Скрининговые тесты на определение дислексии у детей


Методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу

В 1982 году предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу (МРВД), разработанная в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и рекомендованная в Письме Министерства Здравоохранения СССР. На основании нейропсихологического анализа детей с признаками дислексии разработана группа заданий, способная дифференцировать проявления дислексии от иных форм отставания, например, задержка умственного развития, педагогическая запущенность. Диагностика направлена на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Целью исследования является обнаружение признака неполноценности обсессивных операций в различных модальностях.

Методика раннего выявления дислексии

включает 4 типа заданий, описанных в книгах автора метода.

Рядоговорение

Ребенку предлагается произнести автоматизированный речевой ряд, называя по порядку времена года. Допустимо в начале выполнения задания предложить подсказку, если ребенок путает времена года с месяцами, частями суток или днями недели. Оценивается не собственно знание, а способность воспроизвести автоматизированное перечисление по порядку в правильной последовательности. При появлении ошибок ребенку предлагается выполнить задание повторно, чтобы исключить случайную ошибку. Затем ребенку предлагается перечислить дни недели.

Каждое нарушение автоматизированного произношения оценивается в «штрафных» баллах следующим образом:

  1. правильные ответы на оба вопроса — 0 баллов;
  2. правильный ответ на 1 вопрос —2 балла;
  3. ни одного правильного ответа — 3 балла.

Прямое и обратное повторение цифрового ряда

Ребенку предлагается повторить вслед за исследователем несколько цифр в том же порядке. Цифры называют в умеренном темпе, как при отсчете стартового времени. Ускорение темпа облегчает запоминание и, соответственно, искажает результат. При ошибке предоставляется право второй попытки. Оперативная память должна сохранить порядок цифр определенной длины.

Второе задание заключается в обратном воспроизведении заданного порядка цифр. При объяснении приводится пример, чтобы обеспечить уверенное понимание задания. Длина порядка цифр в данном случае меньше, чем в первом задании.

Необходимо постепенно увеличивать длину цифровых рядов, чтобы определить в обоих случаях длину запоминаемого ряда, воспроизводимого в прямом и обратном направлениях. Для оценки длина обоих рядв (то есть количество запоминаемых цифр) суммируется.

Оценка производится следующим образом:

  1. более 6 слов – 0 баллов;
  2. 6 слов – 2 балла;
  3. менее 6 слов – 3 балла.

Необходимо отметить, что обратный счет лучше характеризует объем оперативной памяти, так как ребенок должен фиксировать прямой цифровой ряд, последовательно производя его инверсию.

Воспроизведение ритмов

Ребенку предлагается воспроизвести последовательно четыре ритмических рисунка. Сначала предъявляются простые ритмы, при этом предоставляется право повторного выполнения при допущении единственной ошибки. Затем предъявляются два сложных ритма с сохранением критериев выполнения задания.

При этом оценивается способность слухового различения ритмов, аудиальный гнозис ритмических комплексов. Возможно искажение выполнения задания за счет дефекта динамического праксиса, когда ребенок делает «лишний» удар, что объясняется нарушением моторики.

Оценка производится следующим образом:

  1. воспроизведены 4 ритмических ряда – 0 баллов;
  2. воспроизведены 2 ритмических ряда, состоящие из не более чем четырех ударов каждый – 2 балла;
  3. не воспроизведен ни один ритмический ряд – 3 балла.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку предлагается внимательно следить за действиями исследователя и трижды повторить их в той же последовательности. Выполняется удар кулаком по столу, установление ладони на ребро и хлопок по столу ладонью, трижды, подряд, без пауз между сериями.

При единственной ошибке предоставляется право повторного выполнения задания. При допущении явных ошибок демонстрация выполнения задания повторяется. Допустимо не более пяти демонстраций.

Это задание подобно нейропсихологическому тесту «кулак-ребро-ладонь», но движения выполняются иначе. При нейропсихологическом тестировании оценивается динамический праксис, то есть способность к переключению с одного движения на другое. При диагностике риска дислексии исследуется возможность правильного воспроизведения определенной последовательности.

Оценка выполнения задания производится следующим образом:

  1. правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1 -й демонстрации — 0 баллов;
  2. правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла;
  3. правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и 1 более попыток, отсутствие правильного воспроизведения— 3 балла.

Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии

Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии производится путем суммирования результатов первого, второго и наихудшего результата при выполнении третьего или четвертого задания (результат с максимальным количеством штрафных баллов).

Общая сумма штрафных баллов состоит из результатов оценки рядоговорения, повторения цифровых рядов и воспроизведения ритмов или последовательности действий.

Окончательная оценка МРВД:

  • до 5 баллов включительно – норма, риска развития дислексии нет;
  • более 5 баллов – присутствует риск формирования дислексии. Чем больше штрафных баллов, тем выше риск развития дислексии.

Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, автор методики Slogy, рассказал, как у детей формируются навыки чтения и почему для преодоления дислексии нужны годы работы. Доклад Александра Николаевича был сделан на научно-практической онлайн-конференции «Школьные трудности: стратегии помощи детям», которая состоялась в рамках II Международной недели осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении.

Многие родители мечтают о «волшебной таблетке», которая избавила бы ребенка от дислексии. В работе с родителями я нередко чувствую, что им очень хочется получить какое-нибудь быстродействующее средство. Появление таких желаний понять можно. Но вот оправдать их — вряд ли. Возможности нашего мозга, конечно, гигантские, но и они имеют определенные границы.

Парадокс в том, что никто из тех же родителей не поверит, если им предложат «чудо-метод», с помощью которого ребенок освоит весь курс начальной школы за полгода. Все давно поняли, что учеба — это длительный процесс: сначала надо четыре года проучиться в начальной школе, потом продолжать в средней, и это нормально. Но почему-то, когда речь идет об усвоении чтения, причем в условиях особых трудностей, существующих у детей с дислексией, такая мечта живет и здравствует. И этим пользуются ловкие маркетологи, а попросту говоря — мошенники. Именно на этом они и спекулируют, предлагая совершенно фантастические способы, в которыеургер ни один профессионал, конечно, никогда не поверит. Но родители, которые много не знают (а иногда не знают совсем ничего) про механизмы усвоения навыков, готовы в это поверить.

Чтобы объяснить, почему таких чудес не бывает, начнем издалека. Начнем с того, как в норме происходит процесс овладения грамотой. Это многоступенчатый процесс, который у российских детей, например, начинается еще в дошкольном возрасте. Хотя официально никто не вменял в обязанность детским садам обучать детей грамоте, тем не менее, это происходит. Многие родители ведут детей в центры раннего развития, большинство детских садов формируют у детей предварительные знания и навыки, без которых грамоту не усвоить. Этот этап называют пропедевтическим: ребенок, прежде чем учить буквы, должен сначала осознать язык как отдельную субстанцию, отличную от предметного мира.

Обучаясь грамоте, ребенок осваивает новую для себя систему знаков, по сути, новый язык — графический код устной речи, которой он уже пользуется.

Следовательно, для начала ребенок должен понять, осознать, что речь, которой он пользуется каждый день, есть нечто особенное. Однако до определенного возраста (примерно до 4 лет) дети считают слово признаком предмета и именно так к нему относятся. Некоторые даже задают вопросы, например: «Как вы узнали, что Луна называется Луной? Она же так далеко от нас». Еще советские психологи С.Н. Карпова и И.Н. Колобова в экспериментах с переименованием убедились в том, что действительно дети 4,5–5 лет уверены, что слово — это знак, обозначающий предмет. И только позже дети осваивают навыки выделения слов из потока речи, деления слова на сегменты — слоги и звуки. Особенно важно, чтобы этим процессом грамотно руководили специалисты: тогда дети легко понимают, что дискретные отдельные единицы — это звуки, обозначаемые буквами. То есть детей не учат называть буквы (как иногда делают родители и тем самым портят нормальный ход этого процесса) — им объясняют, как буквами можно обозначать звуки. Единственный правильный путь — идти от звуковой структуры слова, от звука к букве, но никак не наоборот. На все это уходит немало времени. В среднем весь процесс усвоения алфавита длится от 6 до 12 месяцев. А у детей с проблемами, например, с дислексией, это длится еще дольше — зачастую год и больше. Нередко, уже учась во 2–3 классе, дети с дислексией по-прежнему не могут полноценно освоить данные навыки в полной мере.

Далее дети переходят к букварному периоду — начинают осваивать звуко-буквенные связи. Этот процесс тоже небыстрый — в зависимости от способностей ребенка и методики длится от полугода до года. Это время ребенку требуется для того, чтобы запомнить, какими буквами обозначаются определенные звуки, и прочно это усвоить (то есть автоматизировать эти связи).

Потом наступает следующий этап (иногда эти этапы частично перекрываются или протекают параллельно): происходит освоение навыка слогослияния. В русской письменности это особенно важно. На начальном этапе слог является основной единицей в чтении. Членение слова на слоги — самый простой вид анализа, потому что слог, как известно, является минимальной произносительной единицей. Но и на этот этап уходит от года до полутора. Согласно данным нашего лонгитюдного исследования, быстрее чем за год пройти путь от элементарного чтения до чтения целыми словами не получается.

И наконец наступает длинный-длинный этап освоения стратегий смыслового анализа текста. Механизмы освоения этого процесса уже много лет изучают ученые всего мира, включая и нашу лабораторию. Это на самом деле длинный путь, длящийся 5—7 лет после конца начальной школы. Почему он такой длинный? Почему это происходит так долго?

Данные, полученные учеными, занимающимися исследованием мозга методом нейровизуализации, во многом изменили наши представления о работе читающего мозга. Оказалось, что все те упражнения, которые ребенок, осваивая грамоту, совершает под руководством педагогов, логопеда или даже самостоятельно, в итоге создают новые системы связей в головном мозге, новые функциональные системы, новые синапсы, новые проводящие пути, дендриты. То есть фактически (и это не просто метафора) педагог, логопед в каком-то смысле является архитектором развития мозгового обеспечения чтения. То же самое я бы сказал и про нейропсихолога, работающего с больным афазией. Пластичность мозга, его способность перестраиваться, например, в случае повреждения, благодаря реабилитационным упражнениям, нейропсихологическим методам восстановления функций наглядно подтверждены многочисленными наблюдениями и экспериментами. Иначе говоря, все то время, пока ребенок упражняется, пробует читать, совершенствует свои навыки, его мозг перестраивается. Ведь дело в том, что природой не создано структур мозга, специально предназначенных для владения грамотой, поэтому приходится использовать те структуры, которые генетически предназначены для обслуживания несколько иных функций. То есть при обучении происходит их своеобразная перенастройка, и на этот счет существует много доказательных научных данных. Очевидно, что это очень серьезная длительная работа и мозг не может моментально ее произвести, поэтому процесс овладения грамотой — небыстрый. Совершенный навык на мозговом уровне представляет собой совокупность разных нейронных сетей, подсистем (связанных между собой нейронов), расположенных в разных отделах мозга. Эти перестройки, увы, невозможно произвести моментально или за полгода (а некоторые — даже и за год).

Есть общие закономерности, которые создают определенные ограничения по времени. Ученые, в частности Н.А. Бернштейн, давно доказали, что усвоение любого навыка (как двигательного, так и умственного), как правило, происходит в два этапа: сначала он формируется под контролем сознания, с большими затратами энергии и усилий, а потом постепенно, по мере упражнений, происходит его консолидация и автоматизация. Окончательный результат полноценно сформировавшееся навыка — его автоматизация. Большинство логопедов знает это как закон, обязательный для формирования речевых навыков. Нередко у детей с проблемами этап автоматизации может затягиваться и протекать намного медленнее, чем у всех остальных.

В разных типах письменности процессы овладения грамотой протекают немного по-разному. Например, этап усвоения навыков слогослияния для русской письменности — особенно важен (по сравнению, например, с англоязычной письменностью). Поэтому западные методы формирования чтения неприложимы напрямую к русской письменности. Не зная этого, некоторые родители детей с дислексией надеются на успех от применения западных методик. Но такие методы были созданы в расчете на законы английского языка и письменности, они непригодны для русских детей. Даже если в западной образовательной системе (например, в англоязычной стране) методика работает неплохо, ее невозможно приложить к русскому языку. Я встречал многообещающие рекламные заявления, в которых гарантируют успех от применения англоязычных методик. Но на самом деле это невозможно.

Все вышеописанные этапы в усвоении навыков письма и чтения, конечно, требуют времени. И по мановению волшебной палочки, как бы родители этого ни хотели, ускорить этот процесс невозможно без ущерба для результата. Если все же пытаются это делать, то в конце концов дом, образно говоря, оказывается построенным на песке: слишком форсируя процесс, можно получить сырой, неавтоматизированный и не доведенный до полноценной консолидации навык, который потом просто будет утрачен. Вот это и есть самый типичный пример того, что педагоги называют педагогической запущенностью. Если учитель не контролирует упроченность, автоматизированность навыка чтения, если он форсирует темпы усложнения материала, у некоторых детей происходит катастрофа.

Недоусвоенные навыки накапливаются, как снежный ком, и в конце концов ребенок как бы упирается в стену.

Он не может усваивать следующий по сложности навык, потому что предыдущие развалились, так как не были автоматизированы. Иначе говоря, нужен принцип контроля автоматизации: с одной стороны — психологический, а с другой — дидактический.

У детей с дислексией существует много сложностей, связанных с неполноценной усвоенностью некоторых навыков-предпосылок. Их немало, но можно назвать три главных трудности, с которыми эти дети сталкиваются. Во-первых, это слишком медленное образование звуко-буквенных связей; правда, данная трудность возникает не у всех, она характерна для дисфазической формы дислексии, которую я описал в своей книге. А вот следующая трудность возникает у всех дислексиков: это крайне медленный прогресс в овладении слогослиянием, слоговым чтением и, конечно, чтением целыми словами. Этот прогресс настолько медленный, что некоторые дети даже к концу школьного обучения не могут справиться со слогослиянием. Это действительно тяжелый трудоемкий процесс, и это веский довод посочувствовать таким детям. На овладение грамотой они тратят в несколько раз больше сил, чем все остальные дети. Их нередко обвиняют в лени, в нерадивости, но на самом деле, если, образно говоря, попытаться влезть в шкуру такого ребенка — становится очевидным, как тяжело ему тащить этот воз. Проводя айтрекинг-исследование, мы воочию видели, насколько больше умственных операций совершают такие дети, когда нужно прочитать слово или предложение.

Наши исследования, проведенные уже довольно давно, позволили создать мультифакторную модель механизмов дислексии, которая включает много разных неполноценных, незрелых когнитивных предпосылок, тормозящих освоение навыков. По мнению многих ученых России и других стран, очень трудно устранить дислексию, многие считают, что добиться этого вообще невозможно. У таких детей некоторые зоны мозга недостаточно активно включаются процесс чтения. Зоны высокой активности структур мозга, в норме участвующих в акте чтения, у детей с дислексией значительно слабее включены в этот процесс. Для того чтобы активизировать их, чтобы создать необходимы мозговые подсистемы, нужны многочисленные достаточно длительно повторяющиеся и продолжающиеся упражнения.

Именно поэтому ученые всего мира ищут не только методы помощи в условиях традиционного обучения, но и предпринимают попытки создать альтернативные методы, которые бы щадили слабые функции детей с дислексией, опираясь на более сохранные. Например, к таким альтернативным методам можно отнести глобальный или полуглобальный методы.

Нами много лет назад была предпринята подобная попытка. Сначала это была кандидатская диссертация, где предпринималось исследование самих механизмов дислексии. Потом это привело к созданию альтернативного метода обучения чтению, который позволял детям обойти самый сложный для них компонент, то есть навык слогослияния, и усвоить слог целиком. Для этого используется нетрадиционный подход — то, что называют имплицитным (или непроизвольным) усвоением. Исследования показали, что имплицитное усвоение у детей более сохранно — это как бы резервный ресурс, который не требует сознательного заучивания (что особенно трудно для таких детей). Данная методика много лет апробировалась, применялась к детям с самыми разными формами патологий, не только к детям с дислексией, но и к детям с задержкой психического развития и недоразвитием речи.

На этой основе была разработана цифровая версия, которая уже работает онлайн и доступна всем желающим. Она позволяет на основе регулярных ежедневных упражнений (которые нужны для укрупнения единиц чтения и их автоматизации) формировать навык чтения у детей с тяжелыми нарушениями чтения. Повторение упражнений регулярно, не выходя из дома, создает очень удобную возможность научить ребенка читать.

Программа, которую мы создали, кроме всего прочего, еще и автоматически индивидуализирует под каждого конкретного ребенка темп введения нового материала и уровень сложности. В результате удается сделать самое главное (что, собственно, является слабым местом у таких детей) — постепенно поэтапно формировать и укрупнять оперативные единицы чтения. Методика позволяет формировать важнейшие предпосылки чтения: расширить объем оперативной памяти на буквы и слоги, формировать и развивать навыки синтеза слов из фонологических сегментов (например, слогов), навыки слогового анализа. Кроме того, программа формирует важнейшую предпосылку чтения и письма — кратковременную сукцессивную слухо-речевую память (то есть память на последовательности, на ряды). Эта функция активно эксплуатируется во всех навыках, связанных с речью. Наконец, происходит тренировка зрительного внимания, зрительного поиска — а это тоже важнейшая функция, которая всегда востребована в чтении (подобные упражнения используют даже в обучении скорочтению взрослых). Иначе говоря, весь этот комплекс позволяет постепенно добиться успеха. Опыт показывает, что для достижения полноценных результатов нужны год-два — это самое меньшее, а при серьезных случаях дислексии иногда на это уходит три и даже четыре года. Но зато в результате удается действительно добиться достаточно стойких результатов.

Идеальный вариант — это сочетание использования методики и параллельно работы с логопедом.

Я не могу не упомянуть, насколько важным также является участие родителей, которые мотивируют ребенка, помогают ему поддерживать, сохранять энтузиазм, оптимизм, психологически поддерживают его.

Таким образом, в целом получается комплексная командная работа.

И возвращаясь к вопросу, существуют ли методы, которые быстро избавляют от дислексии. К сожалению, на него нельзя ответить положительно. Когда какие-то фирмы, отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать, за этим кроется обман. Поэтому я обращаюсь к родителям: будьте осторожны. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, очень немаленькие деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Вдумайтесь, взвесьте все, что я сказал. Я считаю, что и логопеды, в свою очередь, должны помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить, а значит — это обман. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество, за которое пока никаких наказаний, к сожалению, не предусмотрено.

Другие методики оценки риска формирования дислексии у дошкольников

Рассмотрим батарею тестов риска, реализованных в других языковых условиях как предикторы дислексии. Частично эти тесты можно использовать, начиная с 5 лет, что выгодно отличает их от отечественной методики, рассматриваемой выше.

Тест быстрого серийного называния

Тест разработан международной группой экспертов, апробирован для разных возрастных групп. Предварительно производится тренировочное выполнение заданий, в ходе которого исследователь должен убедиться, что необходимые названия ребенку известны. Нормальное время выполнения каждого задания составляет 1 минуту.

Серийное называние изображений

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся картинок (36 изображений). Задание заключается в быстром назывании вслух изображенных предметов. Учитываются допущенные ошибки и скорость выполнения.

Серийное называние цветов

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цветов, которые он должен назвать как можно быстрее.

Серийное называние букв

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся букв, которые он должен назвать как можно быстрее.

Меры профилактики

Важной составляющей профилактики является грамотное планирование беременности, предотвращение осложнений беременности и родов, черепно-мозговых травм во время родов и в дальнейшем. Это позволит предотвратить мозговую дисфункцию, которая является основной причиной дислексии.

Следующий метод профилактики дислексии заключается в развитии зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, мелкой моторики, аналитической способностей. Нужно больше общаться с малышом: в обиходе, во время занятий. Развитие разговорной речи играет большую роль в профилактике и преодолении дислексии. Разучивание песен, рассказов, стихов, помогут улучшить навыки письма и чтения. Читайте книги с обсуждением прочитанного или слушайте аудиокниги.

Важно исключить офтальмологическую патологию и болезни органа слуха. Нарушения слухового и визуального восприятия могут стать причиной дислексии.

Рекомендовано регулярное прохождение тестов у детей группы риска. Это позволит своевременно выявить нарушения речи и начать их коррекцию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]