Признаки и симптомы дислалии у детей 5-6 лет


Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.
Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Чем помочь малышу

Многие причины органической дислалии может устранить стоматолог. Некоторые (отсутствие молочных резцов) ликвидируются с возрастом сами собой. Но к сожалению, встречаются и неустранимые аномалии.

Неоспоримое преимущество Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — возможность комплексного обследования ребенка не только логопедом, но и врачами. Специалисты нашего Центра хорошо знакомы с новейшими методиками исправления патологий, приводящих к моторной дислалии. Это позволяет своевременно заметить проблемы, которые можно скорректировать, и направить пациента к врачу нужного профиля.

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании — механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) — человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • артикуляторно-фонетическая.

Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.

В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания — сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.

В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р’];
  • сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с’], [з], [з’]
  • ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л’];
  • гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г’];
  • хитизм – недостатки в согласных [х] и [х’];
  • каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к’];
  • йотацизм – неправильное произношение [й];
  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.

Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:

  • дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
  • взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
  • общая физическая ослабленность ребенка;
  • несформированность речевых укладов;
  • запаздывание речевого развития.

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
  • короткая уздечка верхней губы;
  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • маленький и узкий язык (микроглоссия) — наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в косной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Симптомы отклонения

Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:

  • при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
  • при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
  • при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Причины

  • пороки и особенности развития речевых органов;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
  • наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
  • злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
  • использование в семье двух и более языков.

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Похожие записи:

  1. Дислалия — от постановки диагноза до эффективного лечения Дислалия в детском возрасте приводит к негативным последствия речевого развития…
  2. Дислалия — функциональная форма Дислалия — это наиболее распространенное нарушение в речи. Данное отклонения…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Как справиться с дислалией? Виды речевых дефектов различны. Рассмотрим особенности дислалии и методы ее…
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]