Конспект логопедического занятия Тема: «Предложение. Слово».


Конспект логопедического занятия Тема: «Предложение. Слово».

Конспект логопедического занятия Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы. Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Повтори: СА-са-са- вот летит оса. Со-со-со – у Сони колесо. Ос-ос-ос – у Сани пёс. Су-су-су –в лесу увидели лесу. II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика. — Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте. 1. Вкусное варенье. 2. Иголочка. 3. Лопаточка. 4. Наказать непослушный язычок. 5. Чашечка. Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой. — Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями. — Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.) — Какая бывает речь? (Устная и письменная.) — Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.) — Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.) — Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.) — Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

? Составьте слово из букв. М,И,Р К,о,т — Если переставить буквы, какое новое слово получится?

Составление предложений по картинке:

— Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения. Листья опадают. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди загорают на пляже. Дети пошли в школу. — Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

— Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», — о лете.) Составление графических схем предложений.

— Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.) — Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой — «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.) — Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.) — Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) — Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.) — Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.) — Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.) — Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

— Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений. Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

— Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений. — Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка Дракоша. (презентация)

VII. Определение границ предложений в тексте. — Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины. — Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

— Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова). Быть у каждого должна очень умной» голова.

— Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Это человек такой.

— Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела). — Туловище имеет руки и ноги.

— Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

— А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

— А, чего нет у животных – лица.

— А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

— Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

? Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».

— А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много. Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь — ….

? Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино — Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/ — Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/ — Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/ — Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

? Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/. не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

? Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот» лицо грустное — /веселое/ волосы темные — /светлые/ волосы длинные- /короткие/ волосы прямые — /кудрявые/ нос большой — /маленький/ толстый -/худой/ высокий- /низкий/ ? Многозначность слов. — Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Нос – у самолета, у корабля, у чайника; Ручка – у двери, у сумки, авторучка; Глазок – в двери, у картошки; Горлышко – у бутылки, у ребенка; Спинка – у стула; Кисти – малярная, кисть винограда; Язычок – у ботинка, пирожное; Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

Нарисуй по клеточкам вторую половинку человечка. XI. Итог занятия

Статья:

Цель: развивать навыки составления предложений из трех и более слов.
Задачи:

Образовательные: научить детей правильно составлять предложения из трех и более слов; научить распространять предложения; научить составлять предложения по образцу; научить составлять собственные предложения.

Развивающие: навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений; развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)

II Сообщение темы.

— Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех и более слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

Логомер. Конструктор картинок.

— Рассмотрите внимательно картинку. (Слайд №7)

— Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Составим предложение – Девочка читает.

— Сколько слов в нашем предложении? (Два) Назовите первое слово: кто? — девочка – слово живой предмет. Назовите второе слово: девочка что делает? – читает – второе слово-слово-действие.

— Что читает девочка? (Книгу, газету).

Девочка читает книгу (газету)

— Какое слово прибавилось в предложении? Книгу (газету). Сколько стало слов в предложении? (Три). Давайте составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №1) Работа проводится аналогично.

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

— Рассмотрите внимательно картинки. (Слайд №8) Мы видим две предметные картинки: мальчик и рыба).

— Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

— Составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №9) Работа проводится аналогично.

3. «Составление предложений из трех слов с каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

4. Физкультминутка:

Логомер. Комплекс упражнений на развитие моторики.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

— А теперь давайте усложним эти предложения. (Слайд№10) Например: Зайчик грызет морковку. Морковка (капуста,…) какая? (Вкусная) или: Зайчик какой? Пушистый (маленький,…) и т.д..

— Составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд№11) Работа проводится аналогично.

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

— А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловить, большой. – Таня ловит большой мячик.

— Свитер, мама, связать, красивый. (Мама связала красивый свитер)

— Рыба, рыбаки, поймать, крупная. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

— Книжка, Катя, читать, интересная. (Катя читает интересную книжку)

— Стрекоза, Рита, увидеть, большая. (Рита увидела большую стрекозу)

— Булка, Вова, купить, вкусная. (Вова купил вкусную булку)

— Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

— Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

IV. Итог:

— Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались.

— Что нового узнали? Что больше всего вам понравилось?

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель:

развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные:

— формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;

— формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;

— формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;

— учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;

— учить составлять предложения с однородными членами;

— совершенствовать грамматический строй речи учащихся;

— уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие:

— развивать умение грамотно выражать свои мысли;

— развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;

— развивать умение формулировать ответы на вопросы;

— развивать речевую моторику и зрительное восприятие;

— развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

— воспитывать желание активно работать на занятии;

— воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа:

— разучить с учениками скороговорки о весне;

— тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.

На занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление работы с деформированными предложениями.

Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной и устной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей в начальной школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]