Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов


Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)____________________________________________

2. Ритм____________________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ___________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)_____________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

старшаястаршаяподготовитподготовит
дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник
Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке.

Состояние фонематического восприятия

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 5 лет

па–ба ____________ ба–на _____________ ва-та ___________

та-да _____________ мя-ма _____________ на-га ___________

та-на _____________ га-да _____________ ка-га ____________

С 6 лет

ба-ба-па ____________ та-да-та ____________ га-ка-га ___________

ба-бя-ба ____________ са-ша-са ____________ жа-за-жа _________

ча-ша-ча ____________ за-са-за _____________

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Показать картинки

:

Мишка-мышка _________________ уточка-удочка ________________

бочка-почка ____________________ трава-дрова __________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка __________________ крыса — крыша _________________

речка — редька __________________ челка — щелка ________________

цветик-Светик ____________________ ветер-вечер __________________

косы-козы _______________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

с 5 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар ____________________________________________________________________

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»):

Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица ____________________________________________

с 6 лет:

1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука _________________________________________

2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

__________________________________________________________________________________.

3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама ________________________________________________________________________

4. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа

__________________________________________________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивная речь)

Пассивный словарь

· Объем словаря _______________________________________________________________

· Точность понимания значений слов_____________________________________________

Покажи, где кукла, стол, стул.

Посади куклу, мишку и т. д.

Понимание различных грамматических форм словоизменения.

· Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Покажи, где:

стол — столы ____________ дом — дома _____________ стул — стулья _________

дерево— деревья __________ береза — березы _________ чашка – чашки _________

карандаш – карандаши _____________

· Различение предложно-падежных конструкций с предлогами (в, на, по, под, над, перед, за, около).

Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

__________________________________________________________________________________

· Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала ______________________________________

Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал _________________________________________

3 Дифференциация форм словообразования.

· Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных (покажи, где)

дом — домик _____________ стул — стульчик ___________

одеяло — одеяльце __________ подушка — подушечка ___________

замок — замочек _____________ гриб – грибок ___________________

кукла – куколка ______________ чашка – чашечка _________________

* Дифференциация глаголов с различными приставками:

шел _______ ушел _______ вошел _________ вышел __________

перешел ______ зашел _________ отошел ___________

Понимание словосочетаний и простых предложений (покажи)

Словосочетания

ключом карандаш _________________ ключ карандашом _______________

где хозяин собаки __________________ где собака хозяина _______________

дочка мамы ________________________ мама дочки _____________________

Предложения

Девочка рвет цветы. ______________________________________________________________

Девочка играет в мячик _____________________________________________________________

Девочка убирает комнату. ___________________________________________________________

5. Понимание вопросительных предложений:

Кого ловит девочка? ________________________________________________________________

Чем девочка ловит бабочку? _________________________________________________________

Кто ловит бабочку? _________________________________________________________________

С 6 лет

Понимание сложноподчинённых и сложных логико-грамматических конструкций

Петя догоняет Мишу. Кто бежит первым? _____________________________________________

Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ___________________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? ____________________

Папа читал газету, после того как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда? _________________________________________________________________________________

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

· Назвать картинки по темам

Назвать одним словом группу предметов

Конкретные существительные
старшаястаршаяподготовитподготовит
игрушки
посуда
одежда
обувь
овощи
фрукты
мебель
дик. жив.
дом. жив.
деревья
цветы
транспорт
инструменты
ягоды
птицы
голов. уборы
насекомые
Обобщающие понятия
старшаястаршаяподготовитподготовит
игрушки
посуда
одежда
обувь
овощи
фрукты
мебель
дик. жив.
дом. жив.
деревья
цветы
транспорт
инструменты
ягоды
птицы
голов. уборы
насекомые

· Назвать существительные, обозначающие части тела, части предметов

С 5 лет

· Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.______________________

· Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________

· Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье__________________________________

· Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________

С 6 лет

· Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________

· Части предметов одежды: воротник, манжета, петля________________________________

· Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор____________________________________

· Части окна: рама, подоконник, стекло ___________________________________________

· Название профессий _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

· Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет

· Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________

· Кто как передвигается? ________________________________________________________

· Кто как кричит? ______________________________________________________________

С 6 лет

Кто что делает (с использованием названий профессий)? _________________________________

__________________________________________________________________________________

· Прилагательные

Название цветов

: белый, черный, красный, синий, зеленый, жёлтый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________________________________

Название формы:

круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный ____________

__________________________________________________________________________________

· Подбор антонимов (с 6 лет):

большой — длинный — полный —

высокий — широкий — толстый —

тупой — сладкая — много —

близко — хорошо – легко –

Состояние словоизменения

1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

старшаястаршаяподготовитподготовит
стол
чашка
карандаш
дом
стул
дерево
окно
ведро
пчела
огурец
воробей
платье
яйцо
ухо
лев

2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

У меня есть карандаш (кукла). У меня нет карандаша. ___________________________________

У меня нет … ______________________________________________________________________

Я рисую …_________________________________________________________________________

Папа пишет …______________________________________________________________________

3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

старшаястаршаяподготовитподготовит
шар
береза
стол
чашка
дом
книга
дерево
мяч
лист
ключ
стул
карандаш

Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами

Галя и Коля пошли с папой в сад. В саду было много бабочек.Галя сказала: «Папочка,посмотри сколько здесь бабочек».«Да, — сказал папа, — очень много. Видишь, одна села на забор.Закрой на запоркалитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками.Потом мы поймаем несколько бабочекдля коллекции. Ты их положишь в красивую папочкус бабочкойна обложке».

Во дворце был бал.Один придворный споткнулся и упал на пол.Он ударил ногу и ощутил сильную боль.«Как больно»,— крикнул он. «Полно,— сказал ему король, — тот, кто не стар,должен быть веселым. Вы не получите от меня тот дар,о котором я Вам писал. Можете покинуть зал». «Хорошо, — ответил придворный, — когда наступит новый день,от меня останется здесь только тень».

Однажды Томзаблудился и не мог найти свой дом.Вокруг дома был высокий забор,а рядом стоял большой белый собор.Том скакал по всем дорогам и искал собор.С его лба ручьями лился соленый пот. Он никак не мог найти ни собора,ни забора.Навстречу шел Билл. Биллсказал Тому: «Наверное, ты сегодня пилвиски. Ведь твой домрядом, Том.Скорей иди домой, затопи камин, высушись и обогрейся. Ведь ты долго мокпод дождем и могпростудиться». «Спасибо, Билл, — сказал Том,— действительно, это мой дом.Вот и собор,вот и забор».

Восстановление словаря

Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека, из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.

У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдельные звуки и слоги, следует формировать простые по структуре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие, служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.

Помимо этих слов, необходимо восстановление слов — названий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов[11]. Сначала число картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из признаков предмета. При этом одним из наиболее важных является функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое—неживое», «движется—не движется», «вещь—не вещь» и т. д.

Для отработки каждого из признаков больного просят, например, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.

Отработка этих признаков позволяет подойти к обобщениям и объединять слова в крупные группы (категории).

Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложения (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая слово «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пляжу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»

Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание больного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстрирует многозначность слова и способствует преодолению тонких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вводится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые…» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.

Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.

Ниже приводится дидактический материал по восстановлению словаря.

Слухопроизносительная дифференциация звуков

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Звуки дифференцировались попарно (твердые-мягкие, глухие-звонкие, свистящие-шипящие, р-л) в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками: надо поднять руку, если услышишь нужный звук (называется звук в ряду изолированных звуков, слогов, слов); повторить слоги, слова (та-да, та-да-та, том-дом, ка-га, ка-га-ка, да-та, да-та-да, бала-пала, зайка-сайка); показать названную картинку, назвать ее (мышка-мишка, мишка-миска, трава-дрова, катушка-кадушка, уточка-удочка, крыша-крыса, коза-коса, малина-Марина, Юра-юла). Оценка слуховой и произносительной дифференциации звуков: «сформирована хорошо», если выполнялись все задания, «недостаточно сформирована», если некоторые задания не были выполнены или были выполнены неверно, «не сформирована», если задания не выполнялись.

Фонематическое восприятие и звуковой анализ

Исследование проводилось по инструкциям: выделить начальный гласный звук в слове (Аня, Оля, утро); выделить звук на фоне слов (звук м в словах: мак, морковка, голова, лампа, диван, дом, доска, комната); подобрать картинки с названиями предметов на звук с (стол, шкаф, сапоги, туфли, самолет); определить местоположение звука в слове (м в словах: моряк, дом, самолет); произнести слова сложного звукового состава и со стечением согласных: картина, машина, динамика, снеговик, телевизор, сковорода, аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, сквозняк, простокваша, парикмахерская и предложения: Ребята слепили снеговика. В аквариуме плавают рыбки. Милиционер ездит на мотоцикле. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Оценка состояния фонематического восприятия и звукового анализа: «сформированы хорошо», если задания выполнены безошибочно, «недостаточно сформированы», если ряд заданий не был выполнен или выполнен неточно, «не сформированы», если задания выполнялись неправильно или ребенок отказывался их выполнять.

Активный словарь

Проверялись объем и качество активного словаря, наличие обобщающих понятий, знание слов-антонимов, умение подобрать эпитеты к словам, назвать предмет по его описанию.

Грамматический строй речи

(функции словоизменения и словообразования)

В ходе исследования функции словоизменения выяснилось умение изменять имена существительные по числам, падежам; глаголы прошедшего времени — по родам, настоящего времени — по числам; умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе, имена числительные (один, два, пять) с именами существительными; адекватно употреблять предлоги в речи. В ходе исследования функции словообразования проверялась правильность образования уменьшительной формы существительного, относительных прилагательных, приставочных глаголов, названий детенышей домашних и диких животных (в единственном и множественном числе).

Связная речь

Исследовалось состояние вопросно-ответной формы речи (беседы); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; составление рассказа-описания игрушки (предмета), пересказ прочитанного рассказа.

В целях разработки методики дифференцированного коррекционного логопедического воздействия по предложенной методике были обследованы дошкольники 5 лет и 6-го года жизни, страдающие различными формами стертой дизартрии. Среди обследованных 95 дошкольников были выделены три группы детей. Основным критерием выделения групп служило качество экспрессивной речи: состояние звукопроизношения, просодической стороны речи, связной речи, общей и речевой моторики. У всех детей было выявлено нарушение фонетического компонента речи, выражавшееся в единичных и множественных искажениях, заменах и отсутствии звуков. Их произношение характеризовалось смазанностью, нечеткостью артикуляции согласных звуков. Общим для детей являлось нарушение просодической стороны речи: голос был тихий или чрезмерно громкий, иногда назализованный, у части детей на фоне грудного регистра появлялся фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч, в основном отмечалось верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; речь невыразительная, дикция смазанная, нечеткая. Нарушения общей моторики выражались’ в трудности выполнения таких заданий, как бег на полной ступне, прыжки на одной и двух ногах на месте, действия с мячом и т. д. В заключениях невропатолога отмечалась следующая неврологическая микросимптоматика: явления минимальной мозговой дисфункции как синдрома речевых расстройств, сглаженность носогубных складок с одной или с обеих сторон, нарушение иннервации мышц лицевой мускулатуры, ослабление небного рефлекса, тремор языка и т. д. Указанные нарушения отразились на состоянии мимической и лицевой мускулатуры детей: дети с трудом поднимали и сводили вместе брови; зажмуривали глаза. Кроме этого, отмечалась трудность в выполнении губами, языком, мягким нёбом таких движений, как растягивание губ в улыбку, вытягивание вперед и распластывание языка, поднимание и опускание вниз кончика языка, щелканье и т. д. У части детей встречалось больше трудностей в выполнении заданий на исследование общей и речевой моторики. У них была более ярко выражена неврологическая оральная микросимптоматика; чаще отмечались явления нервной возбудимости, двигательный невроз, судороги неясной этиологии, эпилепсия.

Речь детей со стертой формой дизартрии, отнесенных нами к 1, 2 или 3-й группе, имела некоторые отличия по характеру нарушений звукопроизношения, просодической стороны речи, по качеству связной речи, общей и речевой моторики.

У детей 1 группы

(10 человек из 95 обследованных, 9,5 %) экспрессивная речь, за исключением фонетической и просодической ее стороны, была хорошо сформирована. Все 10 детей хорошо понимали речь окружающих. Нарушение звукопроизношения выражалось во множественных искажениях и отсутствии звуков.

Дети этой группы правильно выполняли задания на слуховую и произносительную дифференциацию звуков. У всех в достаточной степени были сформированы звуковой анализ и фонематическое восприятие, иногда лишь, когда согласный звук находился в середине слова, возникали трудности в определении его местоположения. Слоговая структура слов сохранялась.

Качество и объем активного словаря соответствовали возрастной норме. Дети правильно называли и обобщали картинки по группам. Со всеми заданиями, предложенными для исследования словоизменения, справились без ошибок. При исследовании словообразования у части детей встречались трудности лишь в образовании названий детенышей животных (у овцы — «овенок», «овчонок»). Связная речь характеризовалась развернутостью. Дети логично и точно передавали основное содержание сюжета. У них не было ошибок в лексико-грамматическом оформлении речи. Например, при проверке навыка составления рассказа по сюжетной картинке Юля К., 5 лет, следующим образом выполнила задание: «Ребята пошли в лес за грибами. Девочка увидела, что в траве ползет ежик. Она положила его в корзинку и принесла домой. Витя у нее спросил: «Лена, ты принесла цветы?» А Лена ответила: «Сам смотри». Витя посмотрел в корзинку, а там ежик».

У детей II группы

(39 человек из 95, 41,1 %) экспрессивная речь была сформирована удовлетворительно. Понимание речи хорошее. Нарушения звукопроизношения у детей носили характер множественных искажений, замен и единичного отсутствия звуков. У части детей не была сформирована слуховая или произносительная дифференциация звуков. Эти нарушения касались не только свистящих и шипящих, но и заднеязычных и звонких звуков б-в-д. У детей были отмечены трудности в звуковом анализе, в воспроизведении слоговой структуры слова: лишь у трех человек из 39 звуковой анализ был сформирован хорошо, у 27 — удовлетворительно, у 9 — не был сформирован. Слова со сложной слоговой структурой: водопроводчик, парикмахерская, милиционер при воспроизведении вызывали ошибки.

Их активный словарь более беден, чем у детей I группы. Большинство детей затруднялось в употреблении таких обобщающих понятий, как: мебель, обувь, домашние и дикие животные и птицы, транспорт. Больше половины детей испытывали трудности в подборе слов-антонимов, эпитетов к предметам. При обследовании грамматического строя речи было выявлено, что наибольшие трудности вызывали: согласование имени существительного среднего рода с числительным пять («пять Кольцов»), употребление сложных предлогов («собака вылезает из крыльца»), образование уменьшительной формы существительного (окно — «маленькое окно», дом — «доменок», «маленький дом»). Связная речь этих детей характеризовалась употреблением двусловных, нераспространенных предложений. Дети этой группы не составляли развернутых рассказов, в их рассказах было мало фантазии, в них они включали только то, что видели на картинке. Характерным являлся такой рассказ, составленный по сюжетной картинке: «Ребята пошли в лес. Нашли ежика. Положили его в корзинку».

У детей III группы

(46 человек, 49,4 %) экспрессивная речь была сформирована неудовлетворительно. У большинства детей отмечалось неудовлетворительное понимание распространенных предложений, составленных по сюжетной картинке, трудности в понимании соотношений между членами предложения. Нарушения звукопроизношения проявлялись во множественных искажениях, заменах и отсутствии звуков. Характерным являлось одновременное нарушение произношения нескольких групп звуков. У 24 детей была недостаточно сформирована как слуховая, так и произносительная дифференциация звуков. Нарушения, как и у детей II группы, касались не только свистящих и шипящих, но также заднеязычных, звонких и глухих звуков. Например, Марина В., 5 лет, при повторении слогов и слов с оппозиционными звуками воспроизвела их следующим образом: ка-га га-га, да-та да-да, ка-га-ка ка-га-га, том-дом дом-дом, зайка-сайка зайка-зайка. У 10 детей этой группы звуковой анализ был сформирован недостаточно, у 36 — не сформирован, нарушена слоговая структура слов. Например, Андрей М., 5 лет, предъявленные слова и предложения воспроизвел следующим образом: лекарство — «лекарстра», простокваша — «проктаваша», сквозняк — «хвозняк», аквариум — «аквария»; Ребята слепили снеговика — «Ребята слепили сневика», В аквариуме плавают рыбки — «В акварие плавают рыбки». Слова водопроводчик и парикмахерская, предложения Водопроводчик чинит водопровод и Волосы подстригают в парикмахерской воспроизвести не смог. Качество и объем активного словаря у детей этой группы не соответствовали возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяли другими по ассоциации, не могли употреблять обобщающие слова. Например, Саша Л., 6 лет, из предложенных 26 картинок правильно назвал только 12. Не назвал 4 (тачка, графин, ресницы, желуди) и заменил названия 10 картинок (шерсть — «мех», кузов — «груз», брови — «черненькое», клумба — «маленький огород», весы -— «весельник», хобот — «нос», улитка — «гусеница», туловище —- «спина и бок», фары — «лампочки», рама — «палка»). Ни один ребенок не смог без ошибок объединить предложенные картинки по группам. Дети не справлялись с заданиями на подбор слов-антонимов и эпитетов к предметам. Множественные ошибки встречались при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допустили значительное количество ошибок при выполнении заданий на изменение существительных по числам, на согласование существительных с прилагательными, с числительными в роде и числе. Большинство детей не смогли самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требовались наглядный образец и помощь взрослого. Связная речь этих детей строилась как перечисление, иногда это были одно-двухсловные предложения. Навык связного рассказа не был сформирован. Типичен следующий рассказ по предложенной сюжетной картинке: «Ребята и ежик. Он в корзинке» (Юлия Т., 6 лет).

Таким образом, общим для всех выделенных групп являетсянарушение

фонетического компонента речи, просодической стороны речи, расстройства общей и речевой моторики. Степень выраженности этих нарушений у детей данных групп различна. Она обусловлена тяжестью анамнеза (явлениями асфиксии, патологическими родами, родовыми травмами и т. д.), условиями речевого общения (недостаточностью речевых и интеллектуальных контактов, невниманием к развивающейся речи ребенка, наличием дефектов речи у родителей и др.), личностными особенностями детей (избирательностью контактов с окружающими, известной замкнутостью, проявлениями негативизма и др.). Речевое развитие детей, отнесенных ко II и III группам, значительно отстает от возрастной нормы, определенной программными требованиями детского сада для детей 5 лет — 6-го года жизни. Нарушения устной речи в значительной степени снижают готовность детей к школьному обучению: по данным исследования, из 95 человек только 9,5 % имели достаточный уровень подготовки к школьному обучению, у 41,1 % детей подготовленность была ниже нормы, у 49,4 % уровень подготовленности был низким. Выделение групп позволяет разработать методы дифференцированной логопедической работы с целью наилучшей подготовки детей к школьному обучению и предложить основные направления коррекционного логопедического воздействия.

Для детей I группы характерно

нарушение фонетической, просодической стороны речи и нарушение общей и речевой моторики. Логопедическая работа в этой группе будет иметь следующие задачи: развитие общей и речевой моторики (подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков с помощью артикуляторной гимнастики); работа над речевым дыханием, над развитием голоса; постановка звуков, их автоматизация и дифференциация; обучение выразительности, интонированию, правильному логопедическому ударению. Наряду с этим — работа над незначительной несформированностью фонематического анализа.

Для детей II группы

кроме описанных выше нарушений характерна недостаточная сформированность фонематического восприятия, анализа, слоговой структуры слов, лексико-грамматической стороны речи. Логопедическая работа, проводимая с ними, будет включать все разделы занятий, предусмотренные для детей I группы, и наряду с этим работу по расширению и обогащению словаря, развитию фонематического восприятия, звукослогового анализа, усвоению слов сложной слоговой структуры; работу по развитию грамматического строя и связной речи.

У детей III группы

стертая форма дизартрии проявляется на фоне общего недоразвития речи, поэтому основные задачи логопедической работы, осуществляемой с ними, следующие: развитие общей и мелкой моторики; развитие слухового восприятия, внимания (к неречевым и речевым звукам), зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие импрессивной речи (понимания распространенных предложений и соотношений между членами предложения); развитие лексической стороны речи (уровня представлений об окружающем); грамматической стороны речи (словоизменения и словообразования); обучение связной речи (навыку вопросно-ответной формы речи, составлению рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, рассказа-описания и т. д.); развитие правильного речевого дыхания, голоса, речевой моторики; постановка, автоматизация и дифференциация звуков; обучение выразительности, интонированию и т. д.; формирование фонематического восприятия, анализа, синтеза слоговой структуры слова.

Литература

1. Волкова Л. С. Карта логопедического обследования детей, страдающих тяжелыми нарушениями зрения: Методическая разработка.— Л., 1982.

2. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.— М: Просвещение, 1973.

3. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. канд. дне.— М., 1972.

4. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.— В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.

5. Мелихова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии: Ученые записки Московского государственного пед. института им. В. И. Ленина.— Вопросы дефектологии, 1964, № 219.

6. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.— В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.

7. Токарева О.А. Дизартрии.— В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского.— М., 1969.

8. Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления — М 1959

⇐ Предыдущая3

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция:

«Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Шанки — фанки — сянки — санки — танки
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска
Пченец — птенесь — птенец — тинеть — птинеч

Оценка: 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла
— ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2
балла
— часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл
— невыполнение.

Изучение дифференциации звуков в произношении

Серия «А». Повторение нар слов.

Смешиваемые звукиПредлагаемые парыНачало годаКонец года
Ш-СМишка — миска
Ж-Зрожи — розы
Ч-ТЬчелка — телка
Ц-Сцапля сабля
С-чкаска — качка
Ч-Щчелка — щелка
ЛЬ-Йгалька—гайка
Л-ЛЬгалка — галька
Р-Лрак — лак
Р-Ймарка — майка
РЬ-Иморяк — маяк
П-Бпочка — бочка
Т-Дтачка — дачка
К-Гкости — гости
Ы-Имышка — мишка
С-Зкосы — козы

Серия «Б». Повторение фраз:

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течет речка, печет печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.

Оценка для задания 4 («А», «Б»): 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла
задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла
— задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 7

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Отраженное воспроизведение слов

Инструкция:

«Послушай и повтори за мной.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Бегемот
Сосна
Танкист
Сквозняк
Лекарство
Сковорода
Термометр
Пингвиненок.
Фотографирую

Оценка:

5 баллов

— все слова точно воспроизводятся;
4 балла
— большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла
— слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла
— большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от выполнения, неадекватные ответы

2. Отраженное воспроизведение фраз

Инструкция:

«Послушай предложение и повтори в точности как я
».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.

Оценка:

5 баллов

— все фразы точно воспроизводятся; 4
балла
— в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла
отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла
— многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от деятельности, неадекватные ответы.

Направление 8

Изучение навыков фонематического анализа.

Задание 1.Инструкция:

«Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;
па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

Задание 2.Инструкция:

«Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».

Ответы
Начало годаКонец года
Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Запомни и назови первый звук: А, О, У
Запомни и назови последний звук: О, Т. М

Задание3. Инструкция:

«Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты…»

Задание 4 Инструкция:

«Я скажу слово, а ты …» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля»
запомни и назови последний звук: в слове «кот»

Задание 5. Инструкция:

«Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»

Начало годаКонец года

Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.

Оценка для заданий №№1,2,3,4,5: 5 баллов

— все задания выполнены правильно;
4 балла
— в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

З балла

— задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла
— при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 9

Исследование связной речи

Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994). 1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999). 1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам

· У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…).

· Из чего вылупляются цыплята? А утята?

· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

1.2. Чтение рассказа.

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]