Сказка про букву З
Нелетающий зонт
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
— Давай, давай! Нажимай! — кричит заяц. — Зарядкой надо заниматься — быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит — не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
— Ах, козел! — рычит. — Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
(Г. Юдин)
Продолжи фразу
Мчится без оглядки. Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? … (Зайка.)
Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! Потому что мать — луна, А дочурки … (звезды).
Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку. Быстро делаю … (зарядку).
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка. Как зверек зовется? … (Зайка.)
Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача).
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла… (зима).
В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок).
Загадки для детей на букву З
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима)
По полю скачет — Ушки прячет. Встанет столбом — Ушки торчком. (Заяц)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
Хоть сама — и снег, и лед, А уходит — слезы льет. (Зима)
Когда все укрыто седыми снегами И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея)
Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея)
По земле ползает, А к себе не подпускает. (Змея)
Свернешь — клин, Развернешь — блин. (Зонт)
Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)
Тридцать два молотят, Один поворачивает. (Зубы и язык)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц)
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц)
Длинное ухо. Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)
Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц)
Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц)
На черный платок Просыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды)
Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. (Звезды)
За бесчисленной отарой Ночью шел пастух усталый, А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц)
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем таких, как я, Будет целая семья! (Зерно)
Что видно только ночью? (Звезды)
Правильная артикуляция звука З
Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.
Особенности артикуляции «З»:
- Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
- Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
- Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
- Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
- Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
- Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
- Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».
Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
- По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
- С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
- С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
- Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
- Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
- «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
- «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
- «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
- «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
- «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
- «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
- «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Веселые стихи про букву З для детей
Сегодняшний завтрак «Завтра,— думал я вчера, — Сяду завтракать с утра. Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов)
Зайка, заинька-дружок! Посиди со мной часок. — Ни минуты не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал. Есть морошку приглашал. (Ф. Бобылев)
Зайке холодно в лесочке — Свяжем серому носочки. (А. Пудваль)
Зайка Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет». (А. Шибаев)
Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. (Г. Сатир)
Заяц зайцу говорит: — Мне бы волчий аппетит! — В аппетите мало толку, Мне бы зубы как у волка. (В. Викторов)
Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. (В. Берестов)
Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине принесли. Она была разиней. Резиновая Зина, Упала из корзины — Измазалась в грязи. (А. Барто)
Рано солнышко встает И спешит на огород: — Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъем! Физзарядку проведем. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, Потянись, Окончательно проснись. Сбрось с себя ночную лень — Впереди рабочий день. Надо к вечеру успеть Помидорам — покраснеть. Баклажанам — посинеть, Дыне с тыквой — пожелтеть. Надо к ужину поспеть. (Т. Полякова)
Зебу не знает ни снега, ни вьюги. Он и родился, и вырос на юге. К пальмам и к южному небу привык. Хотя он всего только бык… (Б. Заходер)
Земляничка Земляничка Возле пня всем сказала: — Нет меня! — Оглянулась и потом Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел. Закричал: — Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай! — Покраснела ягода и сказала: — Ябеда… (Л. Фадеева)
Знать бы, зачем Залилась спозаранку В замерзших зарослях Крошка-зарянка? Знать бы, зачем, Заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем Зашуршала змея? Знать бы, зачем Зеленеет земля? (В. Лунин)
Хотят ко дню рождения Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» (С. Михалков)