Анкета (сбор анамнеза)методическая разработка по логопедии на тему


Логомаг

мать:__________________________________________________________ ________________________________________________________________

отец:______________________________________________________________

_________________________________________________________________ 5.Семейный анамнез:

заболевания родителей; алкоголизм; наркомания; профессиональные

вредности; левшество: вынужденное, патологическое, наследственное;

посещал ли кто-либо из родителей логопедическую группу:___________ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Течение беременности:

Возраст матери на момент родов___________________________________

От какой беременности по счету? _____________-____________________

Как завершены предыдущие?______________________________________

Токсикоз (в какой половине беременности?)________________________

Резус конфликт (да, нет)?__________________________________________

Угроза выкидыша (срок)?_________________________________________

Перенесенные заболевания во время беременности__________________ _________________________________________________________________

7. Роды:

На какой неделе?_________________________________________________

Родовспоможение (щипцы, кесарево, стимуляция, выдавливание)____

__________________________________________________________________

Длительность____________________________________________________

Асфиксия (обвитие пуповиной)____________________________________

Положение плода_________________________________________________

8. Постнатальный период:

Оценка по шкале Апгар___________________________________________

Когда закричал? _________________________________________________

Рост при рождении ____________________Вес______________________

Когда приложили к груди?________________________________________

Кормление (грудное, искусственное, донорское)_____________________

Срыгивание, подтекание из углов рта______________________________

На какие сутки выписали из роддома ______________________________

9. Развитие ребенка до трех лет:

Поведение________________________________________________________

Сон_____________________________________________________________

Психомоторное развитие:__________________________________________

стал держать головку _______________ползать________________________

сидеть ________________

вставать ________________ходить____________

Появление первых зубов __________________________________________

Заболевания. Наблюдение специалистов (кардиолог, невропатолог, ЛОР,

нефролог и другие) _____________________________________________

Речевое развитие ребенка:________________________________________

гуление ______________лепет ____________первые слова _____________

речь фразой _____________________________________________________

Навыки самообслуживания_________________________________________

10. Развитие ребенка после трех лет:

Заболевания____________________________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие/если прерывалось, по какой причине,

как долго длилось, с какими последствиями/__________________________

________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас ____________________________

Посещает ли детское учреждение__________________________________

Игровая деятельность ____________________________________________

Любимая игрушка ________________________________________________

Применяет ли игрушки по назначению_______________________________

Контактность ____________________________________________________

11. Готов ли к школе

Понимание речи:

(выполнение инструкций ________ понимание предлогов _____________ числа _______________ рода _____________падежа ___________________)

Связная речь:

составление рассказа по картинке ___________________________________

составление рассказа по серии картин ______________________________

пересказ_________________ рассказ описание______________________

Обследование грамматического строя:

образование уменьшительно — ласкательных форм _____________________

прилагательных с существительными _____________________

согласование существительных с числительными ______________________

Состояние словаря :

предметный словарь ______________________________________________

словарь признаков ____________ глагольный словарь __________________

Развитие элементарных математических представлений:

_________________________________________________________________

12. Интерес к учебе

Любимый предмет

Задержка речевого развития

Энцефалит

Желтуха

4496 08 Апреля

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом.

Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.

Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Разновидности задержки речевого развития

Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е. из всех психических функций нарушается исключительно речь.

Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития

Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3–4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.

Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития.

В первую очередь, на становление вербальной речи влияют заболевания нервной системы и органов чувств.

Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи.

Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.

При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития

  • Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения — психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.

  • Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
  • К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.

  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
  • Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.

К каким врачам обращаться при задержке речевого развития
Обследование ребенка с задержкой речевого развития — непростая задача, поскольку врач должен оценить, нарушены ли еще какие-то сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, рассуждение, ориентация и т.д.), а также провести полное обследование, чтобы с уверенностью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушения речевого развития на фоне иных соматических или неврологических заболеваний. Именно поэтому таких пациентов, как правило, ведет команда врачей, включающая , , логопеда и других узких специалистов.

Диагностика и обследования при задержке речевого развития

В случае задержки речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.

  • Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]