Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.статья по логопедии (подготовительная группа)


Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет

Ирина Кузянова

Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет

Красивая, правильная, грамотная речь — один из фундаментов успешности человека в обществе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.

У многих детей несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа для успешного овладения грамотой. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и воспитатели, и родители.

Логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических функций у дошкольников.

Первоначально учим детей прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией неправильного произношения звуков у ребенка.

Нередко недостатки звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок самостоятельно правильно артикулирует новый звук. Поэтому необходим не только грамотный, но и творческий подход к процессу автоматизации звуков. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справляется игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.

В основе игры лежит системно-деятельностный подход, ведь естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира.

Учитываются психологические и физиологические особенности обучающихся. Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический)

и лучше воспринимать информацию. В игре ребёнок подключает несколько анализаторов, что обеспечивает максимальный эффект воздействия.

В игре ребенку проще раскрыться, он становится более эмоционален, общителен. Поэтому игры занимают большое место на занятии по автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При их подборе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Например: игры на автоматизацию звука [р].

На уровне слова (словообразование и словоизменение)

Игра: “Какое, какой, какая?”

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных.

Примеры: огород – огородное (пугало, парад – парадный (мундир, город – городской (транспорт, журнал – журнальный (столик, столяр – столярная

(мастерская, груз – грузовой (транспорт, рука-ручной (попугай)

.

Игра “Назови ласково”

Цель игры: учить образовывать слова с уменьшительно — ласкательными суффиксами по образцу.

Образец: ветер-ветерок.

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Образец: гора-горка.

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, бровь, труба, тропа, трава, струна, простыня, пружина, пирамида.

Образец: корабль-кораблик

Примеры: шар, борщ, корабль, матрас, ерш, брат, пароход, карась, рассказ, карандаш, краб, квадрат, крот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич.

Образец: карман-карманчик

Слова для примеров: самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, зефир, мундир, трамвай, портфель, барабан, сарафан, сарай.

С удовольствием участвуют в обучающей игре даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке”, есть у меня помощники Слыш и Звуковка.

Однако, при использовании стандартных методов при автоматизации звуков результата приходится ждать гораздо дольше, нежели, если использовать на занятии элементы нетрадиционных методик. Ведь простое повторение за логопедом словесного материала ребенку не интересно, он быстро утомляется, начинает отвлекаться, и, конечно, снижается качество работы. Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности коррекции звукопроизношения.Основными методами работы являются: двигательно — кинестетический и слухо — зрительно- кинестетический.

Использование символов, цветного наглядного материала в виде замков согласных и гласных звуков, звуковичков – синий, зеленый, красный, колокольчик (звонкий звук)

при знакомстве с характеристикой
звука, куклы-звуки, на этапе автоматизации дает положительный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука (пособие «Язычок»
).

Схема дает достаточное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить и кинестетически ощутить точность выполнения. Ребенок здесь-активный участник процесса познания.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Во избежание утомляемости ребенка, потери интереса при многократном повторении использую логопедические истории, где действующими лицами являются либо дети, либо любимые детские персонажи.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова или аппликаторы Ляпко фирмы Арго. Так как движения пальцев руки стимулируют созревание центральной нервной системы, полезно при произнесении гласных звуков в слогах, словах осуществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Для автоматизации звуков использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, использую модули Архиповой Е. Ф. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Так же, к инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с удовольствием прикасаются к песку, находят в нем определенные предметы, используя кисточки, трубочки (для развития воздушной струи, раскапывают предметы пальчиками. Особенно важно это для детей гиперактивных и быстро утомляемых.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Использование тестопластики оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям. В данном случае продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного, а, следовательно, и речевого развития детей.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Его использование дает возможность ребенку перевоплотиться в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используем «Волшебный кубик»

(с разным количеством пятнышек на ребрах,
«Рояль»
,где ребенок имитирует игру на рояле и при этом повторяет слоги: ро-ро-ру-ры и др.

Огромное значение в коррекционной работе играет развивающая среда. В логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий, игр на автоматизацию, дифференциацию звуков, на формирование фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, развитие правильной воздушной струи, мелкой моторики. Авторские дидактические пособия и тренажеры «Весёлый Язычок»

,
«Аэробол»
,
«Снежинки»
,
«Разноцветные шторки»
,
«Качели»
,
«Коктейль»
,
«Футбольное поле»
,
«Волшебные хвостики»
и др., которые способствуют выработке правильной воздушной струи.
«Цветная сетка»
, «Прищепки (крупные, мелкие,
«Телефон»
,
«Крупяной бассейн»
,
«Пуговицы для клоуна»
,
«Песочный ящик»
,
«Бусы»
,
«Аквариум»
(с водой,
«Веселые человечки»
и др. способствуют развитию мелкой моторики. Так же имеются пособия для работы со
звуковым, звуко-буквенным анализом слов, слоговой структурой слова, грамматическим строем языка, для автоматизации и дифференциации звуков: «Веселые лягушата»
,
«Паровозики»
,
«Цветы на поляне»
,
«Волшебный желтый куб»
,
«Аквариум»
,
«Травка-сосулька»
,
«Ежи»
,
«Домики»
,
«Подружи слова»
,
«Замок звуков»
,
«Веселые звуки»
, различное логопедическое лото, и др. в кабинете много наглядного материала, нарисованного своими руками.

Хотелось бы уделить внимание физминутке. Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.

Для детей, посещающих логопедические группы, физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Взаимодействие специалистов детского сада и семьи всегда было и остается в центре внимания. Современный педагог, обучающий и воспитывающий детей, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования и обучения личности дошкольника.

По своему статусу учитель-логопед – основной субъект коррекционной работы с воспитанниками. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для совместной работы по коррекции речи ребенка, выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса в области коррекционной педагогики

Нами используются следующие способы взаимодействия:

• организация родительских конференций, собраний, нетрадиционных

собраний-практикумов с показом фрагментов занятий, с использованием элементов пескотерапии, тестопластики, пальчикового театра, иппликаторов Кузнецова, аппликаторы Ляпко фирмы Арго, где родители становятся непосредственными участниками учебного процесса;

• индивидуальные встречи родителей и учителя-логопеда;

• тематические консультации;

• организация работы телефонной линии, по которой родители могут

связаться с учителем-логопедом и получить консультацию по поводу домашнего

задания и способов его выполнения или других интересующих родителей вопросов;

• использование регулярной почты (почтовый ящик по принципу:

вопрос-ответ);

• проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов

(праздники, круглые столы и т. д.)

;

Работа нацелена на повышение уровня педагогической культуры родителей, их активности в обучении и воспитании. В результате диагностической работы выявили, что психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Т. о., согласованные действия ДОУ и семьи повысили эффективность процесса воспитания и обучения. В результате проведенной работы у детей исчезает чувство скованности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Этапы логопедической работы при коррекции нарушения.

Технологии произношения звуков.

Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего материала.

I.Подготовительный.

Цель работы: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Направление работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха , отработка опорных звуков, массаж рук, самомассаж пальцев рук(можно применить массажные мячики), предметно-практическая деятельность (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание игры с платочками и т.д.):

а ) Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того, как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают.

С помощью наводящих вопросов ребёнок определяет, что делает его язык (губы) , где он находится, какой он( широкий, узкий) и. т.д.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием подбирается картинка-образ (образ — наглядное представление о чём-либо), которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показать правильную артикуляцию, ощущать положение и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, достигающегося путём тренировки.

Произнесение большинства звуков русского языка требует б) направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения для укрепления мышц щёк — надувать щёки и удерживать в них воздух ( «Надуть два шарика»), втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте ( «Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щёк, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается в) мелкая моторика рук.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения). Можно использовать, например, игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; упражнения без речевого сопровождения ( пальчиковая гимнастика); игры и действия с игрушками и предметами, изобразительная деятельность( раскрашивание картинок, обведение контуров и .т .д), лепка из пластилина, штриховка и. т. д. Всё это способствует развитию мышц пальцев и кистей рук.

г) Самомассаж кистей и пальцев рук-например, растирание ладоней вверх и вниз; разминание, затем растирание каждого пальца вдоль и поперёк . Также можно применить карандаши, грецкие орехи, массажные мячики.

Одним из основных видов работы по развитию д) фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец логопеда и сравнивать с его собственным искажённым изображением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем границу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы. Например, ребёнок заменяет звук (р) на звук(л) , то надо дать картинку «Тигр», при этом сказать «Послушай, как рычит тигр: рррр».

Затем дать картинку с изображением летящего самолёта, говоря: « Самолёт летит в облаках, его почти не видно, но слышно как он гудит: « лллл».

Далее, прикрыв рот листком, надо произнести то звук (р) , то звук (л). А ребёнок молча показывает соответствующую картинку-символ ( то есть проводится дифференциация звуков на слух, по акустическим признакам).

Одним из важных направлений является и е)) отработка опорных звуков- сходных с нарушениями по артикуляции, но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука (ш) опорными являются (т), (с). Звуки( ш), (т)-одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Обрабатывая (т) , мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки (ш), (с)-одинаковые по способу образования(щелевые). Отрабатывая (с), мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука (ш). Для( л) опорными являются( т),( ы)- ( (т) даёт подъём кончика языка к альвеолам, а ( ы) –подъём средне-задней части языка к нёбу), для (р)-(д) и (с) –((д) отрабатывает подъём напряжённого кончика языка вверх, (с)- направленную воздушную струю).

Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; приучаем ребёнка выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Всё это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель: устранение деффектного звукопроизношения; развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

1.Постановка звука.

Цель работы: добиться правильного звучания изолированного звука.

Направление работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для сонорных и звонких. Отработка произношения изолированного звука.

2.Автоматизация звука.

Цель работы: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Направление работы: постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

а) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

* С, З ,Ш,С,З,Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь- в слогах со стечением согласных;

* Ц, Ч,Щ,Л-наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

* Р, Р можно начинать автоматизировать и параллельно вырабатывать вибрацию.

б)-Автоматизация каждого исправленного звука в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно водится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

в)-Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

3.Дифференциация звуков.

Цель работы: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Направление работы: постепенная последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам ( сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях , в самостоятельной речи).

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.

При дифференциации звуков подбираются стихотворения, рассказы, (насыщенные нужными звуками), которые ребёнок заучивает, пересказывает, при этом развивает связную выразительную речь на базе правильных произносимых звуков.

Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребёнка.

III.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Направление работы: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков: прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный); прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); фонематические представления; прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков.

Различают три основных способа постановки звука:

1. Постановка звука по подражанию – первый способ, который должен применить логопед при устранении нарушенного звукопроизношения.

По подражанию ставят шипящие звуки, парные мягкие, парные звонкие звуки; по подражанию можно поставить отсутствующий звук.

При данном способе постановки внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата и звучании фонемы. Образцом для подражания является изолированный звук или звук в слоге в речи логопеда. Помимо слуха, зрения и кинестетических ощущений используется и тактильно-вибрационный контроль: тыльной стороной руки проверяется, например, качество воздушной струи или работа голосовых складок. На этапе постановки широко используются картинки-символы, муляжи, макеты артикуляции. Таким способом у ребёнка создаётся база для осознанного воспроизведения звука.

Второй способ — с механической помощью.

. Механический способ предполагает использование вспомогательных средств: шпателей, зондов, пальца ребёнка. Этот способ используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. Используя некоторую исходную артикуляцию, логопед с механической помощью корректирует положение органов артикуляции.

* Например: при постановке звука «ш» ребёнок самостоятельно не может поместить переднюю часть языка на уровень переднего отдела твёрдого нёба, а удерживает широкий кончик языка у верхних альвеол, логопед может указательным пальцем ребёнка слегка нажать снизу на переднюю часть спинки языка и передвинуть тело языка вместе с кончиком чуть глубже в рот, за альвеолы.

* предложив ребёнку произнести звук ( с), логопед плоской ручкой чайной ложки или шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук (ш).

*Если шёпотом произнести звук (р), то можно получить уклад звука «ш», если предложить ребёнку остановить вибрацию языка при сохранной воздушной струе.

Звук «ш» ставится также и от уклада звука «т», если произносить последний с придыханием, слегка соприкасаясь кончиком широкого языка не с верхними зубами, а с альвеолами или нёбом за альвеолами. Затем ребёнку предлагают не касаться нёба языком, а только подносить язык к нёбу, и продолжать дуть на него с придыханием – так формируют необходимое положение языка. Подключив к сформированной позиции языка работу округлённых, вытянутых вперёд губ «рупором» в сочетании с длительным ротовым выдохом, логопед получает звучание, соответствующее звуку «ш».

Постановка звука от артикуляционной гимнастики– эффективный способ звукопостановки, позволяющий качественно отработать недостающие элементы уклада, сформировать устойчивые кинестетические ощущения, которые будут являться залогом быстрого и прочного введения звука в речь ребёнка.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

*Звук «р» ставят с механической помощью от опорного звука «ж». Ребёнку предлагают улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив верхние и нижние зубы, и, не смыкая углов губ, произносить длительно «ж-ж-ж». При описанном положении губ кончик широкого языка несколько переместится вперёд к альвеолам, что соответствует артикуляционному укладу звука «р». На фоне произнесения ребёнком звука «ж» логопед шариковым зондом производит короткие колебательные движения слева направо по нижней стороне передней части спинки языка, в результате чего и происходит звучание «р-р-р».

-От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».

-От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс) = «тр-др».

-От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4.Постановка в 2 этапа: 1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»;

— механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».

*Звук «Щ»

По подражанию и механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

*Мягкие согласные.

-По подражанию.

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).

Ребенку предлагают: – длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; – повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с некоторым придыханием; – перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь; – закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] – [а]), а потом сливая их; – затем вводить слоги и слова с другими гласными.

-Механический способ. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах. При произнесении [т] или слога( та)удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога( aт) получают слог (атъ).

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н].

При всех трёх способах постановки любого звука всегда надо использовать словесные инструкции, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Таким образом, при постановке звука должны работать одновременно все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]