Логопедическая работа и запуск речи у неговорящих детей

Существуют определенные сензитивные (благоприятные) периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.

Очень важно для родителей понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение. Логопедическая работа с неговорящими детьми должна вестись согласно особенностям и тяжести нарушений.

На что нужно обратить внимание

Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если:

  • Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
  • К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
  • В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
  • Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов. Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
  • Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
  • Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.

Причины и механизмы нарушения

Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:

  • Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
  • Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.

Биологические причины:

  • Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
  • Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
  • Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
  • Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
  • Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

  • Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи). Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
  • СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании. Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
  • Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
  • Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

При большинстве из перечисленных нарушений, требуется дефектологическая помощь.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Статья:

Активизация речевого подражания.
Проблема задержки речевого развития, в том числе. и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»…); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма…); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова), составляет уже около 300 слов; а в 3 года — достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

2. Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

Например: шаааапка.

А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

идём домой («дё амо»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

Коррекционная работа при сенсорной алалии

Логопедическая работа с неговорящими детьми 3-4 лет, страдающими алалией, строится в зависимости от типа данного нарушения. Если был установлен диагноз сенсорной алалии, то расстройство понимания речи будет корректироваться путем работы с сохранными анализаторами, то есть через тактильное, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие. Слуховое при этом не игнорируется, но включается в работу частично и уже на более поздних этапах.

Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:

  • I этап – подготовительный.
  • II этап – формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).
  • III этап – развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.

Первый этап

Прежде чем приступить к коррекционной работе по устранению речевых нарушений, следует понимать, что, хоть за основу и принято брать методические разработки, адаптированные под слабослышащих и глухих детей, тем не менее отсутствие слуха и непонимание речи – два абсолютно разных понятия и требуют кардинально противоположного в некоторых случаях подхода. Это нужно учитывать при выборе приемов и методов обучения детей с сенсорной алалией.

Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях – нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание), шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустико-гностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков.

Часто сопутствующими расстройствами у детей с сенсорной или сенсомоторной алалией являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, поэтому на первых порах занятия с ребенком будут, скорее всего, носить хаотичный, спонтанный характер. Ни в коем случае нельзя пытаться заставлять алалика «высиживать» на одном месте энное количество минут. Одна из главных первоначальных задач – наладить контакт с ребенком на уровне тактильного, зрительного восприятия. Только после того, как будет установлен контакт, можно начинать работу, в противном случае, все старания пойдут насмарку.

Второй этап

Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения – жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например:

«Покорми куклу». Логопед проговаривает и показывает, что необходимо сделать: усаживает куклу на стульчик (за стол), протягивает ко рту игрушки ложечку, имитируя «кормление» и т. д. Ребенок, в свою очередь, проделывает те же действия, дублируя жесты и мимику. Здесь в работе активно участвуют двигательные и зрительные анализаторы, используется прием «глаза в глаза», что позволяет малышу лучше понять, чего от него хочет взрослый. Однако этот метод не подойдет детям с аутизмом, так как зачастую для них характерно избегать зрительного контакта с другими людьми.

Также будут полезны игры с конструктором или кубиками. Такой вариант «параллельной игры» подойдет и для аутистов. Задействуется тактильное и зрительное восприятие и ощущение. Педагог строит совместно (если это не вызывает отрицательные эмоции) либо рядом с малышом башню или другую постройку, использует мимику и жесты. Речь минимальная, простая, односложная, в употреблении не должно быть слишком много слов, лучше с опорой на те, которые ребенок воспринимает, либо часто может слышать.

Работать можно также с различными пособиями на развитие сенсорики (цвета, вкуса, тактильных особенностей предметов) и мелкой моторики: музыкальные игрушки, мягкие и деревянные кубики. Целью второго этапа является формирование непосредственно самой потребности в речевом общении. Развивать ее можно при помощи искусственно созданного «информационного голода».

Третий этап

На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу – паравоз, ыы – медведь, му – корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа – плачет, ай – болит и т. д.).

Можно применить уже готовый материал «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной, разработанный в соответствии с современным психолингвистическим подходом, и систематизированный по блокам для более удобного изучения информации. Это пособие подойдет как для работы с сенсорными, так и с моторными алаликами.

Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями.

Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит:

  • активизировать использование слов согласно их назначению;
  • сформировать умение анализировать собственную речь;
  • пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный;
  • развить фонетико-фонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

Коррекционная работа при моторной алалии

Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:

  • развитии и расширении пассивного словаря;
  • активизации новых слов;
  • формировании грамматической стороны речи;
  • формировании фразовой речи;
  • развитии связной речи.

В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.

Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

  • Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
  • Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
  • На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
  • Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

  • «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
  • «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
  • «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
  • «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.

В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]