнения на автоматизацию необходимого звука.

Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи

Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.

Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.

Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.

Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.

Игры для закрепления произношения

Лучше всего, если автоматизация звука «Л» в словах и предложениях будет проводиться в игровой форме. Ведь маленького ребенка необходимо заинтересовать, а обычное повторение слогов, слов, фраз для него очень утомительно и скучно.

Можно проводить занятия, используя разнообразные картинки, на которых изображены предметы или животные, названия которых содержат букву «Л». Нужно разложить рисунки в три ряда и попросить малыша назвать изображения из верхнего, потом среднего и нижнего рядов.

Потом надо разложить на столе пять картинок, дать ребенку время на их запоминание. Потом закрыть их и сказать ребенку, чтобы назвал рисунки на память в том порядке, в котором они были разложены. Затем нужно заменить какую-либо карточку и попросить ребенка, чтобы он сказал, что добавилось.

Также можно играть на слух. Родителю необходимо назвать три слова с буквой «Л», а малышу запомнить их и назвать. Каждый раз можно применять одни и те же слова, но обязательно менять их порядок. Это упражнение поможет не только закрепить произношение, но развить слуховое восприятие и память.

Следующая игра направлена на то, чтобы ребенок научился образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Родитель называет слово, а малыш придумывает ласкательное слово. К примеру, кукла — куколка, слон – слоник, платье – платьице, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, лужа – лужица и так далее.

Стихи для детей про букву «Л»

Буква Л в густом лесу Летом встретила лису.

Автор: Красникова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

На стремянку Л похожа И на крышу дома тоже. Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ, Приземляться не хотеЛ.

Автор: Иванов С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Листик в Лодочку ВЛетеЛ Не зимой, а Летом. Нам поможет буква Л Рассказать об этом.

Автор: Манфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква «А» пошла в лесок — Потеряла поясок… Зацепился он за ель: Получилась буква «Эль»! Ландыш, липа, лось, лимон, Лабрадор, летяга, лён! В первой строчке и второй

Слово лишнее долой! Лось — живёт в лесном краю. Синий лён полям дарю! Буква «Эль» — лесная сказка, Буква «Эль» — любовь и ласка… Лебедь белая плывёт, Букву «Эль» в Букварь зовёт!

Автор: Мельник Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лев могуч, красив и гЛадок, Любит он во всём порядок. Лишь причёска подкачаЛа — Льву одной расчёски маЛо.

Автор: Лаврова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

«эЛь», как горка иЛь трампЛин — Вниз со скоростью Летим! ПрокатиЛись и опять Букву стаЛи повторять.

Автор: Аношина В.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Летом Л в Лесу гуЛяет И Лисички собирает. ПоЛным поЛно её Лукошко Грибов. И ягод есть немножко.

Автор: Таланова О.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лекарь лягушка известна в лесу, луком лягушка лечила лису, лапу заклеила ей лоскутом. Лося лечила лилейным листом.

Автор: Горенбургова Р.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ласково лев говорил своей львице: «Львёнку надо наукам учиться. Леопард с леопардихой леопардёнка Лектору Лису отдали в продлёнку».

Автор: Бешенцев А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лейка, Лейка, поЛивай, Лук и репка — прорастай! Лето жаркое настаЛо, Луж на уЛице не стаЛо!

Автор: Атилла С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лисёнок спрашивал лису: «Лисичка, где живёт?» Лиса ответила: «В лесу Лисичка гриб растёт!»

Автор: Пунько Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лось с Лососем жиЛи врозь: Лось — в Лесу, в реке — Лосось. Но однажды в синем пЛёсе Повстречались Лось с Лососем. Лось был рад, и рад — Лосось —

ВесеЛей вдвоём пЛылось! В гости Лось позваЛ Лосося: «Жду у сосен ровно в восемь». Как ни ждаЛ Лосося Лось — Встретить гостя не пришЛось.

Автор: Михайловна И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Линейка и Ластик ЛежаЛи Без деЛа у Лены в пенаЛе. Линейка спросиЛа у Ластика: «Вы сдеЛаны тоже из пЛастика?» «Из Латекса я, — моЛвиЛ Ластик — А это резина, не пЛастик».

Автор: Радченко Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Луг, Лошадки, Лютики да Луны Лепёшка. В лилии, как в ЛюЛечке, — Лягушонок-крошка. Лунный Луч Легонечко Лилию коЛышет. А Лесок Листочками Лишь Лепечет: Тише…

Автор: Маршалова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ЛУК — на грядке зеЛенеет. ЛИСТЬЯ сЛивы — на ветвях. Летом ЛУК и сЛива зреют, И каЛина на кустах.

Автор: Мишутин А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лев под паЛьмой отдыхает, Лев о крыЛышках мечтает: — БыЛи б крыЛья у меня, На Луну сЛетал бы я!

Автор: Целищев С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Леня выпьет Лимонад.. И Лимону будет рад Сладкий Любит Леденец… просто Леня — моЛодец!

Автор: Лимонова Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лижет Лапу гордый Лев ЕЛе сдерживая гнев Не поймаЛ Лесную Лань, Хотя встаЛ в такую рань!

Автор: Вартересьянц Е.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В Лимузине ехаЛ Лось — Хорошо ему жиЛось! А Лягушка, Лев, Лиса На теЛеге — чудеса!

Автор: Шушарина С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Львенок выпиЛ моЛоко, Спит он сЛадко и Легко. В ЛюЛьке Львенок засопеЛ, Сны воЛшебные смотреЛ.

Автор: Смайлз Д.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут.

Автор: Самуил Маршак

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Листопад пугаЛ боЛонку. ПудеЛь Лаял очень звонко, За Листочками гоняЛся, Для боЛонки он стараЛся. Тут боЛонка осмеЛеЛа,

Тоже приняЛась за деЛо. И по жёЛтеньким Листочкам ПобежаЛа к пудеЛёчку.

Автор: Шотт К.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лев косматый — царь зверей. Всех на свете он сильней. Ты к нему не подходи, Стороною обойди.

Автор: Горюнова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лев царит среди зверей, Он сильней всех и умней.

Автор: Дитковская И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Леденцы

Леденцы на палочке — мишки, петушки, Жёлтые и алые, лучшие дружки. Если грустно станет или я один, Леденец на палочке мне необходим.

Автор: Слуцкая Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ОЛя, КоЛя и АЛёна Краской красиЛи зеЛёной Листья Липы и кизиЛа, Чтоб ещё хотя б на маЛость Наше Лето задержаЛось, Чтобы соЛнышко светиЛо… ЖаЛь, что краски не хватиЛо!

Автор: Слуцкая Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лодка по воЛнам пЛывёт, В Лодке кукЛа Аня. Не воЛнуйся за неё – ВоЛны пЛещут в ванне. * ПЛачет Лара в пЛатье беЛом: ПрогуЛяться не успеЛа, С кошкой Лазила под стоЛ И запачкаЛа подоЛ

Автор: Н. Мельник

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ЛУГА раскинулись широко. В ЛОЩИНЕ серой и глубокой, Табун пасётся. У реки ЛЕЩЕЙ ЛОВИЛИ рыбаки. Вдруг белогривая ЛОШАДКА, ЛЯГНУЛА жеребца украдкой, Глаза ЛУКАВО смотрят ввысь, — А ты , попробуй, разберись!

Автор: И. Михайловна

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Забыл

Жил-был Забыл. — Где жил? — Забыл. — Где был? — Забыл. — Что ел? — Забыл. — Что пил? — Забыл.

Автор: В. Луговой

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

По глади оконной стекла тяжёлая капля стекла. Капля упала на синий цветок и открыла один лепесток.

Автор: И. Беляков.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пугало.

Прыгало, прыгало пугало, пугало на одной ножке в лес по дорожке, Не доскакало — ворон увидало, Испугалось, растерялось, да так стоять и осталось.

Автор: Н. Сидельников

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Автор: Е. Серова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Туман

Убежало молоко, побежало далеко, по полям, по лугам,

по лесам, по городам. Загрустил Аэрофлот, не взлетает самолёт. Пассажирам нелегко. Убежало молоко.

Автор: Р. Сеф.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла, с куклы грязи не отмыла. Но от мыла кукла Мила полиняла, как могла. От обиды куклу Лида обменяла на осла.

Автор: Н. Кончаловская

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Белые лебеди Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут. Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди ОБЛАКА.

Автор: Л. Кудрявская.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Куколка.

Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала.

Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно – славно напевала:

Гала – Гала – Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка.

Автор: Н. Ягушкина

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лошадь.

А я в деревне летом был, Я лошадь серую кормил. (белую). Она сухарь жевала И головой кивала.

Автор: И. Токмакова.

Упражнения для автоматизации звука [Л]

«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].

«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных. Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.

«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].

«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.

«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.

«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]