Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками. — Ответы на вопросы по логопедии


Статья:

Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».

Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.

Основные задачи логопедии состоят в следующем:

  • изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
  • определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;
  • исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
  • разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
  • разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
  • организация логопедической помощи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и не речевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

Повышение оригинальности

Контрольные вопросы 1. Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости? Вязкость или внутреннее трение – свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Это явление определяет диссипацию (поглощение) энергии при деформации среды. При деформации сдвига вязкость называют сдвиговой. При деформации объема (всестороннее сжатие) проявляется объемная вязкость. В данном случае мы будем касаться только вопроса сдвиговой вязкости. Суть явления состоит в том, что движущиеся слои газа или жидкости увлекают соседние слои и, наоборот, неподвижные (или движущиеся с меньшей скоростью) тормозят более быстрые соседние слои. Таким образом, между любыми соседними слоями рассматриваемой среды действуют силы внутреннего трения (или силы вязкости). Механизм возникновения этих сил заключается в переносе импульса (количества движения) от одного слоя к другому.
2. Что такое коэффициент динамической вязкости? В каких единицах измеряется величина вязкости в системе СИ?

Коэффициентом динамической вязкости называется величина, численно равная силе внутреннего трения, с которой один слой увлекает или тормозит другой слой жидкости при условии, что площадь соприкосновения слоев и градиент скорости . В системе СИ за единицу динамической вязкости принимают — вязкость такой среды, в которой один слой увлекает или тормозит другой с силой в , если площадь соприкосновения слоев и градиент скорости .

3. Какие силы действуют на тело, движущееся в жидкости?

На тело, погруженное в жидкость и остающееся в равновесии на плаву действуют две силы: сила тяжести и равная ей выталкивающая сила (и равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) . На тело, погруженное в жидкость и тонущее действуют три силы: сила тяжести, неравная ей (меньше) выталкивающая сила (равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) , а также сила трения при движении, в значительной степени зависящая от скорости погружения и вязкости жидкости. На тело, погруженное в жидкость и лежащее плотно на дне, действуют три силы: сила тяжести, неравная ей выталкивающая сила, и сила реакции со стороны дна. В данном случае выталкивающая сила уменьшается на величину, равную весу жидкости, занимаемому той частью объёма тела, под которой нет воды

4. Дайте определение ламинарного и турбулентного течения жидкости.

Турбулентным называется такое течение жидкости, при котором её частицы совершают неустановившееся и неупорядоченные движения по сложным траекториям, приводящим к перемешиванию слоёв. Ламинарное – это упорядоченное течение жидкости, при котором траектории движения соседних частиц мало отличаются друг от друга.

5. Запишите формулу Стокса и укажите условия ее применимости.

Для тел сферической формы модуль силы вязкого трения определяется формулой Стокса (1) где r – радиус шарика; V – скорость его движения относительно жидкости. Важно отметить, что формула (1) справедлива только в случае ламинарного течения жидкости относительно шарика (скорость движения шарика должна быть небольшой), а жидкость по всем направлениям простирается безгранично, т.е. размеры сосуда, в котором находится жидкость, должны быть много больше по сравнению с размерами шарика.

6. Определите величину силы трения, действующей на стальной шарик диаметром 3 мм, падающий со скоростью 0,75 м/с в жидкости с коэффициентом вязкости 1,5 Па.с. F=6*3.14*1.5*0.003*0. 5=0.063

7. Почему шарик в начале движения ускоряется, а затем движется равномерно? Что такое градиент скорости? В начале движения шарика движение будет ускоренным за счет ускорения свободного падения. С ростом скорости растет и сила сопротивления, а ускорение шарика уменьшается. Наступает такой момент, когда действующие на шарик силы уравновесятся, ускорение станет равным нулю, а движение шарика — равномерным на участке L. Градиент скорости – это изменение скорости двух слоёв жидкости dV на расстоянии между слоями dX.

8. Запишите рабочую формулу, объясните условия её применения и причину начала измерения времени не от поверхности жидкости.

Верхняя метка помещена на несколько сантиметров ниже верхнего уровня жидкости для выполнения условия равномерного движения шарика в жидкости. 9. Перечислить основные источники погрешностей измерений, проводимых в данной работе.

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития

, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

ОНР – общее недоразвитие речи.

Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР Характеристика
1 уровень
  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;
2 уровень
  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.
3 уровень
  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.
4 уровень
  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Предмет и задачи логопедии

Определение 1
Логопедия – это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения и преодоления через специальное коррекционное обучение.

Логопедия – один из разделов специальной педагогики – дефектологии.

Предмет логопедии в качестве научной дисциплины:

  • речевые нарушения;
  • обучение и воспитание лиц с расстройствами речи, система коррекционного воздействия.

Логопедия бывает дошкольная, школьная и взрослая. К основным задачам логопедии относят:

  • изучить онтогенез речевой деятельности при разных речевых расстройствах;
  • определить распространенность, симптоматику и степень проявления речевых нарушений;
  • выявить динамику развития детей с речевыми нарушениями, воздействие нарушений речи на процесс формирования их личности, развития психики, разные виды деятельности;
  • изучить особенности формирования речи и речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии;
  • выявить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи;
  • разработать методы педагогической диагностики нарушений речи и систематизировать их;
  • совершенствовать методы профилактики речевых расстройств;
  • разработать организацию логопедической помощи.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]