Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
ПравилоВ слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пляж — пляжный;
- складка -складывать;
- ошибка — ошибочка, ошибочный;
- лапка — лапа, лапочка;
- повозка — возить;
- рубашка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
- анекдот
- вокзал
- бутсы
- зигзаг
- космонавт
- муфта
- рюкзак
- футбол
и пр.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- краб [п]
- покров [ф]
- сапог [к]
- город [т]
- молодёжь [ш]
- отказ [с].
ОпределениеОглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коробка [п]
- колдовство [ф]
- коврижка [ш]
- догадка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- просьба [з’]
- отбить [д]
- сгрузить [з].
ОпределениеОзвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материалСмотрите больше примеров с парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
ОпределениеГлухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь [ж о л у т’]
- прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- шо́рох [ш о р а х]
- шёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных. — презентация
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Задачи работы Преодоление отклонений речевого развития детей (формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности; Восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи учащихся; Формирование речевых функций и психологических предпосылок к овладению учебной деятельности.
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Подобрать слова, где заданный звук был на первом, втором, третьем месте. (например, звук «К» был бы на 1, на 2, на 3 месте : кот, окно, ток). Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков или записать их. Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске: К О Ш К А Каша окна шуба коза аист Разгадать ребус. Из названий изображённых предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово. Какой звук выпал из слова: КРОТ – КОТ, ЛАМПА – ЛАПА и др.
1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
Выделение звука на фоне слога. Формировать умения определять наличие звука в слове. Определение места звука в слове. Выделение слова с заданным звуком из предложения.
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Дифференциация изолированных звуков. Выделите начальные звуки из слов. Бочка — Почка Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков.
Дифференциация звуков в слогах. Повторение слогов со звуками, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. Придумать слоги с заданными звуками. Преобразовать слоги заменяя звук «З» звуком «С» и наоборот, например, ЗА – СА, ЗО-.. Поднять соответствующую букву После произнесения слогов. Диктанты слогов со звуками.
Дифференциация звуков в словах. Определить, какой звук в словах. Отгадать загадку, уточнить какой звук в слове и определить его место. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (ВОЛК). Подобрать слова со звуком: в начале, в середине, в конце слова. Разложить картинки со звуками под соответствующими буквами. Записать слова в два столбика. Определить значение слов бочка, почка. Сравнить звучание этих слов и найти, в чём их различие. Соедини схемы слов и картинки.
Игра «Кто куда спрятался?
Игра «Из двух слов – третье»
Дифференциация звуков в предложениях. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуками. Назвать слова, определить какой это звук и его место в слове. Повторить предложения со словами, включающими звуки. Назвать слова с нужными звуками. Закончить предложения, выбирая нужные по смыслу слова. В магазине продаётся красивая ……(сова, софа) ….. – ночная птица. Вставить в предложения пропущенные буквы. Солнце сильно.реет. Шумно бе. ут речей. и. Составь из слов предложение. Запиши его. Подчеркни буквы. Катя, грибы, собирала, ягоды, и. Выборочный диктант. Прочитай предложения. Правильно ли они составлены? Исправь их. Запиши правильно. Паутина плетёт паука. Ботинки поставили Петю под стол.
Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки. Вставить в текст пропущенные буквы. Записать рассказ, заменяя каждую картинку словом с буквой з или с. Диктанты текстов со словами, включающими звуки. (зрительные, слуховые, проверочные, творческие)
Таким образом, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико- фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слова, ошибок в словообразовании, бедности синтаксических построений в письменной речи школьников. Специфические ошибки, т.е. ошибки не связанные с применением грамматических правил при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Из этого вытекает важность раннего выявления и коррекции дисграфии.