Игры на дифференциацию звуков С-Ш
Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский. Цель: дифференциация звуков Ж-З. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Первый этапРазличение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.
Положили в плошку … (кашку или каску). Пожарный надевает … (кашку или каску). Сладко спит в берлоге … (миска или мишка). На столе с салатом … (миска или мишка). Кличка нашей кошки … (Машка или маска). Кашу следует … (шалить или солить). У борца большая … (шило или сила). В булочной большая … (шайка или сайка). 2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.
Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа: — Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш). — Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С). — Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть). — Из крана льется вода — моем ручки (имитируем мытье рук и свистим — льется вода). — Шина спустила (Ш-ш-ш-ш — приседаем), надо накачать (упражнение «Насос».)
3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра «Повторялки» — четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.
са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши 4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра «Повторялки»
са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ 5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра «Запоминалки» — берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.Второй этапРазличение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра «Придумай предложение». Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее. Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка, затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра «Повторялки» — повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз. Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес. Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске. Купался Иванушка у серого камушка. Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки. Сварила Маша вкусную кашу. Хороши в дорожку пирожки с горошком. У большого шалаша слон качает малыша. 3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра «Театр». Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.
— Пылесос, пылесос! Ты куда суешь свой нос? — Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Вашей пылью я дышу! — Мышка,мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? — Я боюсь уснуть сестрица, Кот усатый мне приснится! — Шел по лесу шустрый Мишка, На него свалилась шишка. — А на нас, а на нас Пусть сорвется ананас! 4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.
Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.
СОСЕД Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед — Мишка — и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!» ТЯЖЕЛАЯ НОША Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, — решила свинья, — пол мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, — думает свинья, — мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Дидактические игры на дифференциацию звуков
Игра на дифференциацию гласных звуков«Покажи картинку!»
Цель:
Формировать умение различать на слух слова, различающиеся только одним звуком.
Ход игры:
Каждый играющий получает один комплект картинок. Взрослый предлагает составить пары слов, подходящих по смыслу, и соединить их, как пазл. Ребёнок выбирает нужные картинки и составляет пару.
Игра на дифференциацию гласных звуков «Украсим ёлочку!»
Цель:
учить выделять в слове гласные звуки А-У, формировать умение различать на слух минимальные пары-слова, различающиеся только одной фонемой.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку две фигуры ёлочки. Одна с картинками. Вторая -пустая. Ребёнку дается набор картинок и он должен украсить свою ёлочку парными картинками, заменив гласный звук «У» на гласный звук «А», поместив картинки аналогично.
Игра на дифференциацию согласных звуков
«Выбери картинку!»
Цель:
Формировать умение различать на слух слова, различающиеся только одним звуком.
Ход игры
: Ребёнку даётся 2 набора картинок с изображением предметов, различающихся одним звуком. Ребёнок должен составить пары похожих по звучанию слов.
Игра на дифференциацию согласных звуков
«Солнышко»
Цель:
Закрепить правильное произношение звуков «В», Вь» в словах; развивать фонематическое восприятие.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку две фигуры -солнышки. Одна – с картинками. Вторая – пустая. Ребёнку даётся набор картинок и надо выложить эти картинки так, чтобы получились пары слов, отличающихся одним звуком. Надо положить картинку на соответствующий лучик аналогично заполненному солнышку.
Игра на дифференциацию согласных звуков «Яблоня»
Цель:
Автоматизировать произнесение звука «Т» в слове; закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку две фигуры – яблони. Одна с картинками. Вторая – пустая.
На пустую яблоню ребёнок должен выложить картинки, выбрав похожие по звуковому составу на предъявленные, но отличающиеся одним звуком. Новую картинку он должен положить на соответствующее яблоко, чтобы получилось пара.
Игра на дифференциацию согласных звуков «Засели домики»№1
Цель:
Автоматизация произнесения поставленных звуков «Л» и «Р» в словах, дифференциация звуков «Л» и «Р» в словах.
Ход игры:
Ребёнку даётся два домика. Один с картинками. Другой- пустой. Ребёнок должен «заселить» его картинками-парами, заменив звук «Л» на «Р», и положить картинку в соответствующее место. Когда второй домик будет заполнен, можно составить предложения, закончив их нужным словом из пары слов : « У швеи острая игла, а за столом весёлая игра» и т.д.
Игра на дифференциацию согласных звуков «Засели домики»№2
Цель:
Автоматизация произнесения поставленных звуков «С» и «Ш» в словах, дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах.
Ход игры:
Ребёнку даётся два домика. Один с картинками. Другой- пустой. Ребёнок должен «заселить» его картинками-парами, заменив звук «С» на «Ш», и положить картинку в соответствующее место. Когда второй домик будет заполнен, можно составить предложения, закончив их нужным словом из пары слов :»У швеи острая игла, а за столом весёлая игра» и т.д.
Игра на дифференциацию согласных звуков «Флажки»
Цель:
Автоматизировать произнесение звуков «Г» и «К» в словах, дифференцировать звуки «Г» и «К» в словах; формировать умение различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.
Ход игры:
Ребёнку даётся карточка на которой изображено 10 разноцветных флажков, расположенных в 2 ряда. На каждый флажок верхнего ряда помещается картинка со звуков «Г». Ребёнок должен расположить в нижнем ряду картинки так, чтобы получилась пара слов, отличающихся только одним звуком.
Игра на дифференциацию согласных звуков
«Гусеница»
Цель:
Формировать умение различать на слух слова, различающиеся одним звуком.
Ход игры
: Ребёнку дают изображение гусеницы и предлагают несколько картинок. Нужно заполнить картинку словами, отличающимися только одним звуком.