Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС 

Логопед — кто это? Специалист по речи. Логопедия.

Исторически сложилось так, что логопедия развивалась с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. С 17 века серьёзно задумывались над проблемой речевых нарушений, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг.

Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).

Уже в 1900 г. Наталия Александровна Рау, Федор Федорович Рау, Федор Андреевич Рау, Елена Юрьевна Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Федор Андреевич Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов.

В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг Давид Владимирович (по его инициативевозникли классы для приходящих глухих детей, логопедические пункты при школах для детей с лёгкими расстройствами речи, а при поликлиниках — для детей с более серьёзными речевыми нарушениями. Под руководством Д. В. Фельдберга разрабатывались новые средства и методы дифференцированного обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными нарушениями речи).

В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

В 1929 г. в Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.

В тридцатых годах организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первой заведующей стала Роза Евгеньевна Левина. Самым масштабным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. В 1968 г. опубликовала широко известную логопедам книгу «Основы теории и практики логопедии».

В апреле 1939 г. Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.

В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поли­клиник были введены ставки логопедов.

В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны. Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).

В 1956 г. Трауготт Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии». В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.

В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.

В 1963 г. Филичева Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа. В 1983 г. опубликовала книгу «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада».

С 1972 г. неуклонно растет число дипломных (выпускных) работ по логопедии.

Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением пра­вительства «О мерах по дальнейшему улучшению обу­чения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» про­исходит интенсивное развитие сети дошкольных уч­реждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В систе­ме здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализи­рованные санатории.

В восьмидесятых годах Хватцев Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.

В 1989 г. По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна Вол­кова (разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения) стала автором и научным редактором учебника «Лого­педия».

В 1989 г. Лалаева Раиса Ивановна защитила докторскую дис­сертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.

В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:

— поиск и становление педагогических основ логопедии;

— обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств;

— выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Еще пятьдесят лет назад профессия логопеда считалась редкой.

(В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.)

Общие рекомендации

Цель любой анкеты

– это побуждение интереса работодателя и получение желанной должности. Поэтому, заполняя резюме на должность логопеда, важно обращать внимание на подтверждение профессиональной компетенции.

Так как деятельность дефектолога сопряжена с постоянным общением с людьми, то фото на CV надо подбирать в подходящем стиле. Рекомендуется выбрать деловое или профессиональное портретное фото соискателя на нейтральном фоне.

Многие считают, что указание на желаемый уровень зарплаты не является обязательным. Но при составлении данной формы озвучивание уровня заработной платы всё же не помешает. Это поможет, по крайней мере, не получать неуместные предложения.

Указывая желанный заработок, следует учитывать рыночные реалии.

Напишите сумму на 20% больше своего нынешнего ежемесячного дохода. Благодаря такой хитрости ущерб собственным интересам будет минимальным, особенно если придется торговаться.

Ещё один немаловажный аспект – это уточнение специализации

.

Не все логопеды имеют одинаковые навыки. Одни из них специализируются на исправлении речевых дефектов у детей, другие – на работе с пациентами с синдромом Дауна, а третьи – вовсе работают только со взрослыми.

Навыки, имеющие особый вес

Этот раздел резюме позволяет работодателю ознакомиться с ключевыми навыками логопеда.

Будьте точны:

этот блок играет решающую ролей при выборе конкретного кандидата. В отличие от других блоков здесь соискателю предоставлена возможность для самопрезентации.

Тут нет готовых шаблонов заполнения.

Логопед может сам выбрать конкретные навыки, которые, по его мнению, наиболее примечательны, и которые наиболее выгодно будут выглядят в общей массе других резюме.
Пример перечисления навыков логопеда:

Речевое дыханиеЛогопедический массаж
Сегментарный массажФонематический слух
Сенсорная интеграцияРабота с пациентами с синдромом Дауна
Уверенный пользователь пкКоммуникативность
СтрессоустойчивостьГрамотная речь

Профессия логопед. Плюсы и минусы работы

Это весьма ответственная работа, которая требует огромного терпения и любви к своему делу. Давайте подробно разберем основные достоинства этой профессии. Итак, вот главные плюсы:

  • короткий рабочий день — 4 часа, для многих это прекрасная возможность совмещать работу и любимое дело;
  • социально значимая деятельность — это значит, что логопед будет получать удовольствие от проделанной работы;
  • длинный отпуск — практически все лето;
  • самосовершенствование — эта профессия предполагает постоянное саморазвитие человека, чтение учебной литературы, посещение различных тематических конференций, где вместе с коллегами можно обсудить новейшие методики лечения речевых нарушений.

И конечно же, нельзя исключить из списка такое преимущество логопедов, как возможность вести частную практику. А в чем же недостатки?

Как заполнить в резюме контакты?

Заполняя эту часть анкеты, следует вводить актуальные данные. После размещения резюме надо постоянно следить за сообщениями и поступающими звонками.

Указание контактов в популярных мессенджерах и социальных сетях поможет охватить большую аудиторию работодателей.

Пример заполнения контактных данных:

Что нужно указывать в разделе «Образование»

Специальное логопедическое образование – обязательное условие допуска на занятие такого рода деятельностью.

Заполняя графу про образование в CV, логопед-дефектолог должен подробно указать наименование ВУЗа, факультет, год окончания и специальность, которая подтверждена аттестатом.

Профильное медицинское или педагогико-психологическое образование в престижном университете будет несомненным плюсом. Отличным дополнением к этой части резюме будет информация о пройденных тематических курсах.

Большинство логопедов предпочитают работать с русским языком. Умение свободно общаться на одном из иностранных языков будет неоспоримым преимуществом, например, при трудоустройстве в качестве педагога-логопеда в международные общеобразовательные школы.

Пример образования в анкете логопеда:

  • Высшее:
    Московский педагогический государственный университет
  • Факультет:

    Дефектологический

  • Специальность:

    Коррекционная педагогика и специальная психология / Педагог-психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии

  • Год окончания:

    2003

Профессия логопед-дефектолог: особенности и социальная значимость

Следует разобрать, к какому типу профессий относится эта специальность. Считается, что логопед — это человек, сочетающий в себе талантливого педагога и опытного врача. Он должен безошибочно определять причину возникновения речевого дефекта и грамотно составлять эффективные упражнения и техники для устранения проблем. Для этого профессиональному логопеду следует досконально знать, как устроена человеческая физиология, в частности устройство речевой системы и связанные с ней патологии. Помимо этого, хороший специалист должен обладать специальными навыками, например, умением делать логопедический массаж для расслабления мышц гортани и других органов глотки.

Можно без преувеличения сказать, что логопед — профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникаций всего человечества: благодаря ей мы можем общаться с другими, делиться мыслями и передавать информацию.

Зачастую человек, у которого есть речевые нарушения, ощущает себя неполноценным, у него могут возникнуть серьезные комплексы, негативно влияющие на всю его жизнь. Вот почему профессия «логопед» является незаменимой, эти специалисты устраняют многие дефекты речи, обучают правильно произносить звуки и тем самым практически меняют судьбу человека. Помимо этого, они оказывают и психологическую помощь: помогают влиться в общество, адаптируют человека под социальную жизнь и способствуют его развитию в плане самосовершенствования.

Что писать о себе?

Этот блок анкеты дефектолога должен содержать минимум информации. Но, прочитав раздел «О себе», работодатель должен понять, нужен ли ему именно такой специалист.

Пишите данные по существу:

ваши личные предпочтения, хобби, занятия в свободное время, которые никак
не связаны с профессиональной деятельностью, не заинтересуют рекрутёра
.

Лучше упомянуть про умение работать с логопедическими устройствами. Не помешает указать ученую степень, квалификационные категории, если таковые имеются.

Пример о себе в резюме:

  • Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Кандидат психологических наук. Награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» в ноябре 2011 года.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]