Дисфония — расстройство голосообразования, при котором нарушается качество голоса (высота, сила, тембр), вследствие чего он становится неполноценным — слабым, маломодулированным, охриплым и так далее. Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. Полное отсутствие голоса, при котором может сохраняться только шепотная речь, называется афонией.
Основные проявления
Увеличение или уменьшение тонуса в голосовых складках, неполное смыкание голосовой щели, тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, дискоординация в работе внешних и внутренних мышц гортани, вибрирующий голос, сбивчивость речевого дыхания, ощущения дискомфорта в горле.
Неоднородность форм нарушений голоса определяет разнообразие их клинических проявлений. Различия между ними обусловлены прежде всего природой нарушения (органические или функциональные, врожденные или приобретенные); локализацией и размерами очага поражения. Специфику нарушения голосовой функции при каждой из форм Дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная, мутационная, спастическая) также определяют: длительность нарушения (кратковременные или стойкие изменения) степень тяжести (грубая, средняя, легкая), этап заболевания (ранний или поздний восстановительный), патогенетические механизмы (характер нарушения).
Нарушения голоса. Дисфония, Афония, Фоностения.
После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.
Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.
Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:
Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:
1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;
2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;
3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;
4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;
5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;
6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;
7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;
Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.
Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.
Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:
1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;
2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;
3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;
4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;
5) Надуйте щёки;
6) Достаньте кончиком языка нёба;
7) Поднимайте нёбо при зевке.
Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.
При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.
Начинается коррекция с произношения буквы {м}, что позволяет установить правильную фонацию.
Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.
Упражнение 2. Сначала проговорите один звук {м}, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.
Упражнение 3. Произнесите следующие слоги: — ма-ма на-на; — ма-мо на-но; — ма-му на-ну и так далее.
Упражнение 4. Произнесите следующие слоги: мама-мама-мамама; нана-нана-нанана и так далее.
Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию. Упражнение 5. Проговорите звук {й}в сочетании с гласными
Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук {й} продолжительно: ай… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…
После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе. Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.
Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.
Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.
В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.
Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.
Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.
Можно ли восстановить голосовую функцию при Дисфонии?
Чтобы восстановить голосовую функцию, необходима помощь логопеда. Специалист в ходе диагностического обследования устанавливает, какие именно аспекты голосообразующей деятельности нарушены; составляет индивидуальную программу восстановления; проводит индивидуальные занятия (процедуры), включающие в себя дыхательную гимнастику, речевые и вокальные упражнения, логопедический массаж, вибростимуляцию речевой и шейной мускулатуры. При необходимости подключает медикаментозную терапию (консультации невролога, психотерапевта). Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.
Чем раньше больной будет направлен к специалисту за помощью, тем быстрее он достигнет максимального уровня социального функционирования, улучшив, таким образом, качество жизни.
Логопедическая служба ГКБ им. С.С.Юдина
Функциональная дисфония
Функциональную дисфонию диагностируют в тех случаях, когда голосовые связки не могут сомкнуться, воспаление при этом отсутствует. Это состояние чаще всего вызвано неврологическими, эндокринными или психологическими расстройствами. Выделяют различные виды данной формы недуга:
- Гипотонусная дисфония. Тонус голосовых складок снижается, до конца они не смыкаются. Голос слабеет и хрипнет. Нередко возникает у пожилых людей из-за возрастных изменений.
- Гипертонусная дисфония. Голосовые складки имеют повышенный тонус и полностью смыкаются. Из-за этого образуется постоянное напряжение в абдоминальных и шейных мышцах. В гортани развиваются боли, хрипота, пациент все время чувствует желание откашляться.
- Гипо-гипертонусная. Из характерных особенностей — расслабление голосовых и напряжение вестибулярных связок. Голос грубеет и становится сдавленным. Во рту ощущается сухость, дыхание может стать неровным.
- Спастическая дисфония. Образуется вследствие психологической травмы как результат длительного перенапряжения мышц, которые участвуют вдыхании и звукообразовании. Речь неразборчива, появляется дрожь, хрипота, искажение и нечеткость звуков. Эта форма может развиваться параллельно с другими болезнями, при которых наблюдается чрезмерное мышечное напряжение.
- Психогенная. Появляется после долговременных нагрузок психологического или эмоционального типа, таких как стрессы или депрессия, испуги. Голос хриплый, эмоциональное состояние нестабильное.
- Мутационная. Образуется у подростков во время полового созревания, из-за психических расстройств у взрослых. Происходит изменение голоса на длительное время с бесконтрольно меняющейся тональностью.
Обследование
Пациентам, у которых появились проблемы с голосом, следует посетить отоларинголога-фониатра. Также по показаниям необходима консультация невролога, эндокринолога, психолога. Для уточнения диагноза потребуются:
- эндоскопия гортани;
- акустический анализ голоса;
- электроглоттография;
- электромиография;
- анализ крови;
- бакпосев из носоглотки;
- биопсия;
- трахеоскопия.
Также необходимо обследоваться у логопеда. При функциональной дисфонии лечение назначает фонопед. Диагностика поможет четко определить подвид заболевания, что важно для определения тактики лечения. Специалисты нашего Центра готовы принять пациентов с этим заболеванием и оказать необходимую помощь.
Этиология
Причины потери голоса у детей следующие:
- постоянное подражание гудкам автомобиля или же паровоза;
- перенапряжение голосовых связок во время крика;
- гипертрофия ткани аденоидов;
- подражание голосам сказочных персонажей.
Факторы, способствующие развитию функциональной дисфонии:
- ларингит в острой форме, особенно часто повторяющийся;
- систематическое перенапряжение голосовых связок;
- нарушение иннервирования мышечных структур гортани при различных патологиях нервной системы.
Факторы развития органической дисфонии:
- опухолевидные образования в тканях легких, которые могут оказывать давление на гортанное нервное волокно;
- папилломы;
- ларингит, перешедший в хроническую форму;
- травматизация гортани при проведении операбельного вмешательства в данной области;
- опухоли гортани доброкачественного и злокачественного характера.
Что такое Дисфония? Причины и методы лечения.
Руководитель отделения оториноларингологии
Специальность: фониатр, врач-оториноларинголог, лор-хирург, отоневролог.
Образование: 1991г. — окончание педиатрического факультета, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь. 1992г. — интернатура по педиатрии, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь. 1995г. – первичная специализация по оториноларингологии, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, г.Новокузнецк. 2003г. – тематическое усовершенствование по педиатрии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера (ПГМА), г.Пермь. 2003г. – тематическое усовершенствование по клинической лимфологии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера, г.Пермь. 2003, 2008, 2011, 2013гг. – тематические усовершенствования по оториноларингологии, ПГМА, г.Пермь. 2013 г. – практическое усовершенствование по теме «Функциональная эндоскопическая риносинусохирургия», Казанская государственная медицинская академия, г.Казань. 2012-2014г. – ординатура по специальности «Оториноларингология», ПГМА, г.Пермь. 2015 г., май — IV Российский мастер-класс «Современная функциональная ринохирургия», г.Москва, ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ. 2016г., ноябрь – учебно-практический мастер-класс «Отоневрология. Современные методы диагностики головокружения с практическим курсом», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова (Российский научно-исследовательский медицинский институт им. Н.И.Пирогова), г.Москва. 2021 г., октябрь — тематическое усовершенствование по фониатрии в ФМБА России (Федеральное медико-биологическое агентство России), г.Москва. 2021г., ноябрь – мастер-класс «Отоневрология. Современные методики диагностики головокружений», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, г.Москва. 2021г., май – VI Российский мастер-класс с международным участием «Современная функциональная Ринохирургия», г.Москва.
Основные услуги:
- прием взрослых и детей с 0+;
- диагностика, лечение и профилактика заболеваний голосового аппарата;
- эндоскопические методы диагностики и лечения лор-органов;
- оперативное лечение носа, околоносовых пазух, гортани, глотки;
- восстановительная хирургия лор-органов;
- радиоволновая хирургия, криотерапия.
Самолечение
Самолечение часто приводит к осложнениям, которые могут потребовать хирургического вмешательства. Средства народной медицины могут только дополнять терапию, направленную на угнетение паразита. Наряду с этим, больному показана диета. Она заключается в исключении из рациона продуктов питания, которые раздражают слизистую оболочку. В этот список можно включить все соленые, перченые и острые блюда, которые подаются горячими.
Вернуть голос при отсутствии воспалительного процесса можно самостоятельно. Снять нервное перенапряжение помогут экстракты растений, обладающие седативным действием (раствор валерианы или отвар пустырника).
В случае дисфункции голосовых связок, например, после футбольного матча, их реабилитации будут способствовать морс из ягод малины или ежевики и гоголь-моголь с добавлением столовой ложки коньяка. После их принятия рекомендуется молчать, чтобы не нагружать связки. Говорение шепотом не приветствуется, так как при этом на мышцы гортани оказывается дополнительная нагрузка, которая может только усугубить положение. Если совсем исключить разговоры нельзя, следует говорить медленнее, чем обычно. Все слова при этом нужно четко выговаривать.
Лечение
Восстановить работу голосовых связок поможет схема лечения горла, которую можно получить при осмотре и диагностике заболевания у врачей «Клиники уха, горла и носа».
Основные составляющие лечения:
- полоскание раствором фурацилина;
- орошение глотки противовоспалительными спреями;
- физиотерапия (ингаляции, электрофорез, воздействие лазерного излучения).
Причины гипотонусной дисфонии
Причины подобного нарушения голоса – разные. Самая распространенная – ВСД, так называемая вегето-сосудистая дистония, неправильная техника голосоведения, голосовая нагрузка, остеохондроз, гипотиреоз. Поэтому необходимо искать причину формирования гипотонусной дисфонии. После определения причины возникновения заболевания, врач назначит индивидуальное лечение, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию и педагогическую коррекцию. Педагоги, т.е. фонопеды — очень серьезно работают над коррекцией голоса в рамках лечебного процесса.
3.Симптомы и диагностика
По определению, дисфония проявляется отчетливыми изменениями тембра, громкости, акустической чистоты, индивидуально-нормальной тональности голоса.
Иногда, в зависимости от этиологии (воспаление, ларингоспазм), имеет место выраженная в той или иной степени болезненность фонации и глотания, а также стридорозный (шумно свистящий) компонент в дыхании. Пациенты с гипотонусной дисфонией часто обращают внимание на утомляемость голосового аппарата.
Диагностика осуществляется путем тщательного сбора и анализа жалоб, общих анамнестических сведений, данных о динамике состояния.
Физикальные методы включают ларингоскопию, рентген, УЗИ, томографические исследования, лабораторные анализы, фониатрические пробы.
По мере необходимости к обследованию привлекаются профильные специалисты (эндокринолог, хирург, психоневролог и т.п.), вследствие чего обратившийся к оториноларингологу пациент нередко должен быть перенаправлен для лечения к другому врачу.
О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!