Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих речевое заключение: ОНР 4 уровня. 1 год обучения. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».


Конспект урока по русскому языку Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

— Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем.

— Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша ,медведь

Сравните их .С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

м

Сформулируйте цель вашей работы.

  1. Писать все буквы одинаковой высоты

— Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

-Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

Подчеркните карандашом те буквы , которые соответсвуют правилу красивого письма

Оцените свою работу.(!, +, -)

На слайде:

Медведь, Маша

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

— Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

— Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

— Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

— Сравните эти звуки : — чем похожи? (Согласный, звонкий)

— Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

— Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

— Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование , как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

  1. Работа по теме урока.
  2. Составьте из слов пары: (на доске)

Рад-

Мал-

Лук-

Сад-

Что общего между словами первого столбика?

А в словах второго столбика?

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

— Что указывает на мягкость согласных звуков?

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

-Что мы знаем о мягком знаке?

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

— Рассмотрите предметы (овощи).

— Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

— Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

— Будьте внимательны,

— Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец .помидор).

— Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Вывод:

— Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

— Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

-А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

— Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и )

Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Статья:

Цель – учить различать буквы А-Я на слух и на письме.
Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;
  • Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;
  • Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;
  • Закреплять знания о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
  • Пополнять и активизировать словарь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственные представления;
  • развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;
  • закреплять навык синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
  • развивать навык фонематического синтеза;
  • развивать ВПФ;
  • развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • воспитывать доброжелательность;
  • воспитывать навык самоконтроля;
  • воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование: кукла Аня, таблица гласных звуков, изображения строчных и заглавных прописных букв А-Я, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришла девочка с волшебным именем. Зовут ее Аня. Как вы считаете, дети, что особенного в имени нашей гостьи? (то что его можно читать и слева направо и справа налево)

-Совершенно верно!

— Назовите первую букву имени девочки (А), а последняя какая буква? (я).

— Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных) Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (красным) Какой из наших звуков есть в этом ряду? (а)

— Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (зеленым и красным) Объясни, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (потому что они могут обозначать 2 звука)

— Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. Какой из нужных нам гласных есть во втором ряду? (я)

— Дети, вы хотите узнать, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна? (да)

— Давайте тогда оденем эти имена в звуковые наряды.

-Сколько звуков обозначает буква Я в слове Аня? (один)

— Сколько звуков обозначает буква Я в слове Яна? (два) Почему? (потому что стоит в начале слова.)

— Молодцы! Итак, гласные А-Я называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

  1. Основная часть.
  1. «Верно – неверно»

Поставьте галочки возле верного утверждения, если утверждение неверное, поставьте прочерк.

  • Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного,
  • Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного,
  • Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного,
  • Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного,
  • Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного
  1. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия.

На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.

– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне слогов.

Прослушай, запомни и повтори ряды слогов. По одному ряду каждый по цепочке.

Та – тя – тя – та

Ря – ра – ра – ря

Ня – на – на – ня

Мя – ма – мя –мя – ма

Ба – бя –ба – ба – бя.

  1. Развитие фонематического синтеза.

– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

  1. Физкультминутка.

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне слова.

Допиши слова, добавив букву А или Я.

Миш__, рыб__, земл__, трав__, сем__, гор__, мор__, Жен__.

-Каким цветом мы обозначим согласные, стоящие перед буквами А-Я? Подчеркните их.

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетаний

– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ МЫШК…

ПУШИСТАЯ ЗМЕ…

СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ КОШК…

ЯРКАЯ ЛИС…

  1. Дифференциация букв А–Я на уровне предложений.

Запиши в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я.

Ан__, Кат__ и Ир__ игр__ли в пр__тки.

  1. Итог занятия:

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

– Что у них общего? (Гласные)

– Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» — мягко).

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]