Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]картотека по логопедии по теме


Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия

Вид занятия: открытие нового знания. Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР – 3р.ур.Возраст детей: 6-7 лет – подготовительная группа Тема: Звуки Ль — РьПриоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель: Дифференциация звуков Ль — Рь в слогах, словах и словосочетаниях.

Конспект логопеда — Дифференциация звуков Л — Ль

Тема: «Дифференциация звуков Л — Ль»

Цель: — научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Задачи:

  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
  • продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
  • учить выделять из текста слова с заданными звуками;
  • закрепить умение подбирать родственные слова;
  • закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.

Оборудование: раздаточный материал, картинки, игра «Поезд», «солнышко».

Ход занятия

1. Огр. момент.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

Игра «Ответь на вопросы».

Брат сестру зовет домой. Кто дома? (брат). Лена слушала Мишу. Кто говорил? (Миша). Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним?(Петя). Лес позади дома. Что впереди? (Дом). Автобус едет впереди грузовика. Что позади? (Грузовик) Кошка больше собаки. Кто меньше? (собака) Мальчик выше девочки. Кто ниже? (Девочка) Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка) Дуб выше березы. Что ниже? (береза)

Игра «Поезд»

Определить количество слогов в слове. В первом вагоне картинки, в названии которых один слог. Во втором вагоне картинки, в названии которых два слога. В третьем вагоне картинки, в названии которых три слога. (аист, скворец, цапля, журавль, лилия, подснежник, василек, дуб, клен, ель). Например: Моя картинка поедет в первом вагоне потому, что в слове ель один слог. Как можно назвать одним словом «пассажиров» в первом вагоне? Что это? (деревья). Как можно назвать одним словом «пассажиров» во втором вагоне? Кто это? (птицы). Какие это птицы? (перелетные) Как можно назвать одним словом «пассажиров» в третьем вагоне? Что это? (цветы). На деревьях появляются молодые зеленые листочки. Прилетают перелетные птицы из теплых стран. Распускаются первые цветы. В какое время года это происходит? (весной) Вспомнить и назвать родственные слова к слову весна – весеннее, веснушки, веснянка,….

2. Введение в тему.

Появляется солнышко без лучиков. Какой третий звук слышится в слове — солнышко (Л) Сегодня вспомним звуки Л и Ль. Напомнить артикуляцию звука Л:

  • губы в легкой улыбке;
  • зубки видны, сближены;
  • узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат;
  • горлышко «работает».

(произносим)

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука. (согласный, твердый, звонкий). (дает ребенок) Символ звук. Обозначение. Артикуляция звука Ль:

  • губы в легкой улыбке;
  • зубки видны, сближены;
  • кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам;
  • горлышко «работает».

(произносим)

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий). Символ звук. Обозначение.



3. Игра «Наоборот»

Ла – ля Ло – ле Лу – лю Лы – лиал – аль ол – оль ул – уль ил – ильлук – люк угол – уголь юла — Юля ел — ельгалка — галька полка — полька

4. Игра «Поймай звук».

(одна команда «ловит» звук л, другая – звук ль) Ла, ля, ло, ле, ели, слу, шла, шли, лом, лед, калина, калитка, колос, полено,холод, полоса….

5. Игра «Закончи слово» (л или ль)

Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….

6. Игра «Угадай-ка».

ла- пи, ка- пол, ла- шко, дыш- лан, ло- мо-ток, па- ло- та, ла- кук, ка- лож, ка- бел, ба- клум, точ- лас- ка, шад- ка-ло.

7. Досказать словечко и выложить схему этого слова..

Динь- дон, динь-дон В переулке ходит (слон)
Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица)
Елка, елка, елочка – Колкая (иголочка)
Пусть крыша течет, и сломалась калитка Свой дом ни за что не покинет (улитка).

Придумать предложение с одним из слов (улитка, слон, лисица). Сколько слов в предложении. Есть ли предлог.

8. Физкультминутка.

(вспомнить, где право, где лево) Дотронуться правой рукой до левого уха. Дотронуться левой рукой до левого колена. Подпрыгнуть на правой ножке три раза. Подпрыгнуть на левой ножке два раза.

Игра «Про что можно сказать» (белый, белая, белое, зеленый, зеленая, зеленое.)

9. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.

«Лиса и гусята» Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.

Сосчитать сколько предложений в рассказе.(8)

10. Солнышко продолжает улыбаться, но чего не хватает солнышку. (лучиков)

Придумать слова звуком л (длинные лучики), со звуком ль (короткие лучики).

11. Итог занятия.

Какие звуки мы сравнивали? Дать характеристику звука л (ль). Что понравилось на занятии?

Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна

Также по теме:

Групповое занятие для детей, имеющих фонематическое недоразвитие речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по акустическим признакам;
  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по артикуляционным признакам;
  • закрепить произношение звука Ль — Рь – в слогах, словах и словосочетаниях.
  • формирование навыка звукового анализа слова со звуком Ль, Рь

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику.
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
  • формировать умение бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и делать анализ слова, на слух дифференцировать звуки, развита крупная и мелкая моторика, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]