Конспект урока по русскому языку Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме
Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).
— Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:
Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем.
— Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:
Маша ,медведь
Сравните их .С какой буквы начинаются слова?
Какую букву будем писать на минутке чистописания
м
Сформулируйте цель вашей работы.
- Писать все буквы одинаковой высоты
— Запишите число, классная работа.
На доске:
Мм Ммм Мммм
-Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.
Подчеркните карандашом те буквы , которые соответсвуют правилу красивого письма
— Оцените свою работу.(!, +, -)
На слайде:
Медведь, Маша
4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.
— Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. (“Маша и медведь”)
— Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)
— Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).
— Сравните эти звуки : — чем похожи? (Согласный, звонкий)
— Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).
— Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)
— Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)
Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)
Какую цель поставим:
!)Различать согласные твердые и мягкие
2)Проведем исследование , как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки
Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.
- Работа по теме урока.
- Составьте из слов пары: (на доске)
Рад-
Мал-
Лук-
Сад-
Что общего между словами первого столбика?
—
А в словах второго столбика?
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?
— Что указывает на мягкость согласных звуков?
— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?
-Что мы знаем о мягком знаке?
5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.
— Рассмотрите предметы (овощи).
— Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки
— Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)
— Будьте внимательны,
— Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец .помидор).
— Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).
Вывод:
— Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).
— Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).
-А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])
— Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и )
Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.
Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.
—
Статья:
Цель – учить различать буквы А-Я на слух и на письме.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;
- Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;
- Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- Закреплять знания о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
- Пополнять и активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственные представления;
- развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;
- закреплять навык синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
- развивать навык фонематического синтеза;
- развивать ВПФ;
- развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать доброжелательность;
- воспитывать навык самоконтроля;
- воспитывать адекватную самооценку.
Оборудование: кукла Аня, таблица гласных звуков, изображения строчных и заглавных прописных букв А-Я, рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход занятия.
- Организационный момент.
— Сегодня к нам на занятие пришла девочка с волшебным именем. Зовут ее Аня. Как вы считаете, дети, что особенного в имени нашей гостьи? (то что его можно читать и слева направо и справа налево)
-Совершенно верно!
— Назовите первую букву имени девочки (А), а последняя какая буква? (я).
— Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных) Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (красным) Какой из наших звуков есть в этом ряду? (а)
— Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (зеленым и красным) Объясни, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (потому что они могут обозначать 2 звука)
— Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. Какой из нужных нам гласных есть во втором ряду? (я)
— Дети, вы хотите узнать, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна? (да)
— Давайте тогда оденем эти имена в звуковые наряды.
-Сколько звуков обозначает буква Я в слове Аня? (один)
— Сколько звуков обозначает буква Я в слове Яна? (два) Почему? (потому что стоит в начале слова.)
— Молодцы! Итак, гласные А-Я называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.
- Основная часть.
- «Верно – неверно»
Поставьте галочки возле верного утверждения, если утверждение неверное, поставьте прочерк.
- Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного,
- Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного,
- Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного,
- Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного,
- Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного
- Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия.
На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).
- Дифференциация букв А-Я на уровне слогов.
Прослушай, запомни и повтори ряды слогов. По одному ряду каждый по цепочке.
Та – тя – тя – та
Ря – ра – ра – ря
Ня – на – на – ня
Мя – ма – мя –мя – ма
Ба – бя –ба – ба – бя.
- Развитие фонематического синтеза.
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
- Физкультминутка.
«Яблоко»
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву.
- Дифференциация букв А-Я на уровне слова.
Допиши слова, добавив букву А или Я.
Миш__, рыб__, земл__, трав__, сем__, гор__, мор__, Жен__.
-Каким цветом мы обозначим согласные, стоящие перед буквами А-Я? Подчеркните их.
- Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетаний
– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.
ХИТРАЯ Б…БОЧК…
ЛОВКАЯ МЫШК…
ПУШИСТАЯ ЗМЕ…
СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…
ЯДОВИТАЯ КОШК…
ЯРКАЯ ЛИС…
- Дифференциация букв А–Я на уровне предложений.
Запиши в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я.
Ан__, Кат__ и Ир__ игр__ли в пр__тки.
- Итог занятия:
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).
– Что у них общего? (Гласные)
– Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» — мягко).
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».