Доклад на тему «Проблема классификации нарушений речи».

Нарушения речи

— это сложности в коммуникации с окружающими: нарушение произношения и грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение темпа и плавности речи, полное или частичное отсутствие речи у ребёнка.

Нарушение речи происходят по разным причинам

: врождённые отклонения центральной нервной системы, коры головного мозга, языка, нёба, неправильное носовое дыхание и пониженный тонус мягкого нёба, психическая травма (например, у впечатлительных детей испуг может спровоцировать заикание) и т.п.

В России используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Дисфония

— нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.

Ринофония

— носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Фонастения

— нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.

Афония

— отсутствие голоса.

Нарушения темпа и ритма речи

Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Тахилалия

— патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.

Брадилалия

— патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.

Спотыкание

— на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.

Заикание

— во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Нарушения произношения звуков

Дислалия

— нарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.

Ринолалия

— расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Дизартрия

— расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.

Структурно-семантические расстройства

Алалия

— скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.

Афазия

— это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.

Нарушения письма и чтения

Дисграфия

— частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.

Аграфия

— полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.

Дислексия

— ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация учитывает структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение устной и письменной речи.

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Нарушение средств общения

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
(ФФН)
ФФН — нарушение формирования произношения звуков родного языка у детей с различными расстройствами речи. Оно возникает из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления ФФН:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков

— «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка».

Замена одних звуков другими

— когда ребёнок произносит звук, который ему проще воспроизвести. Например, «Л» вместо «Р», «Ф» — вместо «Ш».

Смешение звуков

— когда ребёнок умеет произносить звуки «Р», «Л» или «С» по отдельности, а в речевых высказываниях ошибается. Например, «столял стлогает дошку» вместо «столяр строгает доску».

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)

ОНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Выделяют четыре уровня ОНР:

ОНР 1 уровня

— у ребёнка полностью отсутствует связная речь — «безречевые дети». Ребёнок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощённой речи.

ОНР 2 уровня

— начальная речь развита, но словарный запас крайне беден. Ребёнок неправильно произносит большинство слов. Допуская ошибки, может составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.

ОНР 3 уровня

— неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.

ОНР 4 уровня

— разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребёнка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.

Нарушения в применении средств общения

Заикание

— расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Несудорожные нарушения темпа и ритма речи

— спотыкание, тахилалия, брадилалия.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Специалисты по речевым нарушениям

Логопед.

Большинство нарушений речи — логопедическая проблема, поэтому к логопедам и нужно обращаться в первую очередь.

Невролог

оказывает медикаментозную поддержку детям с ДЦП, алалией, дизартрией и др.

Дефектолог способен значительно «прокачать» мозг ребёнка, развить интеллект и мышление.

Оториноларинголог определяет патологии периферического речевого аппарата медицинского характера: снижение слуха, расщелины нёба, аденоидные разращения, воспаления горла и т.д.

Сурдопедагог занимается развитием речи у глухих и слабослышащих детей и взрослых.

Психолог. Из-за застенчивости или агрессивного поведения речь ребёнка искажается и обедняется. Проблемы в семье и со сверстниками могут становиться причиной задержки речевого развития.

Нейропсихолог (клинический психолог) — при речевых нарушениях (обусловленных нарушением работы мозга) обучает мозг ребёнка правильно функционировать через двигательные и игровые упражнения.

В нашем центре доступны услуги Дефектологии и логопедии, а также Неврологии.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

  1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
  2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
  3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи1.

Советы родителям

Ребёнку важно создать положительную речевую среду.

Многократно проговаривайте обычные, ежедневные дела:

одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью взрослых.

Проговаривайте потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, пойте песни

.

Как можно чаще разговаривайте с ребёнком

, внимательно выслушивайте его ответы на вопросы. Это не только улучшит речь малыша, но и установит между вами доверительные отношения.

Читайте вместе

, обсуждайте прочитанное, вместе иллюстрируйте сюжет, обсуждайте рисунки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]