Почему вам стоит отдать ребенка на ораторское мастерство для детей и подростков уже сейчас?

  • Что такое ораторское мастерство?
  • Чему ваш ребенок научится на курсах?
  • Как ораторское мастерство пригодится в жизни?
  • С чего начать обучение?

Среди родителей бытует мнение, что курсы ораторского искусства нужны тем людям, которые мечтают стать политиками, мотивирующими лидерами или дикторами на телевидении. Те же дети, которые далеки от сцены, а в детском развивающем центре ходят на робототехнику или шахматы, могут обойтись и без этих знаний. Однако практика показывает, что дети, развивающие ораторские способности, более успешны в учебе и в жизни.

Искусство риторики

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Что такое ораторское мастерство?

Грамотная красивая речь высоко ценилась еще в древнем мире. В Древней Греции навык оратора развивали все образованные люди. Этот навык не потерял своей ценности и сегодня.

Ораторское искусство — это не только умение красиво говорить. Это умение составить грамотное и убедительное обращение, донести его до публики, используя речь, жесты, мимику. И это залог успеха в любой сфере. Посещает ли ваш ребенок актерскую школу, или его основной интерес — техника, умение донести свои идеи и презентовать проекты пригодится ему в жизни.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

С чего начать обучение?

Если вы еще не выбрали курсы ораторского искусства для детей, стоит поскорее это сделать. Это прекрасное вложение в будущее вашего ребенка. Однако возможно начать прививать ребенку важный навык сторителлинга и в домашних условиях. Педагоги из детского предлагают несколько советов, которые улучшат речь вашего малыша:

  1. Смотрите с ребенком выступления знаменитых ораторов, например, спикеров TED. Отмечайте, как они говорят, где делают паузы, а где усиливают эффект с помощью жестов.
  2. Предложите ребенку игру: за пять минут он должен убедить вас в чем-то. Использовать можно только речь, жесты и мимику. Малышу придется импровизировать, находить аргументы и применять весь запас своих знаний.
  3. Запишите речь ребенка на камеру или диктофон. Взгляд со стороны поможет определить основные проблемы и трудности и исправить их.
  4. Дайте ребенку книгу и предложите прочитать отрывок с выражением. Это научит малыша чувствовать текст и правильно расставлять акценты.
  5. Каждый день размышляйте с ребенком на разные темы. Это не только расширит его кругозор, но и научит искусству ведения диалога.

Навык оратора может развить у себя любой человек, независимо от природных способностей, типа темперамента или особенностей характера.

Если вы думаете, куда отдать ребенка на ораторское мастерство в Москве, то лучшим вариантом будет Центр комплексного развития «Имена Продакшн». В нашем центре функционирует школа актерского мастерства, где с воспитанниками занимаются лучшие педагоги столицы. Развитие у ваших детей ораторских способностей, избавление от психических и телесных зажимов, развитие уверенности в себе и умения презентовать себя в обществе — все это является нашей главной целью. Приводите ребенка в «Имена Продакшн»!

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

Содержание занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Упражнение «Язык без костей»

Такое упражнение станет увлекательной игрой по сценической речи для детей. Техника поможет хорошо проработать артикуляционный аппарат несмотря на то, что со стороны она больше выглядит как обычные кривляния. Чтобы подготовиться к занятию по сценической речи, следует предварительно провести короткую разминку.

Артикуляционная гимнастика отличается большим количеством плюсов:

  • язык начнет работать четко и правильно;
  • полностью пропадет чувство, что разговор проходит с набитым ртом;
  • произношение звуков изменяется до более четкого.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Действенные упражнения

Развить хорошие ораторские способности можно посредством следующих упражнений:

  1. Встать прямо, скрестить руки на груди, локти развести в стороны. Сделать глубокий вдох, выпуская лишний воздух из легких, медленно наклоняясь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением удлиненных гласных звуков.
  2. Каждый раз следует проговаривать сложные сочетания звуков – ВЗВА, ЛБАЛЬ, СТФРА. Сначала такое упражнение может показаться слишком трудным, но со временем все начнет получаться.
  3. Следует попытаться прочитать небольшой текст с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, даст хороший эффект. После выполнения определенного ряда упражнений следует закрепить результат, прочитав сложный текст как можно выразительнее. Если занятия проходят вместе с педагогом, то он может предложить в конце терапии пройти специальный тест.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Смотрите видео о упражнениях на интонацию

Дикция и особенности звучания

Улучшить выраженность эмоций поможет правильно поставленное звучание голоса. Человек должен научиться свободно регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию и общую громкость. Чтобы улучшить звучание, следует выполнять следующие упражнения:

  1. Часто читать прозу либо стихи, регулярно изменять громкость речи. Первая строчка должна проговориться тихо, вторая более громко.
  2. Одну фразу следует произносить с одной интонацией, вторую постараться изменить с помощью простых слов, выразить свое эмоциональное состояние – счастье, удивление, страх, злость и так далее.
  3. Также важно хорошо развивать фантазию. Можно придумать, каким голосом говорили бы животные, если бы могли это делать. Следует рассказать стих от лица собаки, кошки либо зайца.

Хорошая дикция очень важна для сценической речи. Она помогает добиться значительного успеха в карьере, так как люди уже на своем подсознании больше прислушиваются к четкому произношению и приятным словам человека.

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать интонации при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Улучшение артикуляции

Чтобы произношение отдельных звуков и букв было понятным и четким, важно регулярно тренировать органы, которые несут ответственность за артикуляцию.

При первом занятии следует начать проговаривать гласные, согласные звуки и простые связки. При такой тренировке важно следить за голосом, он должен звучать ярко и громко, не так как в повседневности.

Многие скороговорки помогут улучшить речевой аппарат и дикцию. Такие стихи важно произносить тихо либо полушепотом. Со временем скорость прочтения должна увеличиваться, а громкость повышаться. Следует рассмотреть следующие виды скороговорок при занятии сценической речью для детей дошкольного возраста:

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если ребенок уже длительное время занимается уроками сценической речи, то со временем может усложнять свою задачу, разучивая более длинные и сложные фразы. Если у него получилось запомнить и правильно рассказать самую длинную скороговорку «Лигурию», то он точно станет хорошим оратором.

Рекомендации для родителей

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или на курсах. Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Техника проведения

Для проведения упражнения «Язык без костей» следует воспользоваться простым зеркалом. Для этого нужно встать перед ним и начать простую разминку:

  1. Немного открыть рот. Концом языка начать выполнять круговые движения в разные стороны. Следует провести 10 вращений по часовой, а после против часовой стрелки.
  2. Далее широко открыть полость рта, полностью высунуть язык и осторожно приподнять его боковые стороны вверх. При этом должно образоваться подобие трубочки. Далее следует начать пытаться двигать сложенным языком, подуть в него.
  3. Языком очистить поверхность нижнего и верхнего зубного ряда. Попытаться повторить такое упражнение с закрытым и отрытым ртом.

Аккуратные покусывания языка помогут немного ослабить напряженность такой мышцы. Упражнения следует повторять перед выступлением, в этом случае речь будет четкой и хорошо понятной.

Упражнение «Пробка»

Такое упражнение считается самым легким для улучшения функционирования речевого аппарата. Оно принесет хороший эффект, если выполнять его постоянно. Техника «Пробка» довольно популярна как у детей, так и взрослых. Такое веселое занятие поможет:

  • укрепить мышцы губ, щек и верхнего неба;
  • подтянуть кожу на лице, скрыть небольшие морщинки и носогубные складки;
  • улучшить речь и дикцию.

Специалисты говорят, что такие уроки будут полезными не только для будущих артистов и выступающих на сцене, но и для тех, кто хочет сохранить состояние своей кожи и избежать возрастных изменений.

Занятие проводится по следующей технике: сначала следует подготовить небольшую пластиковую либо деревянную пробку от бутылки шампанского. Затем выучить и подготовить скороговорку. После зажать пробку в передних зубах. Не выпуская ее, следует начать произносить фразы, повторить их сразу несколько раз. Так можно точно выявить, какие звуки у человека получаются лучше, а какие хуже. Важно регулярно улучшать свое произношение, тренировать артикуляционный аппарат, а также ускорять чтение.

Человек, тренирующийся на скороговорках с пробкой шампанского, обычно выглядит очень странно. Такой веселый тренинг сценической речи может стать увлекательным занятием для всей семьи и выполняться в виде маленького соревнования. Каждый человек должен прочитать скороговорку любым необычным методом, а после определить, у кого это получилось лучше всего.

Как научиться сценической речи?

Профессионалы этой области, которые помогают и детям, и взрослым подготовить речь и технику дикции, применяют при обучении различные методики. Выделяют следующие эффективные способы улучшения голоса. К самым распространенным относят:

  1. Беспрерывное развитие сценической речи. Специалист предлагает на выбор несколько комплексов упражнений, между которыми проходит логическая связь. Длительных перерывов при занятии делать не следует.
  2. Ступенчатое усложнение. Ученик начинает активно развивать уровень своей речи с простого материала, далее нагрузка увеличивается.
  3. Использование игр. Тренинг сценической речи с помощью увлекательных занятий считается самым приятным, так как на уроках ученик полагается на свое воображение. Веселые игровые уроки чаще всего дают хороший эффект.
  4. Партнерские отношения. На уроке педагог и ребенок должны общаться на равных. Учитель при этом лишь советует, но не приказывает повторять определенные упражнения.

Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.

Когда нужно обращаться на курс риторики?

  1. Подросток все свободное время «зависает» в Сети, позабыв о живом общении!
  2. Испытывает трудности в школе, не может доказать свои идеи, идет на поводу у популярных одноклассников.
  3. Замыкается в себе, не общается со сверстниками.
  4. Тяжело переживает переходный возраст (с 6-7 класса).
  5. Неспособен четко ответить на вопрос, заданный учителем или родителями.

Выводы, результаты и отзывы родителей о курсе Осенью самое время отправить подростка на занятия (от 2-х недель до 3-х месяцев). Это увлекательный процесс, не имеющий ничего общего со скучными школьными уроками!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]