Дизартрия – это одна из форм речевой дисфункции, возникающая в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы. Данное расстройство характеризуется нарушением артикуляции, фонации, интонационной окраски и темпо-ритмической организации речи.
Первоначально, в ходе развития речевого дефицита страдает состояние артикуляционного аппарата. При дизартрии это обусловлено недостаточностью иннервации мышц губ, мягкого неба, языка, голосовых связок и мимической мускулатуры лица. В итоге формируется целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющий структуру дефекта.
Общими клиническими признаками дизартрии являются смазанность и невнятность речи. Пациент произносит слова нечетко и нечленораздельно, будто у него «каша во рту».
В области логопедии дизартрия занимает 3 место после алалии (полное отсутствие речи) и дислалии (дефекты звукопроизношения) среди наиболее распространенных нарушений устной речи. Чаще всего это психоневротическое расстройство встречается в детском возрасте, примерно в 10-15%. Среди взрослого населения Российской Федерации распространенность этого вида речевого дефекта составляет 6-8%.
В Юсуповской больнице команда неврологов совместно с психотерапевтами предлагает целый спектр различных услуг по лечению легких и тяжелых форм речевой дисфункции.
Причины
Причины образования дизартрии напрямую связаны с заболеваниями, нарушающими задние отделы участков лобной зоны и других частей головного мозга. Вследствие затрудненного движения языка и губ нарушается воспроизведение речи. В детском возрасте практически во всех случаях изменяется письменная речь, восприятие звуков и читательские способности.
У взрослых такие явления отмечаются гораздо реже. Часто дизартрия возникает при внутриутробном развитии. Факторы, вызвавшие болезнь — гестоз (поздний токсикоз), кислородное голодание плода, хронические болезни матери, травмы, полученные во время родов, недоношенность, удушье при рождении, детский церебральный паралич (ДЦП).
В раннем возрасте болезнь диагностируется из-за перенесенного гнойного отита, менингита, отравлений тяжелой формы, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, а также из-за черепно-мозговых травм. У взрослых дизартрия становится следствием:
- Опухоли головного мозга или мозжечка;
- Нарушения мозгового кровообращения;
- Демиелинизирующего заболевания (болезнь головного мозга);
- Перенесённого инсульта;
- Сифилитического поражения спинного или головного мозга;
- Черепно-мозговых травм;
- Абсцесса (гнойного воспаления) мозжечка;
- Тяжёлых отравлений ядами;
- Болезни Паркинсона (дрожательный паралич);
- Рассеянного склероза;
- Тяжёлых инфекционных патологий;
- Кровоизлияния в головной мозг;
- Серьёзных нарушений нервной системы;
- Аутоиммунного нервно-мышечного заболевания;
- Болезни сосудов головного мозга;
- Синдрома Фацио-Лонде (юношеский паралич);
- Умственной отсталости (олигофрения).
Во взрослом и пожилом возрасте болезнь чаще всего возникает внезапно из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (кома после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта). Нередко причиной возникновения дизартрии становится неправильно проведенная операция на головном мозге и ботулизм (заболевание, связанное с отравлением).
Также патология может появляться из-за чрезмерного употребления алкогольных напитков, неправильного приема некоторых групп медикаментов и передозировки наркотическими средствами. К группе большого риска относятся дети до 2-летнего возраста, подростки и пожилые люди. В молодом возрасте патология диагностируется, но не так часто.
Болезнь имеет приобретенный характер, генетической предрасположенности она, как правило, не имеет. По наследству могут передаваться только патологии развития головного мозга, которые способствуют возникновению дизартрии.
Дизартрия при ДЦП
Детский церебральный паралич развивается при поражении двигательных путей и зон головного мозга. Центральная нервная система перестает контролировать двигательную активность мышц, развивается поражение двигательной функции. Поражение двигательной функции может быть легким или тяжелым. При тяжелом поражении ребенок не может передвигаться, но сохраняются движения, в легких случаях возникает нарушение тонуса мышц, развивается дипраксия. У детей с ДЦП сложности возникают на всех стадиях физического развития – им трудно удерживать и поднимать голову, они поздно встают на ноги, с трудом сидят, развиваются проблемы с речью.
Дизартрия у детей с ДЦП связана с высоким тонусом мышц, ребенок прилагает большие усилия для совершения движения — это становится причиной нарастания тонуса артикуляционных мышц и мышц конечностей. Отставание в развитии речи происходит из-за позднего формирования речевых отделов в коре головного мозга. Из-за болезни ребенок меньше общается со сверстниками, постоянно пребывает в ограниченном пространстве — это сказывается на его психологическом состоянии и общем развитии. У детей с тяжелой формой ДЦП нередко речь отсутствует полностью.
Классификация
Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут. Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага, включает следующие виды:
- Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
- Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, соединяющих моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
- Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
- Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
- Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.
Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, среднюю и тяжелую. В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи добиваются колоссальных результатов не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени заболевания.
Записаться на приём
Симптомы и классификация
Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:
- гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
- гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
- дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.
В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме. Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста. Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.
Клиническая картина
При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:
- нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
- замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
- характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
- затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
- недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.
Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.
Формы дизартрии
При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании. Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов. В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.
Бульбарная дизартрия
Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:
- нарушение артикуляции;
- изменение тембра голоса;
- неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.
Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов. Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи. Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.
Псевдобульбарная форма
Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:
- сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
- смазанная речь с характерным носовым оттенком;
- нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.
Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.
Подкорковая форма
Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических. Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.
Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:
- дрожание языка;
- нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
- сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.
Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.
Корковая дизартрия
Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия. Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют. В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.
Степени дизартрии
От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.
- Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
- Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
- При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
- Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.
Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.
Особенности стертой дизартрии
Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.
Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.
В зависимости от локализации очага отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.
В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдаются выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.
Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.
Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.
Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.
Логопедия: дизартрия и способы лечения
Для лечения дизартрии разработаны методы лечения в зависимости от сложности поражения мозга. Первые проявления дизартрии появляются в раннем детстве. Ограниченная подвижность органов артикуляции возникает при поражении заднелобного и подкоркового отдела головного мозга. Дизартрия имеет три степени тяжести:
- Стертая дизартрия – дети не отличаются от сверстников, наблюдаются расстройства речи при произношении шипящих и свистящих звуков. Ребенок со стертой дизартрией быстрее устает во время любых физических нагрузок.
- Типичная дизартрия – выраженные расстройства речи.
- Анартрия – тяжелая степень дизартрии. Отсутствует нормальная речь.
Лечение дизартрии начинают после полного обследования ребенка. Обследование проводят невролог и логопед. Определяется форма заболевания и степень развития дизартрии. Выявление заболевания в раннем возрасте увеличивает шансы на выздоровление. Врач-логопед разрабатывает индивидуальную программу лечения для пациента. Разрабатывается грамматический строй, фонетический слух, врач помогает развивать навыки разговорной речи, использует методы коррекции речи для устранения дефектов в произношении звуков.
Проводится специальная артикуляционная гимнастика, которая помогает снять повышенный тонус мышц органов артикуляции, укрепить лицевые мышцы. Врач-логопед проводит логопедический и точечный массаж, проводит занятия по улучшению мелкой моторики. Помимо логопедических приемов, лечебной физкультуры, ребенок получает медикаментозное лечение. Чаще всего детям с дизартрией назначают препараты ноотропы, влияющие на улучшение мозговой деятельности. При развитии необратимых процессов в организме ребенка основным направлением лечения будет формирование речи и адаптация больного в социуме.
Особенности легкой степени дизартрии
При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При первой степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятна, но все-таки заметен некий дефект. Из-за него нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства.
У детей, функция речи которых только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению, чтобы предотвратить общее недоразвитие речевой функции в перспективе. Нелеченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степенью дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.
Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.
Определение и общие сведения
Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя. Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей). Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.
Особенности средней степени дизартрии
Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.
Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.
Симптомы дизартрии
Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.
Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.
При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.
Симптомы
Симптоматика достаточно обширна, подразделяется на речевую и неречевую, а также различается в зависимости от разновидности патологического процесса. Нарушение артикуляции проявляется в чрезмерном напряжении, гипотонусе (ослаблении) или непроизвольном сокращении мышц.
Спастичность (особенность поведения мышечной ткани) мышц вызывает повышенное напряжение артикуляционных органов (губы, язык, нёбо). Также среди основных проявлений — гипертонус мышц шеи и лица. Из-за частичного паралича нёба возникает изменение голоса. Последствия ослабления мышц — ограничение движений языка, полуоткрытый рот, повышенное слюноотделение. Кроме этих проявлений существует симптоматика, характерная для определенного вида дизартрии:
- Бульбарная. Отмечается потеря звонкости голоса, нечленораздельная речь, а также нарушение зрительных функций, нервной системы, речевого дыхания и мышечного тонуса. При бульбарной дизартрии пациентам сложно зажмуривать глаза и сдвигать брови. Звонкие звуки, как правило, отсутствуют, а глухие преобладают. Если поражение одностороннее, возможно появление асимметрии овала лица. На начальной стадии прием жидкости затрудняется тем, что при глотании она может попадать в носовую полость. По мере развития патологического процесса возникают проблемы с приемом пищи. Нередко пациенты жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и вялость.
- Псевдобульбарная. Речь пациента становится заторможенной, нечленораздельной, обрывистой. Произношение звуков «ш», «ц», «ч», «щ» и «р» значительно затрудняется. Из-за чрезмерно высокого тонуса мышц языка смягчаются шипящие звуки, а буквы «и», «е», «ы» искажаются и становятся более «жесткими». Плотное сжатие губ практически невозможно, поэтому отмечается вытекание слюны из уголков рта. У малышей грудного возраста нарушаются сосательные рефлексы и возникают проблемы с глотанием.
- Корковая. Характерная симптоматика — затруднение в произношении согласных звуков, растягивание слов или фраз, голос становится гнусавым, будто человек говорит «в нос». Из-за поражения кончика языка сложно произносить переднеязычные звуки — «т», «д», «с», «з», «л». У детей нарушается концентрация внимания, письменная речь и чтение. У взрослых часто наблюдается депрессивное состояние из-за ухудшения речевых способностей.
- Экстрапирамидная. Из симптомов при экстрапирамидной дизартрии отмечается нарушения психоэмоционального состояния, невнятные фразы, повторы некоторых звуков. Часто пациент произносит звуки, похожие на слоги «гы» и «кы». Непроизвольное сокращение мышц приводит к насильственной улыбке и открытию рта. При этом присутствует повышенное слюноотделение и скопление слюны в уголках губ. Речь имеет свойство меняться. Она то ускоряется, то, наоборот, замедляется.
- Мозжечковая. Проявляется болезнь расстройством плавности и ритмичности проговаривания слов, а также отсутствием ударений. Во время произношения протяжных гласных голос пациента дрожит. Часто возникает непостоянство силы голоса. Речь, как правило, затруднена, человек находится в напряженном состоянии из-за невозможности произношения определенных звуков. Появляется гипергидроз (чрезмерное потоотделение). В большинстве случаев нарушается координация движений, а пережевывание твердой пищи затруднено.
Маленькие дети переносят нарушение тяжелее, чем взрослые. Объясняется это невозможностью правильно разговаривать. Часто заболевший ребенок теряет чувство уверенности и становится замкнутым.
Чтобы избежать перехода болезни в тяжелую форму, при обнаружении первой симптоматики необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Стационар Юсуповской больницы работает круглосуточно, поэтому пациенту будет оказана своевременная медицинская помощь даже в ночное время.
Записаться на приём
Спастико-паретическая дизартрия
Заболевание диагностируется с псевдобульбарной дизартрией, у больного наблюдаются нарушения в формировании произвольной моторики, нарушения дифференцированных и сложных артикуляций. Дизартрия может проявляться различными синдромами: гиперкинетическим, паретическим, спастическим. Спастический синдром проявляется высоким тонусом мышц, гиперкинетический синдром характеризуется наличием насильственных движений (тремора), высоким тонусом мышц, паретический проявляется низким тонусом отдельных мышц речевого аппарата в сочетании с высоким тонусом остальных мышц.
При спастическом типе нарушается произношение переднеязычных звуков, которые заменяются щелевыми. Голос больного гнусавый, речь становится невнятной, монотонной, замедленной. У ребенка наблюдается аритмичное поверхностное дыхание, которое не синхронизируется с речью. При разговоре у ребенка резко возрастает тонус мышц артикуляционного аппарата, верхних и нижних конечностей. Подвижность языка ограничена, ребенок с трудом сглатывает слюну, при разговоре наблюдается слюнотечение. Дети со спастической дизартрией с трудом жуют и откусывают. Различают три степени нарушения: легкая, средняя и тяжелая.
При легкой степени ребенок произносит нечетко только некоторые звуки, устная речь довольно внятная. Средняя степень нарушения отличается неспособностью ребенка произносить большую часть звуков. Тяжелая степень нарушения характеризуется неспособностью произносить большую часть звуков, речь невнятная, возникают непроизвольные содружественные движения, которые сопровождаются выполнением активных движений мышц лица и конечностей. Паретический тип расстройства характеризуется снижением тонуса отдельных мышц речевого аппарата, мышцы языка напряжены в корне, кончике и боковых отделах органа. Паретический тип имеет смешанный характер, наблюдается при псевдобульбарной дизартрии.
У ребенка меняется звукопроизношение, мягкое нёбо нередко провисает, что приводит к развитию речи в нос. Нарушается произношение звуков «л», «у», «и», «ы». В результате расстройств речевого аппарата (вялого паралича губ) нарушается произношение звуков «м», «п», «б». У ребенка отмечается гипомимия лица и постоянное слюнотечение. Наиболее часто встречается гиперкинетический вариант расстройства. У детей нарушается темпоритмические организационные движения, автоматизация звуков, может наблюдаться потеря речи. Наиболее часто спастико-паретическая дизартрия наблюдается у детей с ДЦП.
Спастический парез у таких детей связан с ослаблением иннервации черепно-мозговых нервов (ЧМН). Дизартрия этой формы может сопровождаться общим или избирательным поражением центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар ЧМН. Формируется различная степень участия мышц речевого аппарата в разговорной речи. Голос у таких больных не звонкий, не громкий, речь замедлена, вдох неглубокий. Чем громче голос, тем выше разборчивость речи у больного. У детей после шести лет жизни редко встречаются грубые лексико-грамматические нарушения, наблюдается легкая смазанность речи при произношении всех звуков, больше нарушено произношение сонорных и щелевых звуков.
Диагностика
Тщательное обследование и дальнейшая терапия производится врачом-неврологом и логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться консультации других узкопрофильных специалистов. На начальном этапе врач собирает полную информацию — когда появились первые симптомы, есть ли какие-либо хронические болезни, есть ли у членов семьи подобные жалобы.
После сбора анамнеза невролог проводит визуальный осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной и глоточный рефлекс. Роль логопеда на этапе диагностики — оценка речевых способностей (произношение звуков, изменение тембра во время разговора, нарушение темпа речи).
Если голос пациента гнусавый, то для исключения опасных патологий в полости носа назначается осмотр отоларинголога. После тщательного визуального обследования назначается ряд диагностических мероприятий:
- Электромиография (ЭНМГ) — диагностический метод, при помощи которого проверяется активность мышц, функциональность нерва, иннервирующего поврежденную мышцу, область поражения, степень тяжести повреждения нервов и мускулатуры.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — методика основывается на активизации клеток головного мозга. Проводится обследование при помощи специального аппарата с переменной магнитной волной. Процедура помогает определить возбудимость корковых нейронов, функциональность коры и взаимодействие определенных отделов мозга друг с другом. На основании полученных результатов врач делает выводы о работе речевых центров, а также зрительного аппарата, когнитивных функций (восприятие информации) и прочего.
- Компьютерная томография (КТ) — исследование, позволяющее детально рассмотреть внутренние органы, костную ткань и сосудистую систему в разных проекциях. Процедура занимает всего 10—15 минут для каждого обследуемого органа, после чего врач получает послойное рентгеновское изображение, по которому ставит диагноз.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование жизнедеятельности головного мозга путем регистрации импульсов, которые исходят от его отдельных областей. Методика позволяет выявить патологические процессы, происходящие в головном мозге, а также оценить характер и степень тяжести нарушения.
- Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) — сканирование органов с помощью магнитных волн, позволяющих получить высококачественное изображение. Диагностика рассчитана в первую очередь на выявление аномалий головного мозга и тщательное исследование сосудистой системы. Кроме этого, с помощью МРТ проверяются межпозвоночные диски, желчевыводящие пути и другие органы человека.
Диагностика — важнейший этап, позволяющий поставить достоверный диагноз и сделать правильное назначение. При неправильном определении вида патологии и степени ее тяжести сделать корректное назначение невозможно. Это грозит тем, что выписанные медикаменты не принесут нужного результата, а болезнь будет прогрессировать.
Для диагностики патологии можно в любое время суток обратиться в Юсуповскую больницу, где дипломированные специалисты проведут детальное исследование органов на новейшем оборудовании. Благодаря безопасным аппаратам последнего поколения врачи с точностью определят вид патологического процесса без вреда для здоровья пациента. Это позволит подобрать индивидуальный курс лечения и устранить опасную болезнь в короткие сроки.
Методы диагностики и лечения
Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии. Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи. Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.
Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:
- электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
- исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
- МРТ головного мозга.
Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности. Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному). Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию. Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.
Лечение
Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (прием одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:
- Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
- Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
- Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
- Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».
Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.
Занятия с логопедом
Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- Упражнения, развивающие голос (ортофония);
- Дыхательная гимнастика;
- Коррекция выразительности речи;
- Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
- Восстановление читательских способностей.
Лечебная гимнастика
Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее. При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.
Массаж
Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:
Область массирования | Методика |
Язык | Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины. |
Губы | Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания. |
Нёбо | Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями. |
В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют дельфинотерапия, арттерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.
Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.
Записаться на приём
Как диагностировать и лечить расстройство
Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.
Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.
Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.
Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.
Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.
Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:
- различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
- иглоукалывание;
- лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
- лечебные ванны.
Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.
Логопедическое лечение заключается в использовании:
- логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
- упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
- пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
- обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
- просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
- дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.
Среди психотерапевтических методик применяется:
- арттерапия;
- смехотерапия;
- глино- и воскотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- хромотерапия или цветотерапия.
Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.
Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.
Профилактика
Профилактические мероприятия подразумевают предупреждение развития патологических процессов, нарушающих речевые способности. Чтобы избежать возникновения болезни, рекомендовано:
- Своевременно лечить абсцессы, инфекционные заболевания и прочие патологии.
- Избегать черепно-мозговых, спинномозговых травм и тяжёлых стрессов, нарушающих работу нервной системы.
- При работе с вредными веществами соблюдать меры безопасности, чтобы пары ядов не попадали в организм.
- Укреплять организм витаминными комплексами (по согласованию с врачом). Это поможет избежать кислородного голодания и нарушения мозгового кровообращения.
- Регулярно контролировать уровень кровяного давления, чтобы исключить нарушение кровообращения и сосудистой системы.
Прогноз
Прогноз напрямую зависит от степени тяжести заболевания и от того как быстро были начаты терапевтические мероприятия. При соблюдении всех рекомендаций специалиста полное восстановление речи при стертой дизартрии возможно, но лечение требует серьезного подхода. Нельзя пропускать занятия с логопедом и прием назначенных лекарств.
Тяжелые формы патологии, к сожалению, практически во всех случаях оставляют последствия, но они могут быть минимальны, если подобрано правильное лечение. Для детей с тяжелыми речевыми нарушениями предназначены специальные детские сады с логопедическими кабинетами и консультациями узкопрофильных специалистов (невролог, психолог, массажист).
Если патология носит врожденный характер, необходимо предпринимать все меры для предупреждения прогрессирования дизартрии — избегать травм, посещать логопеда, не допускать контакта с агрессивными веществами, которые могут привести к тяжелой интоксикации.
Обратите внимание. Болезнь легче предупредить, чем потом устранять ее негативные последствия. Поэтому меры профилактики дизартрии имеют важную роль в жизни человека.
Структура речевого дефекта при дизартрии
Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:
- Подготовительный этап.
- Постановка точных движений артикуляционных органов.
- Формирование воздушной струи.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа с фонематическими процессами.
- Постановка опорных звуков.
- Этап формирования умений и навыков речи.
- Формирование коммуникативных навыков у ребенка.
Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:
- Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
- Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
- Связь буквы и звука.
Постановка звука проходит тремя способами:
- По подражанию.
- Механическим способом.
- Смешанным способом.
Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.
Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.
Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.
Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.
Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.
Лечение в Москве
Юсуповская больница на протяжении многих лет специализируется на лечении дизартрии у детей и взрослых. Высокий профессиональный уровень специалистов позволяет безошибочно определять вид патологии, что исключает возможность неправильного назначения терапевтических мероприятий. Индивидуальный подход к каждому пациенту гарантирует благоприятную атмосферу на протяжении всего курса лечения и реабилитации. Основные направления клиники:
- Лечение сложных невралгических патологий — рассеянный склероз, обширный инсульт и другие опасные болезни, вызывающие гибель определённых групп клеток головного мозга.
- Помощь пациентам с онкологическими болезнями — химиотерапия, терапия, устраняющая болевые синдромы и болезненную симптоматику.
- Лечение прогрессирующих заболеваний головного мозга — болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, болезнь Пика и другие редкие формы деменций.
- Реабилитация пациентов после тяжёлых операций, химиотерапии, черепно-мозговых и спинномозговых травм, перенесённого обширного инсульта и лучевой терапии.
- Эффективное лечение и коррекция речевых расстройств. В комплекс мероприятий входит постоянный контроль специалистов, физиотерапевтические мероприятия, лечебная гимнастика и занятия с логопедом, имеющим богатый опыт по успешному лечению дизартрии.
Обратившись в Юсуповскую больницу, пациент получает гарантию скорейшего выздоровления и максимально благоприятного исхода. Запись на консультацию к специалистам производится по телефону.
Записаться на приём
Дизартрия глазами нейропсихолога
Дизартрия – это неврологическое заболевание, симптомы дизартрии относятся к неврологическим симптомам. Этиология дизартрии – это локальные поражения ЦНС, поражение головного мозга. Неврологи создавали классификации заболевания. Впервые дизартрию разделили на церебральную и бульбарную форму заболевания в начале 19 века. В середине 20 века была предложена систематизация форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга и вызвавшего дизартрию заболевания. Ученые, которые изучали дизартрию, установили, что на развитие речи большое влияние оказывает двигательная активность.
В начале двадцатого века невролог Бехтеров с помощью опытов доказал, что развитию речи помогает мимика, хорошо развитая мелкая моторика. Область, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за двигательные мышцы. В настоящее время дизартрию изучает неврологи (нейропсихологи), лечение заболевания проводят неврологи (нейропсихологи) и логопеды. Нейропсихолог проверяет развитие речи, мышления, внимания, моторики и памяти у ребенка, первым обнаруживает нарушения в развитии речи, симптомы поражения нервной системы.