Художественный стиль речи: его основные признаки, образность, использование изобразительно-выразительных средств

Разновидностей стилей текста в русском языке много. Одним из них является художественный стиль речи, который используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста. В какой же области он применяется, и каковы его основные особенности?

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Применение в других видах искусства

Художественный стиль применяется в разных видах искусства, включая живопись. Однако художники не используют его в чистом виде, а сочетают разные направления. Кроме того, в изобразительном творчестве прослеживается тенденция к постоянному изменению стилей: одни перетекают в другие, объединяются с третьими и приобретают новые черты.

В процессе рисования картины маслом или создания графического рисунка современные европейские и азиатские художники не ограничиваются традиционными средствами. Нередко они стилизуют свои произведения настолько сильно, что нарушают нормы культуры. Это характерно для модных мастеров нынешней эпохи. Художественные направления в живописи:

  • барокко;
  • классицизм (классический);
  • Возрождение;
  • готика;
  • пуризм;
  • кубизм;
  • натурализм;
  • абстракционизм (абстрактный);
  • урбанизм (урбанистический);
  • импрессионизм;
  • геометрика (геометрический).

В рамках каждого направления исследователи называют ярких представителей. Так, в импрессионизме это Клод Моне, в кубизме — Пабло Пикассо, в урбанизме — Эдвард Хоппер, в натурализме — Хосе Хулио де Соуза Пинту.

Говоря о стиле, исследователи обычно подразумевают 2 значения: глобальное и узкое. В первом случае речь идёт о наборе средств и приёмов, предполагающих повторяемость. В узком значении стиль — это индивидуальный почерк мастера, который прослеживается в каждом творении. Похожим образом обстоит дело в архитектуре, музыке, театре, кино и других видах искусства.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Основные признаки художественной стилистики речи

Признаки художественного стиля речи сложились на протяжении его долгого развития. Его основные черты позволяют тексту выполнить поставленные перед ним задачи, воздействуя на эмоции людей. Языковые средства художественного произведения выступают главным элементом данной речи, который помогает создать красивейший текст, способный захватить читателя во время прочтения. Широко применяются такие выразительные средства как:

  • Метафора.
  • Аллегория.
  • Гипербола.
  • Эпитет.
  • Сравнение.

Также основные признаки включают в себя речевую многозначность слов, которая достаточно широко употребляется при написании произведений. С помощью такого приема автор придает тексту дополнительный смысл. Кроме того, часто применяются синонимы, благодаря которым удается подчеркнуть важность значения.

Употребление этих приемов говорит о том, что во время создания своего произведения автор желает использовать всю широту русского языка. Так, он может выработать свой неповторимый языковой стиль, который будет отличать его от других стилей текста. Писатель применяет не только чисто литературный язык, но и заимствует средства из разговорной речи и просторечья.

Черты художественного стиля также выражаются в возвышении эмоциональности и экспрессивности текстов. Множество слов в произведениях разных стилей применяются по-разному. В литературно-художественном языке некоторые слова обозначают определенные чувственные представления, а в публицистическом стиле эти же слова используются для обобщения каких-либо понятий. Таким образом, функциональные стили речи отлично взаимодополняют друг друга.

Языковые особенности художественного стиля текста включают в себя использование инверсии. Так называется прием, при котором автор расставляет слова в предложении не так, как это делается обычно. Это нужно для того, чтобы придать больше значимости конкретному слову или выражению. Писатели могут в разных вариантах изменять порядок слов, все зависит от общего замысла.

Также в литературном языке могут наблюдаться отклонения от структурных норм, которые объясняются тем, что автор хочет выделить какую-то свою мысль, идею, подчеркнуть важность произведения. Для этого писатель может позволить себе нарушить фонетические, лексические, морфологические и прочие нормы.

Особенности художественного стиля речи позволяют считать его самым главным над всеми другими разновидностями стилей текста, потому что в нем применяются самые различные, богатые и яркие средства русского языка. Еще для него характерно глагольное речеведение. Оно заключается в том, что автор постепенно указывает каждое движение и изменение состояния. Это хорошо помогает активизировать напряжение читателей.

Если разобрать примеры стилей разной направленности, то выявить художественный язык точно не составит труда. Ведь текст в художественном стиле по всем выше перечисленным особенностям, заметно отличается от других стилей текста.

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

  • Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
  • Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
  • Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
  • Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Примеры текстов

Этот стиль можно встретить повсюду. Он присутствует в стихах, рассказах, романах, повестях. У каждого автора есть излюбленные приёмы. Например, одни активно применяют детализацию, а другие насыщают текст эпитетами. Пример текста с художественным стилем речи, подчёркнутым детализацией: «Солдат бодро шагал по белому песку, согретому палящими солнечными лучами. Вся его одежда промокла, а на коже виднелись красные следы, оставленные колючей проволокой. Всё тело пронизывала ноющая боль, однако он шёл, собрав последние силы, ведь вдали уже виднелся штаб».

В этом отрывке показаны физические страдания солдата, причём автор уделяет внимание деталям, по которым читатель может понять, что приходится испытывать персонажу. Второй отрывок — пример того, как могут быть использованы эпитеты: «Маленький пакостник Яша был не просто сорванцом, а ребёнком с больши́м потенциалом. Стоит только вспомнить, как виртуозно он обчищал сад бабы Зины. Повзрослев, он так же мастерски стал тырить деньги из банков. Мошенник ухитрялся действовать так ловко, что его ни разу не удавалось застигнуть на горячем».

Функциональная стилистика

Функ­цио­наль­ная сти­ли­сти­ка ис­сле­ду­ет диф­фе­рен­циа­цию лит. язы­ка по его ис­то­ри­че­ски сло­жив­шим­ся раз­но­вид­но­стям (функ­цио­наль­но-сти­ле­вым един­ст­вам), т. е. изу­ча­ет и опи­сы­ва­ет сис­те­му функ­цио­наль­ных сти­лей, за­ко­но­мер­но­сти её внут­ри­струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции. Она вы­ра­ба­ты­ва­ет об­щие прин­ци­пы ти­по­ло­гии, клас­си­фи­ка­ции и вы­де­ле­ния осн. функ­цио­наль­ных раз­но­вид­но­стей (функ­цио­наль­но­го сти­ля, функ­цио­наль­но-сти­ле­вой сфе­ры) лит. язы­ка, взя­то­го как объ­ект тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ния и как кон­крет­ная ис­то­ри­ко-куль­тур­ная дан­ность; вы­яв­ля­ет их экс­т­ра­лин­гвис­тич. сти­ле­об­ра­зую­щие фак­то­ры, их ие­рар­хию и взаи­мо­дей­ст­вие сти­лей и функ­цио­наль­но-сти­ле­вых сфер внут­ри лит. язы­ка, про­цес­сы их функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия; ис­поль­зо­ва­ние и прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции ре­че­вых средств в рам­ках оп­ре­де­лён­но­го функ­цио­наль­но-сти­ле­во­го един­ст­ва, осн. па­ра­мет­ры его ком­по­зи­ци­он­но-ре­че­вой струк­ту­ры; об­щие прин­ци­пы и спо­со­бы ор­га­ни­за­ции син­так­си­са и лек­си­ки в тек­стах оп­ре­де­лён­ной функ­цио­наль­ной раз­но­вид­но­сти лит. язы­ка.

Стили или направления

Стилем называется идея этого стихотворения и способы передачи этой идеи. Название стиля строго привязано ко времени его возникновения. Тут все схоже с архитектурой, ведь здание – стихотворение в камне, не думаете?

Классицизм

Как и классические здания: прямолинейно, строго, монументально. Стихотворение в целом имеет структуру, где каждая строка – кирпичик, без которого вся конструкция развалится.

Классицизм обязательно опирается на античность, так что в Европе он появился в 16 веке, а в России чуть позже – в 18. Античность определила и жанры: ода, басня, комедия и сатира. Другие тоже были, но эти наиболее показательны. Самые яркие примеры: творчество Фонвизина и Ломоносова.

Реализм

Вечно писать о высоком – наскучит даже Ломоносову, так что реализм просто не мог не возникнуть. В Европе расцвет реализма – 18 век, у нас – 20, на фоне неурядиц со сменой власти…

Реализм показывает реальную жизнь, но гипертрофировано, преувеличивая нужную идею. Здесь на передний план выводятся люди и их взаимоотношения с другими людьми, природой и миров в целом.

Часто этот жанр раскрывает негативные стороны человека. А декорации – всего лишь способ передать читателю атмосферу. Яркими представителями будут Бальзак и Булгаков, а в стихах – Пушкин со своим Онегиным.

Сентиментализм

Пока одни упивались человеческими грехами, другие зашли в тему чувств. Тот же 18 век в Европе и всего на десятилетие позже в России. Задумывался, как возврат поэзии к реальной жизни, отход от возвышенных од и абстрактных басен.

Героем сентиментального произведения обычно выступает обычный человек, а задачей стиха будет показать его чувства, переживания. Здесь все эмоции часто гипертрофированы, отклик на любое событие яркий и запоминающийся. Узнаваемые примеры – Гёте, Карамзин и Жуковский.

Романтизм

Здесь мы совпали с Европой – 18 век, начало 19-го. Ода и басни в принципе достаточно образные произведения, а где включается фантазия – авторы хотят высказать и свое мнение. И пока часть вообще отходила от абстракции, другая активно продвигала свои мировоззрения в стихах.

Здесь же характерны образность, интерес к преданиям, легендам и мифам. Кстати, фантастика тоже относится к романтизму. Примером будет Лермонтов, все декабристы. В прозе – большинство авторов, которых мы читали в школе, вопреки программе: Купер, По, братья Гримм.

Натурализм

Все те же конец 18, начало 19 века. Натурализм – естественная эволюция реализма, неизбежное окончание этого жанра. Да и Дарвин со своей «Эволюцией видов» вернул людей с возвышенного на грешную землю.

Натурализм хочет показать, что мы — обычные люди, с приземленными потребностями и желаниями. Здесь люди работают не ради высшей цели, а чтобы заработать на еду. Самыми яркими авторами будут Ги де Мопассан, Золя. В России натурализм не приобрел бешенной популярности, особенно среди поэзии, традиционно абстрактной.

Импрессионизм

Конец 19 века, когда и появился одноименный стиль живописи. Здесь главная задача автора – передать значимость каждого мгновения, мимолетные впечатления и перейти к другому моменту за счет ассоциативной связи, а не логической. В России таким автором был Бальмонт и Фет.

Символизм

Еще одно наследие 19 века. Помните синие занавески, смысл которых всегда спрашивают учителя? Так вот, скрытый смысл всех занавесок, поклонов и других вещей есть только в символизме. Все остальное – выдумка учителей и заработок литературоведов.

Общая идея этого стиля – невозможно познать мир с помощью ума, только интуитивно. Авторы и учат нас познавать природу, вкладывая значение в каждый символ в своем произведении. Ведь видеть знаки – одно из полезных умений шамана, если вы понимаете мою отсылку. Авторы: Блок, Белый, Гиппиус.

Акмеизм

Яркий представитель – Ахматова. Возвращение к построению классики, но без этой образности и нравоучений. Просто строгое, логичное и упорядоченное стихотворение.

Существуют еще стили, все зависит от того, кто и по каким признакам классифицирует. Но мы и подзатянули, успели соскучиться?

Жанры

Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.

Ода

Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.

Баллада

Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.

Элегия

Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.

Песня

Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.

Сонет

Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.

Басня

Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Стих и стихотворение

Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.

Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]