Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии


Научно-теоретические основы логопедии

Елена Ташлыкова

Научно-теоретические основы логопедии

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ.

Научно-теоретическая основа логопедии обусловлена педагогическим характером этой науки, то есть самой логопедией, а также сущностью ее предмета, целей, задач. К научно-теоретическим основам относятся положения различных наук.

Первая теоретическая основа логопедии — положение психологии – о речи, ее видах, функциях, а также о связи речи с другими психическими процессами. Речь рассматривается как ВПФ, следовательно, она обеспечивается сложной структурой функциональной системы. Формируется речь прижизненно, зависит от социальной ситуации развития ребенка. Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.

Речь является функцией произвольной и в процессе онтогенеза развивается от простых форм устной речи до сложных видов речевой деятельности как устной, так и письменной.

Речь разделяется на импрессивную (восприятие, понимание, чтение)

и экспрессивную
(то есть собственное говорение, письмо)
форму. Наиболее крупным делением речи на виды является ее разграничение на устную и письменную, представленную чтением и письмом.Устная речь подразделяется в зависимости от сложности ее построения:

1. Диалогическая речь — взаимодействуют два или несколько партнеров.

2. Монологическая речь – связное речевое высказывание одного человека.

Для логопедииважно выделение других видов речи:

-Отраженная речь; сопряженная речь (хоровая)

; самостоятельная речь.

Речь выполняет следующие функции:

1-ая базовая – коммуникативная функция (внутри коммуникативной выделяется информационная и регулирующая речь)

. Коммуникативная функция речи появляется самой первой в онтогенезе. Именно эта функция страдает в первую очередь при различных нарушениях устной речи, но особенно грубо она страдает при ОНР (1-2 уровень речевого развития, открытой ринолалии, псевдобульбарной дизартрии, заикании.

2-ая функция речи – познавательная (когнитивная)

. Речь начинает использоваться ребенком для познания в раннем возрасте в 3 года
(Почему)
. Речь становится средством для развития мышления.

3-ья функция речи – метаязыковая. Метаязык- это язык, речь о речи. Использование речи для обозначения ее закономерностей и правил. Метаязыковая функция в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте, особенно это проявляется в 6-7 летнем возрасте и затем продолжает развиваться в школьном возрасте. Ее развитию способствует изучение языка.

В логопедии использование метаязыковой функции очень важно в процессе коррекции речевых недостатков у детей. Эта функция формируется у детей сложно и длительно.

В первую очередь речь связана с мышлением, поэтому всякое недоразвитие интеллекта негативно отражается на недоразвитии речи. Проявляется у детей с ЗПР и УО.

Речь связана с другими познавательными процессами, а именно с памятью, разными видами восприятия, воображением. Нарушение речи, особенно в виде ОНР негативно влияют на развитие этих познавательных психических процессов. Недостатки памяти, особенно оперативной, а также слуховой и зрительной памяти в свою очередь затрудняют речевое развитие (в частности это негативно сказывается на развитии словаря)

.

Недостатки зрительного восприятия, а также функций пространственного анализа и синтеза могут быть причиной нарушений чтения и письма.

Таким образом, психологический аспект теоретического базиса логопедии важен:

Во–первых, для правильного подхода к отграничению нарушенного речевого развития от нормального развития речи или от онтогенеза.

Во-вторых, для реализации системного подхода в диагностике и коррекции речевых нарушений.

В – третьих, для учета роли др. психических функций в коррекции и развитии речи (в частности учет личностного компонента, т. е. отношение ребенка или взрослого к своему недостатку и мотивация коррекционной работы по преодолению этого нарушения).

Второй теоретической основой логопедии является положение о анатомо-физиологических основах речи.

Согласно этому положению речь реализуется сложными структурными образованиями или функциональными системами, в которые объединены центральный и периферический отдел.

Центральный отдел представлен головным мозгом, корой больших полушарий, подкорковыми и стволовыми образованиями, основная функция которых заключается в программировании и уточнении программ различных речевых действий.

Лобные префронтальные отделы коры головного мозга обеспечивают общие смысловые программы речевых высказываний, их последовательность, целенаправленность и контроль. Височные отделы коры левого полушария обеспечивают фонемное восприятие, следовательно, опознание языковых единиц в устной речи. Двигательные отделы обеспечивают выбор артикуляционных программ и переключение от одной артикуляции к другой в процессе говорения. Затылочные отделы коры левого полушария выполняют функцию букворазличения. Проводящие пути, соединяющие кору головного мозга с ядрами мозговых нервов (находятся в стволе продолговатого мозга)

обеспечивают передачу речедвигательных программ, уточнение которых происходит в мозжечке
(координация движения)
. От ядер мозговых нервов начинается периферический путь к исполнительным органам, к периферическим мышцам периферического аппарата
(дыхательный, голосовой, артикуляционный)
. Блуждающий нерв осуществляет регуляцию дыхательной функции. Языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего)

. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.
Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными
Таким образом, анатомо-физиологические основы дают представление о нормальном строении речевой функциональной системы, что важно как для диагностики и коррекции нарушений речи, при простых дефектах звукопроизношения, так и при сложных нарушениях как заикание, сенсорная и моторная алалия.

3 –ей основой является психолингвистическая основа.

Психолингвистика изучает речевую деятельность с точки зрения соотношения процессов речепорождения и речевосприятия в связи с личностью, то есть она изучает особенности и закономерности использования языка в речевой деятельности личности. С психолингвистической точки зрения дается оценка роли мотивации в активности речи, роли условий способствующих повышению речевой мотивации ребенка, роли коммуникативных и социальных факторов в преодолении недостатков речи. В этом же направлении рассматриваются механизмы самоконтроля и самокоррекции речевых недостатков.

4-ая нейропсихологическая основа понимания мозговой организации речи.

Нейропсихология дает сведения о современном понимании мозговых механизмов речевых нарушений.

Например: установлено, что нарушение письма у младших школьников может быть обусловлено не только специфическими недостатками фонематического восприятия, слуха, зрительно-пространственного анализа и синтеза, но и незрелостью регуляторных механизмов, которые обеспечиваются третьим функциональным блоком мозга. В связи, с чем выделяется регуляторная форма дисграфии. Например, Т. В. Ахутина (2001)

с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы, которых редко обсуждаются в
логопедической (педагогической)
литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий
(функций планирования и контроля)
.

5-ая неврологическая основа патологии речи (невропатология и психопатология)

.

Данные невропатологии и психопатологии учитываются в анализе нарушений речи в клинической картине различных неврологических и психиатрических расстройств: заикание, распад речи по типу афазии, при РДА, при ранней форме шизофрении, при УО.

6-ой теоретической основой логопедии являются лингвистические положения о фонетической, о лексической, о грамматической системах языка; о закономерностях строения и правилах использования языковых средств. Лингвистические основы важны для определения содержания и последовательности работы над различными языковыми единицами и различными языковыми действиями.

Например: сад-садик-садовник. (словообразование)

7-ой теоретической основой логопедии является положения специальной психологии о структуре и закономерностях дизонтогенеза для теории и практики логопедии.

Согласно положениям специальной психологии дефицит одной нарушенной функции, в данном случае речи, рассматривается как первичный дефект.При отсутствии или недостаточной эффективности коррекционной работы этот первичный дефект может обусловить вторичные нарушения: задержку в интеллектуальном развитии, искажения в развитии личности.

Положения специальной психологии важны для правильной оценки соотношения актуального уровня развития ребенка с нарушением речи и его потенциальных возможностей при условии оказания специальной коррекционной помощи.

8-ой основой логопедии являются педагогические основывоспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

Специальная коррекционная педагогика является понятием родовым логопедии, поэтому логопедия использует все принципы коррекционной педагогики. Она использует принятые в специальной педагогике методы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, научно-теоретические основы логопедии имеют междисциплинарный характер, который можно обозначить как клинико-психолого-педагогический, анатомо-физиологический и лингвистический.

Когда зародилось направление

История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.

Научное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.

В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.

Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.

На просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.

Рекомендуем: Наука дефектология

Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.

Рекомендации

Учебники по логопедии для студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений. В книгах подробно изложены основные понятия теории и практики логопедии, принципы логопедической работы. Приведены анализ источников по разделам логопедии, основные методики коррекционно-логопедической работы по различным речевым нарушениям, общая система работы, профилактические мероприятия. Для закрепления изучаемых тем предложены вопросы по теме и список дополнительной специальной литературы. Авторы: Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Учебники отвечают требованиям программы по логопедии.

1. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ .

2.Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов тов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]