Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта маленького ребенка. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить особого ребенка подражать — одна из важнейших задач начального обучения, так как специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.
Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет.
Ребенку легче подражать движениям, чем действиям с предметами. Он не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т.д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.
Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.
«Птички»
Цель.
Учить ребенка подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход игры.
Взрослый приглашает ребенка подойти к нему. «Делай, как я. Полетим как птички». – говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребенка. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делай так». (Стучит рукой по полу.) Ребенок повторяет. Игра повторяется 2-3 раза. Если ребенок не повторяет действий самостоятельно, то взрослый берет его руки в свои и выполняет движения совместно с ребенком «рука в руке».
«Прокати мяч»
Цель.
Учить ребенка подражать действиям взрослого с предметом.
Ход игры.
Взрослый садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца, берет
мяч и говорит: «Делай как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно.
Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)
Детство — это особый период жизни ребенка, именно в это время интенсивный рост, стремительное интеллектуально развивается и становление личности. В это время рядом с ним находятся самые главные люди в его жизни — родители.
Уровень развития ребенка зависит в первую очередь от атмосферы, которую создают родители в семье. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад семьи: взаимоотношение супругов, общий тон общения между родителями, привитие единых воспитательных требований к ребенку и трудолюбия. Ребенок должен понимать, что внимание и любовь не только ему одному нужны, а и другим членам семьи. Это помогает избежать развития эгоистических качеств в ребенке. Благодаря родителям дети овладевают базовыми представлениями об окружающем мире. Чтобы сформировать нравственно-волевые качества личности ребенка, нельзя подавлять его «Я сам». Нужно разговаривать с ребенком, объясняя ему, почему Вы просите его сделать как можно и нужно, а не иначе.
В современном обществе в последнее время увеличилось количество детей с особыми образовательными и социальными потребностями. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе имеющих особенности развития. Таковыми являются и дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Когда ребенок из домашних условий попадает в детский сад, ему необходимы особые условия для развития. В этой ситуации на помощь приходят различные специалисты дошкольного учреждения, такие как учителя — дефектологи, логопеды, психологи и многие другие профессионалы, которые помогут ребенку развиваться правильно.
Для детей с задержкой психического развития значимую роль играет учитель–дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.
Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Ведь если вовремя начать коррекцию дефицитарности или функциональной незрелости, то последствия можно минимизировать. Для успешного и результативного развития необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство. Процесс этот является трудоемким и длительным.
Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру.
Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку, Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком.
Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности.
Как показывает практика работы, дети с ЗПР очень часто не умеют играть. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала. Именно в игре происходит развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.
Чтобы показать эффективность данной работы, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей. В ходе таких занятий создаются условия для объективной оценки родителем успехов своего ребенка. Происходит наглядное обучение родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, позволяют адекватно оценить реальные возможности своего ребенка. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся более объективно и позитивно относится к своему ребенку. Они видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
Так же для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми ЗПР можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни. Важной задачей для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизирует познавательные процессы, стимулирует проявление индивидуальности каждого ребенка. Метод проектной деятельности, на мой взгляд, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет привлекать родителей к работе над проектом. Работая над проектом с детьми, родители получают возможность не только стать источником информации своего ребенка и оказать помощь ему и педагогам группы, но и самим стать непосредственными участниками образовательного процесса для своего ребенка. Участие в проекте помогает родителям получить свой, новый педагогический опыт и испытать чувство сопричастности к успехам своего ребенка. Совместный успех всегда кажется более значительным и значимым.
Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это деятельность, направленная на активизацию компенсаторных ресурсов ребенка. Это позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах. В грамотно организованном сотрудничестве всегда можно добиться большего!
Литература:
- Взаимодействие с родителями в детском саду. Г. А. Прохорова Практическое пособие. М.: АЙРИС-ПРЕС, 2009.
- Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
- Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008.
- О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. А. А. Сагдуллаев. — Дефектология. 1996. № 5
- Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1.
- Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. В. В. Ткачева. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 6.
- Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. А. И. Баркан. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. — Самара: ООО «Офорт», 2008.
Сколько нужно времени, чтобы устранить дефект речи
По словам специалиста, в среднем потребуется от трех месяцев до года. И. Куневич подчеркнула, что все зависит от сложности дефекта, особенностей ребенка, а также от его родителей.
Дефектолог И. Куневич советует родителям любить своих детей и принимать их такими, какие они есть. При этом важно помогать им развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными.
— Говорите с ребенком, как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить даже через интонации) — так у него будет формироваться правильное восприятие речи, — отметила И. Куневич.
Подготовил Артем Трояновский
Дефектолог советует
Уважаемые родители!
Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка? Где получить помощь?
Как распознать снижение слуха у ребенка
Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора. Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения. Когда ваш ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), у него испуганный или удивленный взгляд. Часто малыш переспрашивает, когда вы обращаетесь к нему, внимательно следит за вашей мимикой. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.
Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни речевые реакции (лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У такого ребенка также формируется комплекс оживления (улыбается), в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может тихонько лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает.
Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает на них внимания. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.
Обязательно нужно обратиться к врачу — отоларингологу, если вы обнаружите у ребенка выделения из уха в виде беловатой или желтоватой жидкости, даже если, малыш при этом не всегда проявляет беспокойство и не жалуется на неприятные ощущения. Насторожить вас должно и такое поведение малыша: ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет.
Что должно насторожить в младшем школьном возрасте? Ваш ребёнок в школе пишет диктанты на «3» и «2», а характерные ошибки на письме — неправильные окончания, пропуски букв и замена «с» на «т». Ребенок путает звонкие и глухие, свистящие и шипящие звуки, при разговоре может искажать слова, переставлять слоги. Погрешности речи ребенка, его школьную не успешность взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха.
Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует срочно обратиться к врачу-отоларингологу, врачу-сурдологу. Многочисленные походы по целителям не приведут к желаемому результату.
Что делать, если диагноз поставлен
Что необходимо знать о слуховой недостаточности
Для чего нужен слуховой аппарат
Что такое кохлеарный имплантант
Организация слухоречевой среды для детей с нарушением слуха
Особенности развития детей с нарушением слуха
Правила обучения ребенка с нарушенным слухом
Содержание работы по развитию слухового восприятия на втором-третьем году жизни
Дактильная речь и ее особенности
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
Как распознать, что речевое развитие ребенка отстает от нормы
Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от очень многих факторов, отмечает И. Куневич. Однако существуют возрастные нормы речевого поведения.
— Первая вокализация, которая появляется у ребенка, — это крик. Примерно к двум месяцам появляется гуление — плавные, певучие звуки, которые к 5–6 месяцам перерастают в лепет, — объясняет врач.
Если отсутствует какое-либо звено в указанной цепочке, родителей это должно насторожить.
— В возрасте 2–3 лет важно, чтобы уже появилась фразовая речь. Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту он умел соединять хотя бы по нескольку слов. Пусть даже они будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного, и все оправдано физиологией, — сказала И. Куневич.
В чем заключается работа детского дефектолога
Учитель-дефектолог И. Куневич работает с пациентами возрастной группы от 1 года до 18 лет.
— Мои основные задачи — это первичный и профилактический прием, диагностика, консультативно-коррекционные занятия, — рассказала специалист. — Последнее подразумевает не только постановку звуков, но и развитие всех компонентов речевой системы: словарный запас, грамматический строй речи, артикуляционную и мелкую моторику, просодику, связную речь, развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мышления, звукового анализа и синтеза слов.
Насколько важно участие родителей
По словам педагога-дефектолога, успешность логопедического воздействия зависит от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи, бывает, и педагога-психолога.
— Занятия с родителями строятся на консультативно-коррекционной помощи, что дает возможность что-то объяснить родителям, обучить их каким-то приемам, чтобы они могли уже дома с ребенком закреплять усвоенное, — подчеркнула И. Куневич.
Фото vospitanie.guru
Как проходят занятия
— Во-первых, я обследую ребенка, выявляю речевые нарушения. Дальше определяю план коррекционной работы с конкретным пациентом, — пояснила И. Куневич.
В арсенале педагога много интересных пособий, инновационных разработок для развития артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игровые методички для стимуляции речевого развития, пособия по коррекции письма и чтения у учеников младших классов.
— Во-вторых, я стараюсь подробно консультировать родителей и в случае необходимости провожу с ними обучающее занятие. На таких занятиях мама сидит рядом с ребенком и смотрит (иногда документирует), как я работаю с малышом. В конце занятия я рассказываю, что и для чего делала. Было много случаев, когда я, осматривая артикуляционный аппарат ребенка, могла сразу же поставить звук, и все уходили довольными. Но только при неорганических нарушениях, — поделилась И. Куневич.