Статья:
Современным детским садом достойно называться учреждение, которое способно адекватно оценивать запросы и потребности детей и их родителей. Работа таких садиков направлена на коррекцию имеющихся нарушений и затруднений, а также на постоянное развитие.
В последние годы увеличиваются запросы родителей на сопровождение образовательного процесса детей с отклонениями в развитии речи. В хорошем дошкольном образовательном учреждении есть ставки не только музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, но и педагога психолога и логопеда. Но к сожалению, не всегда наличие хороших специалистов дает постоянный положительный результат в работе. Поэтому необходим постоянный поиск новых форм деятельности по оказанию логопедической помощи.
Для продуктивной работы по совершенствованию речи необходима качественная диагностика, индивидуальная и групповая коррекция, взаимодействие с ПМПК и распространение знаний среди воспитателей и педагогов.
Чем отличается логопедический детский сад от обычного?
Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?
Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?
Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).
В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.
В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.
Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.
Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.
Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).
Логопедические проекты для дошкольников
Среди всех логопедических мероприятий для дошкольников особые позиции занимают логопедические проекты и летняя оздоровительная компания для детей с нарушениями речи.
Логопедические проекты в ДОУ
Для более глубокого и систематического повышения результативности работы разрабатываются специальные логопедические проекты для дошкольников. Эти проекты делятся на категории:
- По продолжительности работы: кратковременный и долгосрочные.
- По типам деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, информационные и игровые.
Если предстоит работа по постановке отдельных звуков или изучению скороговорок, то используется логопедический проект в ДОУ краткосрочный. Если же предстоит работа по проработке речевого дыхания или улучшению соматического здоровья, то долгосрочный, так как эта работа должна вестись на протяжении долгого времени.
В каждом таком проекте есть цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость проекта, а также его этапы и стратегии реализации.
Проект по логопедии разрабатывается с учетом возраста детей в группе, а также на основании результатов диагностики. Также логопедическая программа — это проект учителя логопеда в ДОУ, а совместная разработка всех педагогов, осуществляющих коррекционную работу в учреждении. Но главным ее составителем является логопед.
Обратите внимание! Часто используются в коррекционной работе логопедические тропинки. Это прием, который позволяет развивать несколько направлений: и речевое дыхание, и артикуляционную моторику, и связную речь. Каждую тропинку обучающийся должен пройти от начала до конца.
Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне
Что такое логопедический лагерь для детей?
Логопедический лагерь — это оздоровительная программа для детей, которая работает в летний период и осуществляет деятельность по коррекции и развитии речи. Обычно в таком лагере работает воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической, иногда арт-педагог и педагог театрального искусства. Вся программа направлена на всесторонний подход к коррекции речевых нарушений: начиная с артикуляционной гимнастики и игр на восприятие звуков, и заканчивая специальным питанием.
Логопедический лагерь для детей с нарушениями речи
Логопедический лагерь для детей с нарушением речи работает на базе дошкольного образовательного учреждения или в качестве самостоятельной организации. Основной целью такой организации времени становится оказание помощи детям дошкольникам с нарушениями речи.
Такая работа в летнее время показывает наибольшую эффективность, так как кроме коррекционных занятий с детьми проводится лечебная физкультура и самомассаж для общего укрепления мышц, организуется оздоровительное питание, длительные прогулки на свежем воздухе. Обычно в лагере все смены имеют свои тематику и занятия проходят в игровой развивающей форме, поэтому находят наибольший отклик у детей и их законных представителей.
Обратите внимание! Также детям организуется досуг, который помогает развивать творческие и физические возможности: посещение бассейна, театров, городских праздников. Кроме того, для отслеживания эффективности, проводится логопедическое обследование детей дошкольного возраста в начале и конце смены.
Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
Комплектование дошкольных образовательных учреждений сегодня определяется Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.
Шаг 1. Встать в очередь на место в детский сад — это можно сделать через портал Госуслуг (электронная ) или на официальном сайте мэра Москвы.
Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.
Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).
Шаг 4. Записаться на прием в окружную ПМПК — это также можно сделать через портал Госуслуг.
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Описание психолого-медико-педагогической комиссии
ПМПК – это аббревиатура, которая расшифровывается так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум, консультация). Ее работа проводится для определения психического и физического уровня развития детей для того, чтобы был подобран наиболее подходящий образовательный маршрут.
Когда ребенку необходима специальная образовательная программа, его направляют на обследование в ПМПК. В исследовании образовательных потребностей детей участвуют психологи, медики и педагоги, которые специализируются на обучении ребенка с младшего дошкольного возраста до старшего школьного.
Заседание логопедической комиссии осуществляется в одном помещении. Все специалисты могут сидеть и за отдельными столами (ребенок по очереди беседует с ними), и вместе. Они задают ребенку интересующие вопросы, предлагают сделать некоторые задания.
Исследуя результаты выполнения заданий и беседы, психологи и педагоги делают выводы о психологической специфике интеллектуальной деятельности, степени характеристик ребенка, устанавливают предпосылки для появления проблем развития и обучения.
К сожалению, зачастую дети оказываются в окружении чужих взрослых людей, в некомфортной обстановке. Участники комиссии иногда торопят ребенка, не учитывают специфику темперамента, не подбадривают и не дают отдыха при выполнении заданий. Незнакомая обстановка отрицательно влияет на дошкольников, особенно при наличии у них нарушений развития. Иногда дети вообще замолкают и не показывают все свои возможности, не хотят отвечать на вопросы комиссии.
Прохождение
Чаще всего задают вопросы на логическое мышление и сообразительность. Ребенок должен повторять сочетания звуков для выявления нарушений в произношении некоторых звуков. Отзывы родителей показывают, что беседа длится недолго, 10-15 минут, результат озвучивается сразу.
Представители могут попросить также:
- вложить фигуру в идентичную фигуру (треугольник в треугольник, круг в круг и т. п.);
- собрать пирамидку;
- назвать цвета и фигуры;
- собрать части тела бумажного человечка;
- назвать все времени года и то, которое сейчас;
- найти лишний предмет;
- ответить на вопрос, кем малыш является папе, бабушке и т.д.;
- ответить на вопросы пространственного типа (где сидит собака?);
- описать то, что нарисовано на картинке;
- объединить в группы предметы по определенному признаку;
- произнести слова вроде антресоль, расшевелить и т.д. для проверки звукового произношения;
- что-то нарисовать;
- спеть отрывок из песенки или рассказать стих.
Заранее готовить ребенка к комиссии в логопедическую группу нежелательно, так как от точности диагноза зависит правильность мер по ликвидации нарушений. Не нужно бояться каких-либо страшных диагнозов, для логопедической группы по сути уместны следующие заключения: общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание, или логоневроз.
Рекомендуется не отказываться от логопедической группы, в особенности при наличии речевых нарушений. Дети обучаются после этого письму, счету, чтению, правильному произношению звуков. Кроме того, это очень выгодно, поскольку стоимость занятия с частным логопедом – от 500 рублей, в саду же они бесплатные, дается домашнее задание.
Очередь на прохождение логопедической комиссии в Москве примерно 1,5 месяца.
Состав комиссии
Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:
- председатель – это специалист в образовательной области;
- заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
- врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
- психолог;
- специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
- юрист;
- социальный педагог, социальный работник.
Чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки и людей, в состав комиссии могут включить временных членов – его классного руководителя, воспитателя и т. д. Детей на ПМПК направляют только тогда, когда родители дают согласие.