Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений


Постановка звуков [Л], [Ль]

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».

Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ..

При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

  1. Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
  2. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.

При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.

Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.

Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й].

При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.

Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.

В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа].

От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.

Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам).

Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.

Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Виды нарушений произносительной стороны речи в логопедии

Даже временная задержка речевого развития может неблагоприятно сказаться на всем развитии ребенка. Усвоение правильной речи является необходимым условием для овладения грамотой и учебы в школе. В логопедии выделяют определенные виды нарушений, к которым относится алалия, дислалия и дазартрия.

Алалия

Алалия – сложное нарушение речевого развития. Оно обозначает несформированность всех отделов речи в результате того, что были поражены речевые зоны в коре головного мозга до рождения и от 0 до 3-х лет.

В свою очередь, алалию подразделяют на:

Бывает, что у ребенка встречается смешанная форма заболевания, но какой-то вид является преобладающим. Моторную (эскпрессивную) алалию можно скорректировать, в то время как ребенок с сенсорной (импрессивной) алалией имеет физический слух, но не понимает то, что говорят другие.

Дислалия

Под дислалией понимают нарушения произношение звуков, но ребенок имеет хороших слух и нормально развитый артикуляционный аппарат. Ребенок с таким диагнозом пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки, когда их произносит. В логопедии дислалия считается распространенным заболеванием.

Примерно у 25-30 % (иногда и 50%) дети дошкольного возраста и у 18-20 % детей младшего школьного возраста диагностируют данное нарушение речи. Если его вовремя не скорректировать, в дальнейшем ребенок не сможет в полной мере овладеть письмом, возможно развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.

Дизартрия

При дизартрии поражается центральный отдел анализатора (речедвигательного) и нарушается работа мышц речевого аппарата. У ребенка страдает речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, поэтому речь нечленораздельна, невнятна. Если диагностирована дизартрия, то с малышом работает логопед, невролог, психиатр.

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков [Р], [РЬ].

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать [Р] от [З] верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук [З]. Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий [Р].

При горловом произношении [Р] постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного [Р] от звука [Ж]. При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от [Д], повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания [тдтдтдтд], при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного [Р].

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании [тр] слышен глухой [р] (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания [блблбл] сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Причины речевых расстройств у детей

Речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития по самым разным причинам. У таких детей очень часто наблюдается бедный словарный запас, не соответствующий их возрастной группе. Развитие фразовой речи несколько запаздывает, и долго сохраняются дефекты произношения звуков.

Одной из причин такой временной задержки речевого развития могут стать различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние желудочно-кишечные болезни, в результате которых нарушается питание всего организма и коры головного мозга.

Причиной речевых расстройств может быть также:

  • инфицирование плода;
  • нехватка кислорода плода;
  • резус-конфликт;

  • угроза выкидыша;
  • токсикоз;
  • хроническое высокое или низкое давление у беременной или другие заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • падение будущей матери, в результате чего травмировался плод;
  • вредные привычки беременной (курение, алкоголь, наркотики);
  • сложные роды (в том числе скоротечные, затяжные) или роды, которые начались раньше установленного срока;
  • если во время родов применялись акушерские инструменты;
  • внутричерепная родовая травма у новорожденного;
  • полученная черепно-мозговая травма от рождения в раннем детстве;
  • желтуха у новорожденного (ядерная);
  • генетическая предрасположенность (наличие в анамнезе одного из родителей заболевания, связанного с нарушением речи);
  • ребенок в до 3-х лет часто болел ОРВИ, пневмонией, рахитом и другими болезнями;
  • малыш перенес операции с применением общего наркоза;
  • дошкольник растет в неблагоприятных социальных условиях;
  • у ребенка диагностирован детский церебральный паралич;
  • у языка или у верхней губы короткая уздечка;
  • неправильный прикус, аномальное строение зубного ряда или неба;
  • у ребенка не сформирован фонематический слух.

Среди этиологических факторов можно выделить и социальные причины. Если взрослые говорят торопливо, косноязычно, диалектно, то ребенок будет им подражать.

Когда с малышом не занимаются, тогда дошкольник предоставлен сам себе: он не слышит правильную речь, с ним не общаются, в результате чего он замыкается в себе, мало и плохо говорит. Если в семье поочередно разговаривают на 2-х языках, то это может привести к нарушению речи (дислалии).

Постановка звуков [Ш], [Ж], [Ч]

Комплекс упражнений для постановки звуков Ш, Ж, Ч:

  • «пиала»,
  • «вкусное варенье»,
  • «грибок»,
  • «гармошка»,
  • «лошадка»,
  • «фокус»,
  • «накажи непослушный язык».

Способы и приёмы постановки звуков [Ш], [Ж], [Ч].

По подражанию.

Звук [Ш]. Попросить ребёнка поднять язык ковшом за верхние зубы. Удерживая это положение, произносить звук [с], обращая внимание на то, что слышен звук [ш].

Ребёнок несколько раз произносит слог [са], а логопед плавно шпателем или зондом поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук [а].

При ненарушенном звуке р ребёнок произносит слог [ра], и в этот момент логопед касается шпателем или зондом нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Либо просят произнести как можно тише звук [р].

При произнесении звука х, который даёт сильную воздушную струю, ребёнка просят поднять широкий язык к альвеолам. Однако, чтобы полученный звук не остался заднеязычным, необходимо акцентировать внимание на кончике языка.

Если при поднятом языке его боковые края не прилегают к верхним коренным зубам, тогда большими пальцами обеих рук прижимают его с двух сторон. Либо, стоя позади ребёнка ввести указательный и средний пальцы под язык и попросить подуть на кончик языка.

Ребёнок как можно длительно произносит звук [т] ([д] для звука [ж]), удерживая язык за верхними зубами. Полученный звук близок к шумному [с]. Затем логопед шпателем слегка сдвигает язык к альвеолам. Этот же приём можно использовать, если ребёнок произносит звук [ч].

Звук [ж] ставится аналогично, но с включением голоса.

Звук [ч] проще ставить в обратных слогах. Для этого попросить ребёнка произнести слог [ать] с сильным выдохом на [ть], при этом губы слегка вытянуть вперёд, контролировать ладонью выдох.

Если у ребёнка есть звук [щ], то от него можно поставить [ч], если ребёнок в быстром темпе станет произносить сочетание [тьщ].

От звука [ц] в момент его произнесения попросить ребёнка поднять кончик языка вверх, губы вытянуть вперёд.

В некоторых случаях возможна постановка [ч] от сочетания [тьс]. Для этого зафиксировать губы в положении «рупор» и с сильным выдохом произнести сочетание «как выстрел». Если язык не поднимается, использовать механическую помощь – шпатель, зонд.

Звук [щ] ставится по подражанию от звука [ч] – протягивая его, либо от [ш], продвигая язык к основанию верхних зубов.

От звука [жь], произнося его шёпотом.

От звука [сь] механическим способом, приподнимая язык вверх либо по показу.

Постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

Комплекс упражнений: «лопаточка», «накажи непослушный язык», «чистим зубки», «паровозик свистит», «язык силач», «качели», «сердитая кошечка», «желобок».

Основные моменты

Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.

Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.

Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.

Специалист занимается развитием:

  • слуха;
  • дыхания;
  • органов речи.

Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.

Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.

Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.

В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.

Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.

При межзубном сигматизме нужно произносить слог [са] со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.

При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука [Ф]. Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.

Произношение сочетания [ие] или [й] с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.

Аналогично от звука [х]. Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук [х] «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.

Ребёнка просят произнести звук [Т] с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к [Ц]) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.

Равнозначный приём постановки от звука [ц]. Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого [с]: ЦСССсссСССссс.

Очень редкий приём постановки на вдохе. Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.

От звука [ш] по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.

Звук [Сь] можно поставить от [С] в сочетании [иси] при максимально высоком звуке [ии] быстром темпе.

Аналогично постановке [с] от звука [Хь].

Звук [З] (зь) ставится так же как и [с] (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук [з] всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – [мзм]. Звук [м] тянуть как можно дольше, а звук [з] (с) произносить быстро.

Звук [Ц] ставится от сочетания [т] и [с] либо от [ть] в быстром темпе с форсированным выдохом на [т]. Однако, лучше получается звук в обратном слоге – [атс].

[Ц] от звука [ч] по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.

Характеристика уровней ОНР

Общее недоразвитие речи в логопедии обозначается аббревиатурой ОНР. Под этим термином понимают разного рода речевые нарушения, когда нарушены компоненты речи (грамматика, лексика, слого- и звукопроизношение).

При этом ребенок имеет хороший слух и интеллект. Если не заниматься корректировкой речевых нарушений с дошкольником до 5-летнего возраста, то могут поставить диагноз ОНР определенного уровня. В зависимости от степени нарушения ОНР бывает 4-х уровней.

Уровни общего недоразвития речиВидыСимптоматика
I уровеньМоторная алалияНеречевые проявления: недоразвитость и слабое развитее крупной и мелкой моторики, отсутствие навыков самообслуживания.
Психологические проявления: недостаточно развиты память и внимание, особенность поведения – гиперактивность, расторможенность, малоподвижность или заторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Речевые проявления: речевые навыки формируются с опозданием, одни звуки заменяются другими, ребенок не может повторить правильно слог или слово, артикуляционные движения выполняются с трудом, скудный словарный запас, ребенок говорит короткими фразами, в основном, употребляет имена существительные в начальной форме, речь несвязная, события излагаются не последовательно.

Сенсорная алалияПовышенная восприимчивость к звукам разного характера.
Ребенок произносит бессмысленные звукосочетания, обрывки слов, неосознанно повторяет чужие слова, одни звуки заменяет другими или пропускает их, части разных слов между собой объединяет в одно слово, не различает слова-паронимы, не может соотнести слово с предметом или явлением.

Внимание, слуховое восприятие, память – со всем этим возникают трудности. Ребенок ведет себя импульсивно, хаотично или инертно, замкнуто. Во время речи активно жестикулируют и работают мимическими мышцами.

Речь несвязна, в ней нет смысла, ее не понимают окружающие.

Ребенок для понимания речи других использует технику «чтение по губам».

АфазияРебенок переставляет звуки и слоги, повторяет фразы, деятельность, эмоцию, заменяет звуков, объединяет элементы двух выражений в одно, не может выполнить звукобуквенный анализ слова, все это сопровождается проблемами с чтением и письмом. В речи, преимущественно, присутствуют имена существительные, инфинитивная форма глагола, продолжительные паузы, снижена сила и звучность голоса, нарушена ритмическая и мелодическая стороны речи.
ДизартрияНевнятность, нечеткость, малая понятность речи. Слабая артикуляционная моторика, в том числе и дыхательной мускулатуры (дыхание учащенное и прерывистое во время речевой деятельности).
Ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, речь невнятная, медленная, невыразительная. Нарушена артикуляция большинства звуков, в том числе и гласных. Снижена сила, изменен тембр речи. Преимущественно шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или боком, отдельные звуки смягчаются, где это не требуется.

При тяжелой форме речедвигательные мышцы могут быть полностью обездвижены (паралич).

Ребенок не может дифференцировать звуки на слух, также не в состоянии выполнить анализ и синтез звуковой структуры слова. Трудности в общении и его недостаточности приводят к низкому словарному запасу, несогласованности слов.

РинолалияНарушена функция дыхания, врожденный неправильный прикус. Развитость интеллекта может быть разной (в норме, с задержкой психического развития или умственная отсталость разной степени).
Малыш до 1 года не лепечет. Для артикуляции звуков характерны тихость или беззвучность. Развитие речи происходит с опозданием – первые слова ребенок произносит только в возрасте 2-3лет. Невнятность, невыразительность, непонятность речи. Для отдельных звуков характерно заднеязычное или назальное произношение. Ребенок не в состоянии дифференцировать звуки. Голос глухой и тихий. Для того, чтобы звукопроизношение было более внятным, дошкольник напрягает артикуляционный аппарат, в результате чего появляется гримаса, снижается общее впечатление от сказанного.

Помимо неточной артикуляции и искаженного звукопроизношения нарушается слуховое различие звуков, наблюдается невозможность выполнить фонематический анализ, в результате чего возникают расстройства письма (дисграфия и дислексия). Словарный запас недостаточно сформирован, слова между собой не согласованы.

II уровеньЗадержка речевого развития (ребенок произносит фразы только в 3-4-х летнем возрасте или позже), предложения преимущественно короткие, состоящие из 2-3 слов. В речи мало используются служебные части речи и имя прилагательное. Речь сопровождается жестикуляцией, слова без морфологических характеристик. Словарный запас достаточно разнообразен, но значительно ниже для нормы согласно возрасту.
Дети не могут назвать части тела, цветы, предметы и их детали, обобщающие понятия. Ребенок не в состоянии изменить слово, образовать новое, употребить слово в необходимой падежной форме, не различает слова по числам. Члены предложения не согласованы между собой.

Дошкольник переставляет или сокращает слоги, не произносит один согласный, если они находятся рядом («стол-тол»). Ребенок не в стоянии выделить какой-то звук и назвать его позицию в слове, назвать примеры на заданный звук. Во время произношения звуки смешиваются, искажаются. Мягкие согласные заменяются твердыми, глухие – звонкими, шипящие – свистящими.

Движения не скоординированы, неуклюжи, пальцевый праксис не сформирован.

Снижена слухоречевая память, слабое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, поэтому наблюдается быстрая утомляемость, ребенок часто отвлекается, делает множество ошибок.

III уровеньФразы развернутые, состоящие из 3-4 слов, сложных предложений практически нет в речи. Встречается, что структура фраз нарушена, в речи доминируют главные члены предложения, возникают трудности при восприятии и строении предложений.
Ребенок не может правильно образовать множественное число, просклонять слово по родам, лицам и падежам, не согласует имя существительные с именем прилагательным и числительным.

Когда дошкольник пересказывает текст, то пропускает важные моменты или излагает их не в той последовательности.

Ребенок практически близко к норме по возрасту понимает речь. Проблемы с восприятием логических и грамматических конструкций с дополнительными членами предложения, с пониманием значений сложносоставных предлогов, приставок или суффиксов.

Словарный запас вроде в норме, но при построении фразы ребенок не знает, как называется та или иная часть предмета, не различает лексическое значение слов, возникают трудности с образованием новых слов.

Фонетические дефекты: сложные звуки заменяются простыми, звонкие – глухими, твердые смягчаются, неправильно произносятся свистящие, шипящие, звуки Л и ЛЬ, Р и РЬ, слова, состоящие из нескольких слогов (ребенок их переставляет или пропускает).

Дошкольник не может определить 1 и последний звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук.

IV уровеньРечь немного смазана, невыразительна, так как артикуляция нечеткая. Ребенок не может дифференцировать шипящие, аффрикаты. Грубых нарушений в звукопроизношении не наблюдается.
Возникают сложности с выговором слов, состоящих из нескольких слогов (дошкольник пропускает, переставляет, сокращает количество звуков и слогов).

Наблюдается проблемы с пониманием лексического значения слова, часто смешиваются отдельные понятия («рисунок» – «разукрашка»), ребенок не может объяснить значение пословиц, фразеологизмов, подобрать синоним и антоним, образовать новое слово. Дошкольник неправильно согласует имена существительные, числительные, прилагательные, с ошибками образует множественную форму слова, предлоги употребляет не точно.

При выборе верного и неверного слова, ребенок выбирает правильный вариант.

Во время рассказа или пересказа заданного текста малыш нарушает последовательность действий и событий, испытывает трудности с выделением тог, что было главное, а что второстепенным, может повторять некоторые моменты несколько раз.

Постановка звука [Й]

Комплекс упражнений:

  • «почистим зубки»,
  • «иголочка»,
  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «язык силач».

Способы и приёмы постановки звука [Й].

Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй].

Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый.

Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.

Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.

Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.

Негативное влияние на развитие ребенка

Отрицательное воздействие на развитие дошкольника оказывают:

  • телевизор;
  • гаджеты (планшеты, смартфоны и тому подобное);
  • неблагоприятные условия (отсутствие развивающих игрушек, книг, места для игр и для занятий рисованием, лепкой);
  • ребенок не гуляет на улице, имеет плохие физические навыки, не имеет обязанностей по дому, не умеет сам себя обслужить согласно своему возрасту;
  • с точки зрения психологии в семье не сознана комфортная атмосфера (нет доверия, постоянные крики, оскорбления, наказание, результате чего малыш испытывает стресс, недостаток внимания со стороны взрослых, минимальный или полное отсутствие телесного контакта, особенно с матерью).

Предупреждающим фактором нормального развития ребенка является планирование беременности.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Комплекс упражнений:

  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «маляр»,
  • полоскание горла,
  • покашливания.

Способы и приёмы постановки звуков к, г, х.

Звук [Х] ставится по подражанию от упражнения «погреем ручки». Приоткрыть рот на 2 пальца, подуть тёплым воздухом на ладони. В некоторых случаях помогает запрокидывание головы вверх.

Звук [К] (кь) ставится от звука [т] (ть) с механической помощью. Ребёнок несколько раз произносит слог [та](тя), в момент произнесения логопед шпателем или зондом отодвигает язык вглубь рта нажимом на переднюю часть спинки языка. Вначале слышится [та], затем [тя – кя – ка].

Звук [Г]. Иногда легче сначала поставить звук [г] от [ы]. Ребёнок запрокидывает голову и с сильным выдохом произносит [ыыы], при этом слегка выставляя нижнюю челюсть вперёд, опуская и поднимая её – «медведь рычит».

Если звук получается южнорусским.

Бывает, что даже звук [х] произносится без подъёма задней части языка и часть воздуха проходит в нос, поэтому воздушную струю следует контролировать, слегка зажимая нос.

Звук [Х] ставится от звуков с и ш механическим способом – в момент их произнесения отодвигать язык вглубь рта. Звук г ставится от звука д аналогично постановке к.

Условия закрепления звуков в речи

Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.

Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:

  • развитие фонематического слуха;
  • контроль логопеда, родителя и самостоятельный контроль;
  • осознание того, зачем нужны данные занятия (мотивация). Родителям рекомендуется хвалить малыша даже за незначительные успехи.

Каждый из этих условий взаимодополняющий.

Постановка других звуков

Постановка звука [У].

Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.

При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.

Постановка звука [В].

Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам.

Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.

Постановка звука [Д].

  1. Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы.
  2. От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).
После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Постановка звуков при ФФНР осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука в период его вызывания.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации акустически близких звуков.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

Нарушение слуха.

При нарушенном слухе наблюдается дефект озвончения. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, при том с наиболее простого из них по артикуляции – [В]. После него переходят к звукам [З] и [Ж], а затем уже к взрывным в последовательности: [Б], [Д], [Г].

Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров – [М], [Н], [Л], [Р] (мммба, нннба). В начале логопед фиксирует внимание ребёнка на чёткости правильного произношения в целом, т.е. чёткости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой звуков (чаще С, Ш, Ж, Р, Б, Д, Г) и их автоматизацией в словаре ребёнка. Главное в работе со слабослышащими детьми – зрительный и тактильный контроль.

Заикание.

Коррекционная работа над звукопроизношением ведётся параллельно с коррекцией заикания. Вызывание звуков начинается с наиболее лёгких и сохранных. Особое значение имеет подробный анализ дефекта. Процесс работы над звуками сходен с работой при дизартрии. Способы и методы постановки звуков при заикании используются как при дислалии.

Дизартрия.

Коррекционная работа при дизартрии носит комплексный характер и включает работу над:

  • нормализацией тонуса мышц;
  • усилением перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений;
  • выработкой условных связей между движением, голосом и дыханием.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, при необходимости применяется рефлексзапрещающая позиция.

Работа над звуками при дизартрии имеет свои особенности:

  • Не обязательно сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками.
  • Необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным .
  • Последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта.
  • В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. На практике часто бывает, что более сложные по артикуляции звуки оказываются менее нарушенными.
  • Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. Так же ребёнок должен научиться улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком. В процессе работы необходимо установить межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации. Когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Многие упражнения проводятся без зрительного контроля, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Особое внимание следует уделять произношению гласных звуков, способствующих активизации мягкого нёба и движению челюсти.

Алалия (ОНР).

Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.

Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных.

При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного.

Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно:

  1. выработка орального образа произносимого звука;
  2. выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора.

Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств.

  1. Выработка дифференцированных движений языка и губ.
  2. Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.
  3. Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации).
  4. Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации.
  5. Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации.

В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.

Афазия.

При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в.

При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей:

  • нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы;
  • звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.).

Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.

Ринолалия.

Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности:

  • Гласные А, Э, О, У, Ы. Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
  • Звуки: И, Д, З, Ш, Р.
  • Звуки: Ж, Ч, Ц.

В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции.

Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох. К постановке звуков приступают только после того, как будет сформировано правильное речевое дыхание. Вызывание и автоматизация звука происходит на очень спокойном выдохе с концентрацией внимания не на звуке, а на правильном выдохе. Механический способ зажима носа следует выполнять одним пальцем, при этом прижимать крыло носа к лицу, а не носовой перегородке.

Учитывая степень активизации мягкого нёба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х.

Начинают со звука [Ф], так как он наиболее лёгкий, доступный по артикуляции. Ребёнка просят поставить нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть через середину ротовой полости. Включив голос, получим звук [В]. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Для получения звука [П] можно предложить ребёнку сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.

Звук [Т] может быть вызван от межзубного произнесения звука [П] или [С].

Правдина О.В. рекомендует ставить звуки, как гласные, так и согласные, сначала без голоса. Называние звука, а также фиксация его буквой допускаются после безошибочных произнесений его шёпотом.

Произношение гласных формируется на твёрдой атаке, громко, без крика и напряжения («в маску»). Отработка гласных А, Э, О, Ы, У подготавливает артикуляционный аппарат к постановке твёрдых согласных, а звука [И] – мягких.

Исправление задненёбных звуков невозможно при узком, готическом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как она незначительно отличается от нормального звучания. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами.

При наличии проторного [Р] ставим [Ш] от шепотной формы []Р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребёнку даётся легче нижняя артикуляция [Ш], то вводим её в речь.

При постановке звуков Поваляева М.А. рекомендует использовать механическую помощь в крайних случаях, так как механическая помощь затрудняет введение звука в речь. Важно учесть, что вызывание звука через межзубную артикуляцию затягивает темп работы. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные звуки протяжно, утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки.

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).


Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]