Термином «логопедия» называют науку, которая занимается изучением речевых нарушений и их последующей коррекцией. Она относится к разделу специализированной педагогики. Логопеды – это востребованные специалисты, которые выявляют причины расстройства речи (как устной, так и письменной), исправляют ее, помогают пациенту стать более внимательным, учат запоминать информацию, правильно произносить звуки, строить слова и предложения. Они могут работать как с детьми разного возраста, так и со взрослыми. В своей деятельности логопеды используют различные инструменты, в том числе и нейропсихологию. Рассмотрим, что подразумевается под этим термином и как она работает.
Что это такое
Нейропсихология – это область психологии, которая лежит на стыке нейронной науки и психологии. Она изучает связь между работой и структурой головного мозга с поведением человека и происходящими с ним психическими процессами. В основном специалисты изучают людей, получивших травму головы и потерявших высшие психические функции. Также они рассматривают отклонения в работе центральной нервной системы, которые прямо или косвенно связаны с психологическими, когнитивными индивидуальными или эмоциональными поведенческими факторами.
Также в сферу деятельности нейропсихологов попадают пациенты, у которых деятельность головного мозга нарушена по другим причинам. Например, из-за инсульта, цереброваскулярной травмы, болезнью Паркинсона, Альцгеймера, рассеянным склерозом, церебральным параличом, эпилепсией и пр.
Внимание: если пациенту нужна помощь логопеда и нейропсихолога, то работать с ним может один специалист. Но при этом занятия обычно разделяются. Они проходят в индивидуальном порядке, с учетом состояния человека, его уровня развития и активности.
Специалист может ставить различные цели и задачи, и решать их параллельно друг с другом.
Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога?
Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.
Признаки нейропсихологических проблем
- плохо запоминает информацию,
- не может сосредоточиться,
- плохо себя контролирует,
- медленно читает,
- неловок в движениях,
- истощен (нет энергии),
- плохо спит,
- пишет буквы зеркально,
- имеет навязчивые движения,
- обладает макро- или микропочерком,
- имеет несформированность межполушарного взаимодействия.*
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. К слову, распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Но без этих качеств человек развиваться не может.
Развиваем мышление, воображение, внимание. Тренажер. 3 класс
В пособии предложена система учебных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, обучение младших школьников выполнению различных мыслительных операций. Ученикам предстоит работать с разными источниками информации: текстами (художественными и научно-популярными), произведениями живописи, учебными рисунками. Пособие адресовано учащимся третьих классов, учителям, воспитателям детских садов, методистам, родителям, может использоваться в сфере дополнительного образования.
Купить
Основные психические функции
Термином «высшие психические функции» называют когнитивные способности, благодаря которым человек может адекватно реагировать на происходящие с ним и другими людьми события, а также на вызовы повседневной жизни. Нейропсихология выделяет следующие функции:
- Внимание или способность к концентрации. Человек должен уметь сосредоточиться на предмете, объекте, работе или действии. При этом он не должен отвлекаться на посторонние события или уметь выстраивать приоритет. То есть человек должен быть способен к обучению, к чтению, получению информации, ведению разговора, выполнению домашнего задания, бытовых поручений, вождению и пр.
- Речь. Она необходима для того, чтобы общаться с другими людьми, выстраивать коммуникации и связи. Человек должен понимать, что именно он произносит, что ему отвечают люди и пр. Именно язык является одним из основных инструментов работы мозга, который запускает процессы мышления, запоминания, чтения и пр. Также речь важна и при регулировании/организации психических процессов, например, при планировании и пр.
- Письмо и чтение. Данные функции напрямую выплывают от способности человека распознавать речь и язык. Если у пациента наблюдаются проблемы с афазией (то есть с языковыми нарушениями), то он не сможет адекватно воспринимать действительность, выражать свои мысли, воспринимать написанные инструкции и пр.
- Память. Очень важная функция в нейропсихологии, которая влияет на становление человека, как личности. Люди накапливают информацию, воспоминания и опыт с самого рождения. Если в процессе жизнедеятельности будет получена травма, в результате которой память сотрется, что человек перестанет быть собой. Это похоже на то, как форматируется жесткий диск компьютера или стираются данные с телефона. То есть человек забывает, кто он, кто его родители и дети, чем он занимается, где живет и пр. Ухудшение памяти может произойти и без травмы. Пациенты могут забывать о том, что происходило вчера, кому они звонили, с кем общались, что им нужно сделать и пр. Если человек испытывает проблемы с запоминанием, то он не может освоить новые предметы, запомнить лица и нужную информацию.
- Способность к рассуждению и другие исполнительные функции. Они нужны для того, чтобы человек мог полноценно обрабатывать информацию, воспринимать и анализировать ее. Исполнительные функции помогают людям выполнять определенные действия по алгоритму (например, ходить в магазин за покупками, готовить еду, производить уборку и пр). Также они влияют на осознание последствий своих действий. Например, если вы зажигаете спичку, то можете обжечь пальцы или поджечь шторы.
- Визуальные функции в нейропсихологии. Они также относятся к высшей нервной деятельности. Они нужны для того, чтобы правильно обрабатывать зрительные образы. Согласно со статистикой, человек получает до 85% информации именно визуальным способом. Поэтому отсутствие подобной функции или ее дефекты могут быть критичными для пациентов. Они должны уметь воспринимать предупреждающие знаки, читать инструкции и пр. В некоторых случаях у пациентов с нарушением визуальных функций присутствует топографическая дезориентация, то есть они не могут найти выход из помещения, добраться до нужного места и пр.
Нейропсихологические приёмы в работе логопеда
Статья:
«Нейропсихологические приемы в работе логопеда»
автор: учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-детский сад №184»
Сафонова М.А.
г. Воронеж
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Не могут осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование. И в школу уже приходят дети, которые не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте. К сожалению, логопед не может начать полноценную коррекционную работу ранее 4 лет (это уже физиология), а двух, трёх лет до школы иногда не хватает для коррекции. Мы долго думали над этим вопросом, что и как сделать, чтобы наша коррекция сократилась во временном промежутке. Когда мы обратились к работам нейропсихологов, то изменили свой подход к коррекционной работе. В свою работу мы стали включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.
Начинаем свою работу мы с диагностики.
Для плавной речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова — это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.
Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим сокращение словаря, бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.
Каким образом выясняется сформированность серийной организации движений?
Прежде всего надо проанализировать то, как ребенок овладевает новой для него серией движений. Педагог использует для этого пробы «ладонь — кулак — ребро», пробу на реципрокную (взаимообратную) координацию и графическую пробу «забор». Он смотрит, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключения с одной программы на другую. Этой цели может служить и повторение серий слогов или гласных звуков.
Проба на реципрокную координацию движений (одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой) направлена на выявление «сформированности» механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.
Другое направление диагностики направлено на решение зрительных задач. При нарушении зрительного восприятия коррекционная работа должна решать следующие задачи:
1) развитие зрительного внимания,
2) развитие связей «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов,
3) развитие зрительно- гностических и зрительно-мнестических процессов, включая разные стратегии зрительного опознания.
Поскольку при недоразвитии любого из компонентов зрительного восприятия страдает вся функциональная система в целом, на первом этапе работы
предлагаются сравнительно простые задания общего характера. К ним относятся задания первого методического комплекса на идентификацию зрительных изображений. Эти задания реализуются с помощью игры в «Лото» – ребенок находит картинку, соответствующую представленной. Усложнение заданий идет по двум линиям: гностической и речевой. Гностическая сложность нарастает при переходе от цветных реалистических пар к парам, где одна или обе картинки являются черно-белыми, силуэтными, схематическими или стилизованными.
Для закрепления отрабатываемых зрительных образов используются задания на узнавание и/или вербальное воспроизведение: задания выбрать картинки или подписи к ним, вспомнить, как были расположены картинки и т.п.
Второй этап работы
– нахождение вербализуемых различий. Здесь для сравнения используются сюжетные картинки. Сначала на них мало объектов и самые простые различия: наличие/отсутствие деталей, изменение цвета, формы, количества.
Нахождение различий по памяти (ребенок смотрит лишь на одну картинку, припоминая другую) – наиболее сложный вид заданий в этом комплексе.
Третий этап работы
– перцептивное моделирование, т.е. воссоздание предмета из частей. Эти задания могут быть очень различными по сложности.
Очень полезны входящие в этот комплекс задания на конструирование предметов. В отличие от предыдущих заданий здесь изображение предмета делится на функционально значимые части, так, прибавление «ручки» или «носика» и «крышки» позволяет преобразовывать «горшок» в чашку, сахарницу, чайник. В этом задании выделяются и называются различительные признаки предметов, что позволяет тренировать аналитическую стратегию восприятия и расширять словарь.
Четвертый этап
– сенсибилизированные (повышающее чувствительность организма к воздействию) задания. Здесь используются различные традиционные приемы «зашумления» изображения. Контурные изображения зачеркиваются, накладываются друг на друга или даются неполными.
На основе проведённой нами диагностики, мы предлагаем детям те или иные игры, которые логопед может проводить совместно с инструктором по ФИЗО, педагогом-психологом или воспитателем, а так же самостоятельно.
Игры
«Мельница» (инструктор ФИЗО)
Цель:
развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры
. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).
«Золушка» (учитель-логопед, воспитатель, психолог)
Цель:
развитие распределения внимания.
Условия игры.
В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
« Кто быстрее?» (учитель-логопед, воспитатель, психолог)
Цель
: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.
Условия игры
. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.
Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.
«Не пропусти мяч» (инструктор ФИЗО, воспитатель)
Цель
: развитие внимания, умение работать в команде.
Условия игры.
Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.
«Аисты-лягушки» ( инструктор ФИЗО, воспитатель)
Цель:
тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.
Условия игры.
Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
«Цветные ладошки» (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по ФИЗО)
Цель:
развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.
Условия игры
: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Кольцеброс» (учитель-логопед, воспитатель, инструктор по ФИЗО)
Цель:
закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.
Условия игры
. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.
Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.
«Поиграем с картинками» (учитель-логопед)
Цель:
развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.
Условия игры:
Перед ребёнком выкладывается ряд картинок по определённой теме. Ребёнком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребёнком.
«Найди звук» (учитель-логопед, воспитатель, инструктор по ФИЗО)
Цель:
развитие фонематического восприятия, слухового внимания
Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.
Условия игры:
Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.
«Какой предмет я загадала?» (педагог-психолог, воспитатель)
Цель
: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.
Условия игры:
Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.
«Обезьянки» (педагог-психолог, воспитатель)
Цель:
взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.
Условия игры:
Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.
«Снежный ком» (учитель-логопед, воспитатель)
Цель:
развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.
Условия игры.
Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.
«Здравствуй пальчик» (учитель-логопед)
Цель
: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.
Условия игры
. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.
Литература:
1.Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005
2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002
3.Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2004
4. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011
6. Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004
7. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с.
8. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.
Влияют ли травмы на поведение и эмоции
Практика показывает, что характер и стиль поведения человека напрямую зависит от его эмоциональных и аффективных аспектов. Именно от них зависят желания, чувства, потребности организма и прочее. Если пациент получает травму головного мозга, то у него могут развиться патологии поведенческой регуляции и проблемы с контролем своих действий. Человек может стать импульсивным, агрессивным и раздражительным, может потерять интерес к работе или жизни.
У некоторых пациентов развивается общее безразличие ко всему, что раньше интересовало (хобби, работа, семья), они могут отказываться от еды или принятия гигиенических процедур. Часть людей испытывает депрессию, они могут не контролировать свои эмоции. Нередко развивается инфантилизм, то есть деятельность и интересы пациента не совпадают с его возрастом). Наблюдается и общая расторможенность. Например, они могут стать чересчур разговорчивыми, но при этом не контролировать слова и выражения. Часто такие люди не соблюдают правила субординации, не могут отслеживать межличностные отношения и соблюдать дистанции там, где это необходимо.
Нужно ли привлекать семью
Если человек получил травму и у него наблюдаются проблемы с высшей нервной деятельностью, то процесс коррекции и исправления разрабатывается логопедом и нейропсихологом индивидуально. Обычно сначала проводятся тесты, а затем различные упражнения, которые помогают нормализовать процесс.
Привлечение родных и близких показывает хорошие результаты. Пациенты восстанавливаются быстрее, реабилитационный период длится меньше. Поэтому обязательно проконсультируйтесь со специалистом -вполне возможно, что он предложит вам участие в групповых занятиях, чтобы повысить продуктивность и эффективность работы.
Внимание: нейропсихология подразумевает комплексный подход к процессу восстановления. Поэтому кроме семейной терапии может понадобиться физическая зарядка и упражнения, укрепляющие связь между полушариями головного мозга.
Отметим, что семья может заниматься с пациентом и в домашних условиях. Для этого нужно получить консультации специалиста и строго следовать им. Подобный расширенный подход поможет восстановиться быстрее.
Причины недоразвития речи
Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др.
Рисунок 1. Структура речевого дефекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка.
Причинами общего недоразвития речи могут быть:
- отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком;
- речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах;
- использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении;
- неблагоприятные социальные условия.
Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер.
Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениеямозга, к тому же это наиболее сложное поражение.
Замечание 2
Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.
Рисунок 2. Уровни недоразвития речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дополнительные цели
Если говорить о том, какие цели, помимо основных, несет нейропсихология, то можно выделить:
- Возможность обнаружить серьезные психоневрологические заболевания на ранних этапах их развития. Речь идет о таких болезнях, как Альцгеймер, деменция и пр. Соответственно, специалист сможет разработать соответствующие программы реабилитации или стимуляции для сдерживания болезни.
- Определение уровня травмирования мозга и появления нарушений когнитивных функций. Подобные исследования проводятся в ситуациях, когда пациент пострадал в результате действий или бездействий других лиц. На основе изысканий можно составлять иски с целью получения справедливой компенсации за причиненный ущерб здоровью. Эти исследования часто практикуются в юридической сфере.
- Изучение пациента и его когнитивных способностей с целью определения наличия повреждения мозговой активности. Подобные исследования проводятся для того, чтобы выяснить, когда именно возникли нарушения и есть ли они, или же пациент преувеличивает их наличие или попросту симулирует.
- Постановка дифференциального диагноза. Нейропсихология позволяет понять, есть ли симптомы, которые наблюдаются у пациента, приобретенными в результате травмирования головного мозга, или же они развились раньше на фоне психологического состояния. Нередко заболевания развиваются раньше, а травма их усиливает и делает видимыми.
Внимание: выгоду от подобных исследований и вмешательства получает как пациент, так и его семья. Также они необходимы и для третьих лиц, которые являются участниками событий, предшествующих получению травмы.
Компоненты методики
Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:
- Двигательная коррекция;
- Когнитивная, или познавательная коррекция.
Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.
Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.
Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 25 занятий. Одно занятие длится от 40 до 60 минут, в зависимости от возраста.
Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы
Особенности исследования
Рассмотрим, как проходит процесс нейропсихологического обследования и последующей коррекции. Сначала специалист оценивает состояние своего пациента, проводит его детальную диагностику. Она помогает понять, какие именно нарушения присутствуют, из-за чего они возникли, какие последствия могут быть в дальнейшем, возможно ли лечение и какой вообще прогноз от проводимых действий.
После сбора анамнеза и диагностики нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу с учетом особенностей пациента. Она включает в себя проведение различных реабилитационных мероприятий с терапевтическими целями. После того, как программа будет выполнена, специалист оценивает результат и делает соответствующие выводы. Он ориентируется на то, какие цели были достигнуты, какой статус у больного, нужно ли продолжать коррекцию и пр.
Для того, чтобы понять, что именно случилось с человеком и нужна ли ему помощь, нейропсихолог использует несколько разных методов. Он проводит беседу с пациентом, с его близкими и семьей, получает необходимую информацию из медицинских выписок и карт, проводит разнообразные тесты, а также наблюдает за пострадавшим в различных ситуациях. При этом он не должен провоцировать его, а просто наблюдать и делать выводы.
Способы и методы лечения
Нейропсихологическая реабилитация подразумевает использование классических и инновационных методов клинической психологии. При этом они подстраиваются под конкретного пациента с учетом его особенностей, уровня развития и серьезности травмы.
Дополнительно используются различные терапевтические процедуры, в основе которых лежат базовые нейропсихологические методы, основанные на том, что проблемы ЦНС не должны мешать человеку полноценно жить и развиваться. Используя их, можно вернуть пациента к социальной жизни.
Например, если в результате травмы у больного ухудшилась память, то специалист проводит соответствующую коррекцию и помогает ее улучшить. Если лечение не дает результата, то врач рекомендует человеку использовать механизмы компенсации, в частности – дневник или ежедневник. Если в них записывать все важные события и задачи, то пациент сможет жить полноценной жизнью.
Правильно проведенная нейропсихологическая коррекция приведет к тому, что неповрежденные части мозга помогут пациенту восстановить когнитивные способности тем или иным способом. Они могут принять на себя функции поврежденных частей, восполнить их или компенсировать потерю. Но чтобы это стало реальностью, нужно обращаться только к грамотным специалистам. Они смогут распознать патологии, составить индивидуальную программу реабилитации и реализовать ее так, чтобы оказать реальную помощь.