Задержка речевого развития у ребенка в раннем возрасте – увы, не редкость, а проблема, требующая комплексного решения, включая обязательный визит к врачу. Если патология обусловлена не психологической зажатостью, а физиологическими особенностями, высокую эффективность в лечении показывает массаж языка и артикуляционная гимнастика. Разбираемся, как делать массаж языка ребенку, какие существуют показания и противопоказания, в чем особенности процедуры. Напоминаем: перед лечением обязательна консультация врача!
Преимущества и эффективность детского массажа языка
Логопедический массаж – наиболее эффективный метод корректировки дефектов речи и проблем в задержке развития. Комплекс точечного воздействия абсолютно безболезненный и не вызывает неприятных ощущений у ребенка, позволяя:
- снизить эмоциональное напряжение;
- активизировать работу мышц языка;
- скорректировать сложные для детей звуки (Л и Р, Г и Д, шипящие);
- избавиться от заикания, нарушений голоса;
- уменьшить отделение слюны;
- улучшить показатели речевого дыхания;
- нормализовать мышечный тонус.
Сложность при массаже языка заключается в том, что не каждый малыш готов длительное время находиться в одной позе с открытым ртом – непоседливыми детьми манипуляции переносятся труднее, поэтому особенно важна психологическая подготовка со стороны родителей.
II. Разновидности массажа
Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.
Пять основных разновидностей логомассажа:
- классический;
- точечный
- аппаратный;
- самомассаж;
- зондовый.
Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.
Для исполнения точечного массажа нужно знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует особенных знаний.
Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.
Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.
Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.
Массаж может быть направлен на расслабление или активизацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы – старайтесь нажимать легко, используйте скользящие движения. Если же вы решили активизировать мышцы и добавить им тонуса – массируйте глубоко и энергично.
Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.
Показания к логопедическому массажу у детей
Логопедический массаж ребенку показан при спектре нарушений, ключевым из которых являются проблемы с речью (неправильное произношение звуков, заикание, недостаточное развитие в соответствии с возрастом). Процедура особенно эффективна при ряде артикуляционных и даже психологических нарушений:
- заикание вне зависимости от причин и тяжести протекания;
- частичная потеря голоса либо незначительные дефекты;
- детский церебральный паралич, задержка в развитии;
- речевые патологии – брадилалия, афазия, дислалия;
- низкий либо, напротив, повышенный тонус лицевых мышц;
- дизартрия, при которой язык ограничен в подвижности.
Массаж языка назначает врач – если родитель хочет использовать этот лечебный метод, сначала нужно проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить противопоказания, понять, что процедура принесет пользу.
Противопоказания к проведению
Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:
- Корректирование правильного звукопроизношения.
- Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
- Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
- Укрепление глоточных рефлексов.
- Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.
Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:
- повышенной температуре;
- простудном или остром респираторном заболевании;
- воспалении дёсен;
- стоматите;
- конъюнктивите;
- нарушениях лимфооттока;
- увеличении лимфатических узлов;
- при наличии крови в кале;
- герпетической инфекции.
Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:
Как делать массаж языка ребенку – техника проведения процедуры
Существует несколько техник манипуляций, включая массаж языка зубной щеткой – такую процедуру легко проводить в домашних условиях. В логопедии для воздействия на язык используют специальные инструменты, подручные средства (щетка либо ложка), пальцы рук (только в перчатках). Если планируете самостоятельно выполнять массаж, следуйте инструкции:
- Разогрейте рабочую зону, легко поглаживая кожу лица и шеи – подготовка окажет положительное моральное воздействие на пациента.
- Проработайте продольную мышцу – нужно двигаться от корня языка к его кончику.
- Пройдитесь по поперечной мышце, двигаясь от центра к боковым краям – с осторожностью у корня языка (вызывает рвотный рефлекс).
- Выполните легкие поглаживания в ротовой полости – направление значения не имеет.
- Похлопайте по поверхности языка и снова пройдитесь по продольной мышце.
- Обработайте уздечку языка перетирающими движениями (можно использовать марлевую салфетку).
Результат заметен только при регулярности – цикл состоит из 10-20 сеансов (зависит от клинической картины и достигнутого эффекта). Для закрепления лечебного воздействия делают перерыв на 1-2 месяца и повторяют курс.
Как делать логопедический массаж самостоятельно
Ниже приведу несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, рекомендую зайти к хорошему логопеду, чтобы он посмотрел всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации для вашего случая.
Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений — все манипуляции должны быть безболезненными.
Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой
Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.
Упражнения для губ:
- Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
- Делаем то же самое с нижней губой;
- Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
- Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
- Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
- «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
- «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
- Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
Для нижней челюсти:
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
Для языка:
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
- Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
- Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
Для нёба:
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
Массаж зубной щёткой
Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.
Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.
В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.
В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:
- Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
- Позиция эмбриона.
- На животе. В область груди ложится валик.
При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.
Массаж с помощью ложек
Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.
Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.
Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:
- Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
- Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
- Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
- Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
- Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
- Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.
При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:
- Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
- Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.
Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.
При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.
Противопоказания – когда массаж языка вреден для ребенка?
Отсутствие противопоказаний определяет невропатолог – врач документально подтверждает безопасность массажа для ребенка (без справки манипуляции дома, в государственном учреждении и у частного специалиста запрещены). Нельзя проводить массаж языка, если:
- в ротовой полости есть повреждения, ранки, порезы;
- диагностирован стоматит, гингивит, общие инфекционные заболевания;
- у ребенка увеличены лимфатические узлы;
- малыш боится процедуры – зачастую страх вызван неизвестностью и пугающим видом инструментов;
- имеются нарушения кровоснабжения, грибковые поражения, онкологические заболевания;
- кожа гиперчувствительная.
Делать массаж языка своими руками у ребенка нелегко, лучше доверить эту задачу профессиональному массажисту – в идеале детскому, так как такой специалист умеет работать с малышами, легко находит к ним подход, проводит процедуры без истерик и дискомфорта для детей. Более того, без должного опыта и умений родитель может травмировать ребенка, причинить ему боль и не достигнуть цели – манипуляции окажутся бесполезными, будет упущено бесценное время.
Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми
Черченко Зоя Михайловна
Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. Дети с дизартрией часто страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, их сложно увлечь чем-либо, они быстро устают и т. д.
Как правило, медикаментозное лечение по назначению невропатологов и физиотерапевтические процедуры родители не проводят.
В связи с этим процесс коррекции имеет длинную и сложную динамику.
Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных»
вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Хочу представить вашему вниманию новинку логопедического инструментария логопедический электромассажер Z –Vibe, являющийся инновацией, интегрирующей общий логопедический массаж и высокочастотные электромагнитные вибрации.
Аппарат состоит из алюминиевого корпуса, в который помещен микромотор-вибратор, элемент питания, а также сменный наконечник на резьбе.
Наконечники меняются в зависимости от необходимости воздействия (расслабление – стимуляция)
.
Дополнительные наконечники продаются отдельно.
Логопедический массажер имеет диаметр не более шариковой ручки. Сменные насадки вибромассажера сделаны из пищевой пластмассы, не содержат вредных красителей и выдерживают стерилизацию УФ лампами.
Производство США
Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на язык, внутреннюю и наружную поверхность щек, лоб, подбородок, колебаниями высокой частоты. Вследствие этих колебаний происходит расслабление или увеличение тонуса мышц, в зависимости от используемых насадок. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Цель массажа – нормализация речевой моторики.
Методика логопедического воздействия заключается в выполнении основных стандартных массажных движениях.Основная универсальная насадка массажера имеет две различные поверхности: бугристую и поперечно-полосатую. Используется для щек, губ, языка, десен, неба.
Поперечно-полосатая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипертонусе;
Бугристая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипотонусе.
Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка
Данная насадка предназначена для логопедического вибромассажера Z-Vibe, позволяет быстро создать и подготовить на языке ребенка «желобок», для последующей постановки звуков.
Так же применяется для логопедического массажа, в местах, где важна точность инструмента логопеда.
Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe.
Данная насадка используется как при наружном логопедическом массаже губ, щек и т. д., так и при массаже артикуляционного аппарата ребенка.
Кроме того, массажер помогает очень эффективно растягивать «уздечку», поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке свистящих звуков. Также, он очень эффективен в выработке вибрации кончика языка при постановке звука «Р»
. Для этого
используется «искусственное заведение моторчика» при помощи этого электромассажера.
Опыт работы с дизартрией подтверждает, что использование электромассажера Z –Vibe оптимизирует работу по преодолению органических проявлений дизартрии. Кроме того, как указывают исследования, массажер очень хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с нарушениями слуха.
Устройство для контроля собственной речи
Данное устройство используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи у ребенка.
Во время занятий с логопедом ребенок держит устройство подобно трубке телефона и произносит фразы.
Весь эффект состоит в том, что ребенок сам себя слышит без искажений «внутренним слухом человека» и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного.
В устройстве используются только механические принципы передачи звука.
Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры»
предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности,объединенных в четыре тематических блока:
— «Просодика»
,
— «Звукопроизношение»
,
— «Фонематика»
,
— «Лексика»
.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания.
Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия.
Программа «Игры для Тигры»
проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками.
Блок «Просодика»
.
Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.
Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика»
, производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.
Модуль «Дыхание»
.
Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно)
.
Модуль «Слитность»
.
Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.
Модуль «Ритм»
.
Упражнения модуля «Ритм»
позволяют
работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.
Модуль «Высота и тембр»
.
В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует
работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.
Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.
Блок «Звукопроизношение»
.
Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение»
позволяет развивать эфферентное
(развитие моторных свойств органов артикуляции)
и афферентное двигательное звено речевой системы.
Блок «Фонематика»
.
Модуль «Звуки»
.
Упражнения модуля «Звуки»
позволяют
работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.
Модуль «Слова»
.
Упражнения модуля «Слова»
можно
использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.
Модуль «Анализ»
.
Упражнения модуля «Анализ»
позволяют организовать
работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.
Модуль «Синтез»
.
Упражнения модуля «Синтез»
позволяют
работать над формированием фонематического синтеза у детей.
Блок «Лексика»
.
Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.
При работес упражнениями данного блока происходит формирование словаря детей по основным темам: «Одежда»
,
«Обувь»
,
«Мебель»
,
«Посуда»
,
«Инструменты»
и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.