Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался и рос в нормальном русле, без каких-либо задержек или нарушений. Однако, сегодня современные дети подвержены различным факторам, которые в той или иной мере воздействуют в неблагоприятной форме на их развитие. В первую очередь, это касается речи ребенка. Многочисленные опросы и статистические данные говорят о том, что каждый второй ребенок имеет проблемы с речью, кто-то в большей степени, а кто-то – в меньшей.
И проблемы касаются не только правильного произношения слов, некоторые дети совсем не говорят до дошкольного возраста, а пользуются лишь жестами. В любом случае, какие бы не были проблемы с речью у ребенка, необходимо при первых же симптомах обращаться за помощью к логопеду.
Итак, какие же факторы влияют на развитие речи ребенка и что нужно делать, чтобы данная проблема вас не затронула.
Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей
Таблица видов заболевания по месту поражения
| Название формы патологии | Особенности | 
| Мозжечковая | Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка. | 
| Бульбарная | Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие. | 
| Псевдобульбарная | Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков. | 
| Экстрапирамидная | Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики. | 
| Корковая | Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса. | 
| Холодовая | Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха. | 
Классификация по степеням развития патологии:
- I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
 - II – произношение понятно, но дефекты заметны;
 - III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
 - IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.
 
Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник: Е.Ф. Архипова Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319
Речь ребенка в 3 года: отклонения
У ребенка есть отклонения от нормы, если он:
- Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
 - Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
 - Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
 - Имеет маленький словарный запас;
 - Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
 - Говорит слишком быстро.
 
Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.
Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.
Причины возникновения и признаки
Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:
- вирусные заболевания будущей матери;
 - патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
 - резус-конфликт;
 - гипоксия плода;
 - очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
 - некоторые родовые травмы;
 - недоношенность;
 - инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
 - ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
 - ЧМТ;
 - гидроцефалия;
 - интоксикации в тяжелой форме;
 - энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007
 
К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?
Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:
⠀
- логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
 - ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
 - неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.
 
⠀
Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.
⠀
Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.
Симптомы и лечение
Основная симптоматика включает следующее:
- малопонятная, невнятная речь;
 - спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
 - гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
 - дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
 - смазанное произношение;
 - в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник: О.Ю. Федосова Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
 - замедленность разговора;
 - невозможность говорить (при тяжелых формах);
 - гнусавый голос без признаков насморка;
 - изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
 - затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
 - очень высокий, почти «писклявый» голос;
 - быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.
 
Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?
- Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
 - Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
 - Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
 - Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
 - Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
 - Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.
 
Что делать? Методы лечения расстройства
Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:
- развитию моторики;
 - формированию ри разговора;
 - оттачиванию дикции;
 - исправлению произношения искаженных звуков;
 - расширению словарного запаса;
 - развитию фонетического слуха;
 - запоминанию грамматического строя.
 
На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.
В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.
Источники:
- Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
 - Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
 - 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.
 
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Опасно ли ОНР первой степени?
Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.
⠀
Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.
⠀
У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.
Профилактика и рекомендации: памятка родителям
Что можно и чего нельзя делать дома при формировании речи у ребенка?
- Важно научиться говорить с малышом четко, внятно и не торопясь.
 - Нельзя «сюсюкать», ведь дети точно повторят дефекты произношения. Это затормозит усвоение звуков.
 - Ни при каких условиях нельзя ругать за неправильное произношение, передразнивать.
 - Важно учить детей четырех лет сначала легким словам, потом сложным.
 - Родители должны заниматься дома так, как говорит специалист. При этом они показывают заинтересованность, настрой, спокойствие. Важно проводить занятия регулярно.
 - В домашних условиях нужно чаще спрашивать «Почему?». Так дети учатся формировать предложения, анализировать, развивать активный словарный запас.
 - Следует чаще разговаривать с сыном, дочерью, чтобы они рассказывали любимый мультик, сказки. Сочиняйте с детьми поучительные истории.
 - Делайте аппликации: это порадует малыша, а также будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Ребенок учится работать с бумагой, ножницами, клеить, получать целостные картинки.
 - При занятиях используйте зеркальце. Малышам интересно наблюдать за своими достижениями. Они продолжают изучать себя, движения губ, языка.
 - Чтобы была мотивация заниматься, поощряйте малыша похвалой родственников, вкусными конфетками за каждое достижение в речевом формировании.
 
Важно показать ребенку заинтересованность в его развитии. Не позволяйте настроению брать верх. Малыши чувствительны к раздражению родителей. Они замыкаются, и теряется доверие. Это косвенно угнетает процесс развития речи.
Можно ли предотвратить развитие дислалии?
Логопеды дают следующие советы.
- Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
 - Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
 - Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.
 
Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года
Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.
- Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
 - Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
 - Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
 - Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
 - Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
 - Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
 - Играйте в сюжетно-ролевые игры;
 - Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
 - Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
 - Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
 - Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
 - Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.
 
То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.
Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!
Причины невнятной речи или ее отсутствия
Мы видим, существует большое разнообразие нарушений общения ребенка посредством речи. Причин этому также много.
В последнее время логопеды, психологи и медики бьют тревогу: более 60% четырехлетних дошкольников неправильно говорят и формулируют мысли. Эта проблема угрожает нынешнему поколению тем, что за неправильно построенным общением следует ошибочное написание слов и сниженное качество усвоения школьного материала. О какой грамотности и успеваемости тогда мечтать?
Причин расстройств речевого развития в четыре года множество:
- Болезненность мамы при вынашивании плода.
 - Родовые травмы, нехватка кислорода, асфиксия.
 - Позднее созревание структур головного мозга.
 - Нейроинфекции и ЧМТ (черепно-мозговые травмы), присутствовавшие в раннем детстве.
 - Патологии на уровне хромосом.
 - Педагогическая запущенность.
 - Недостаточное общение ребенка с родителями.
 - Чрезмерная «погруженность» в гаджеты.
 - Стрессы, нервные потрясения в период формирования речи.
 - Патологии слуха.
 
Существуют статистические данные: у мальчиков 4-х лет нарушения речи диагностируются в 4-5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.
Родители нередко сами становятся причиной плохого произношения слов. Они не создают атмосферу доверия, где ребенок мог бы раскрыться, пообщаться, поделиться новостями и переживаниями. Причина этому – чрезмерная занятость, желание занять ребенка компьютером или телефоном, чтобы самим расслабиться в тишине. В общих прогулках, беседах за чаем и формируются навыки общения.
Прогноз
Прогноз тахилалии зависит от причины её возникновения. Важно также учитывать умственное и эмоциональное развитие малыша. Кроме этого преодоление проблем с темпом и скоростью речи зависит от участия окружающих. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и регулярно занимался с педагогом.
Тахилалия склонна рецидивировать. Поэтому после нормализации речи родители должны следить за тем, чтобы малыш не ускорялся во время разговора. Как правило, патология считается преодолённой, если рецидивы не наблюдались в течение 12 месяцев после окончания занятий.
Если ребёнок быстро говорит, а вы не знаете, что делать, то обратитесь за помощью к специалистам в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги выявят проблему, при необходимости направят к профильным врачам и проведут грамотную коррекцию патологии.
Почему ребёнок начал быстро и неразборчиво говорить?
Причины, по которым дети говорят быстро и невнятно, пока точно не установлены. Специалистами выделяется несколько провоцирующих факторов, приводящих к тахилалии. Это может быть:
- наследственность. Согласно последним исследованиям у большинства детей, страдающих от ускоренного темпа речи, есть родственники с такой же проблемой;
 - неврологические проблемы. Они могут быть вызваны инфекциями, травмами и заболеваниями нервной системы.
 
Если ребёнок говорит быстро и невнятно, то не стоит паниковать. Обращение к специалистам позволит выявить причину нарушения, а также скорректировать его.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
 - Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
 - Слова не согласуются в предложении между собой.
 - Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
 - В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
 
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.