Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме


Методы и приемы работы с дизартриками.

«Основные методы и приемы коррекционной работы

с детьми-дизартриками»

ПЛАН:

  1. Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.
  2. Основные этапы исправления речи.
  3. Методы и приемы подготовительного этапа исправления речи у детей с диагнозом «дизартрия».
  4. Вывод.

“Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь».

Конфуций.

Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей неврологов, так и учителей – логопедов. Воспитатели логопедических групп являются непосредственными помощниками дошкольников в процессе совместной с логопедом деятельности по устранению тяжелых нарушений речи. Поэтому так важно им знать основы коррекционной педагогики по работе с детьми, страдающими дизартрией.

Проблемой дифференциальной диагностики и методикой преодоления разных форм дизартрии занимались многие специалисты( О.В. Правдина , Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие).

Е.Ф. Архипова предлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии (подготовительный; выработка новых произносительных умений и навыков;
выработка коммуникативных умений и навыков; преодоление или предупреждение вторичных нарушений; подготовка к обучению в школе
).

У всех детей с дизартрией наблюдаются стойкие нарушения владения своими органами речи (губами, зубами, щеками, языком, челюстями), язык обычно подтянут кзади, спинка его закруглена и закрывает собой вход в глотку, обильное слюнотечение. При выполнении упражнения “Лопаточка” дети загибают передней частью языка нижнюю губу и придавливают её. При выполнении упражнения “Дотянись до носа” производят пассивное движение переднего отдела языка нижней губой и нижней челюстью. Количество, нарушенных звуков примерно от 8 до 10. Дефекты произношения выражаются в искажённом произнесении звуков, прежде всего сложных по артикуляции переднеязычных. Шипящие звуки артикулируются в нижнем варианте, при опущенном и оттянутом от нижних резцов языке, при этом напряжённая спинка языка способствует их смягчению. У детей с данной формой мягкие звуки устойчивее в речи, чем их твёрдые пары, симптом “палатализации”, то есть “дефект смягчения”.

Структура дизартрических нарушений включает в себя наличие синкинезий. Чаще всего наблюдаются у детей следующие синкинезии — запрокидывание головы, скрещивание ног, выгибание туловища, “пальцы веером”, либо сгибание пальцев, вытягивание рук. У детей отмечается невозможность одновременного выполнения каких-либо движений руками и органами артикуляционного аппарата. Кинетическая апраксия трудности плавного перехода от одного артикуляционного движения к другому. Кинестетическая апраксия – хаотические движения, “нащупывание” артикуляционной позы. Полиморфность нарушения звукопроизношения, слабая замыкательная функция коры головного мозга у детей со стёртой псевдобульбарной формой дизартрии и короткие сроки коррекции затрудняют процесс формирования у них условно рефлекторных связей, и как следствие контроль за собственной речью у детей данной категорией практически отсутствует. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены находить наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей – дизартриков.

Традиционно в отечественной логопедии коррекция звукопроизношения начинается с подготовительного этапа. Это самый фундаментальный и продолжительный этап у детей с дизартрией. “Он начала, начал”. Важно отметить, что в работе с детьми — дизартриками у этого этапа нет особенно срока окончания, он продолжается до тех пор, пока не выработаны артикуляционные уклады для всех звуков, не сформирована способность ребёнка точно включать определенные мышцы при выполнении заданного движения. Следовательно, на каком — бы этапе коррекции звукопроизношения с детьми — дизартриками мы не работали, подготовительный этап продолжается. Ему отдаем особое предпочтение, и определяем следующие направления работы, способные эффективно и в более короткие сроки полностью (частично) преодолеть нарушения звукопроизношения.

Эпиграфом к своей работе, мы выбрали слова Конфуция, они очень точно отражают основной принцип работы с детьми — дизартриками “…дай мне действовать самому и я научусь”.

Направления работы подготовительного этапа в работе

с детьми – дизартриками:

1.Психологическая готовность к вызыванию звука —

включает в себя: наличие интереса у ребёнка к логопедическим занятиям; способность к восприятию словесных ступенчатых инструкций.

2.Нормализация мышечного тонуса

(обучение детей и родителей дифференцированному самомассажу лица, языка). Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Ребёнку важно чётко представлять и воспроизводить артикуляционные движения и позы, чтобы сознательно контролировать их правильность, но усвоение столь непривычного набора сведений затруднительно для ребёнка. Подобная информация ему не очень интересна. Существует наглядный дидактический материал, чтобы каждый приём для ребёнка не только способствовал преодолению его нарушения, но ещё был занимательным и интересным. Самомассаж проводится с помощью различных массажных шариков, Су-Джок шарика, что позволяет одновременно подключать мелкую моторику рук. Упражнение для самомассажа лица: “Еле, еле, еле, еле закрутились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом…” или “Нарисуем мы очочки, а потом погладим щёчки”. Простые рифмованные упражнения ребёнок сопровождает движениями массажных шариков под контролем логопеда, усиливая или уменьшая силу поглаживания, надавливания, постукивания – это зависит от нарушения мышечного тонуса.

3.Подключение кинестетических ощущений ребенка

(при воспроизведении артикуляционного упражнения ребёнок ориентируется только на свои мышечные ощущения).

Данная цель реализуется с помощью следующих приёмов: выполнение упражнений без зеркал, данная техника помогает подчеркнуть характеристики отрабатываемых звуков и усилить визуальную обратную связь. Следующий приём — выполнение артикуляционных упражнений и произнесение звуков с закрытыми глазами. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях. Так же можно использовать технику прикосновений и лёгких надавливаний до частей лица и артикуляционного аппарата (игра “Угадай-ка”).

4.Использование тактильно-кинестетической стимуляции.

С целью стимуляции кинестезий мы используем следующие приемы, включающие пальцевые движения на «пружинки», упражнение “Весёлые пружинки”, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью,
прищепки
,
Су-Джок шарик
и. При сжатии шарика или прокатке его по пальцам подключаем произнесение слоговых рядов, слов с различной слоговой структурой, автоматизацию поставленных звуков.

5.Фонематическая готовность к вызыванию звука

включает в себя: способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции; способность отличать вызываемый звук от искажённых вариантов.

6.Работа над артикуляционным укладом всех звуков.

Когда у ребенка страдают все группы звуков, “идем от ребенка”,учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Поэтому следует начинать работать одновременно над всеми нарушенными звуками. При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаем руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляцию. Занимаясь постановкой одного звука и закрепляя его в речи, одновременно работаем над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. При одновременной постановке нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, необходимо следить за состоянием ребенка, дозировать нагрузку, чередовать с отдыхом, чтобы не происходило взаимного торможения движений органов артикуляции. Над трудными звуками [Р], [Ш] лучше работать одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Если у ребенка межзубный сигматизм, то постановкой и автоматизацией свистящих звуков лучше заниматься в последнюю очередь, так как они дольше остальных звуков вводятся речь.

7.Подключение слухового анализатора

. Включает в себя умение ребёнка слышать свой голос, своё произношение. Для этого можно использовать упражнение “Рупор” — правая рука ребёнка в форме “полумесяца” прижата за правым ухом, слегка направляя ухо в сторону рта; левая рука в форме “полумесяца” находится у левой стороны рта, таким образом, руки образуют коридор. Ребёнок выполняет артикуляционный уклад, соответствующий заданному звуку и произносит его. Звук проходит по “коридорчику”, и ребёнок хорошо слышит своё произношение и может, определить правильное оно или нет.

Хочется отметить, что описанные приёмы делают логопедическую работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей к логопедическим занятиям.

Перспективный план логопедической работы по коррекции дизартрии

Индивидуальный план логопедической работы

Учителя-логопеда Бородачевой И.А.

по коррекции дизартрии

I.Подготовительный этап.

1.Воспитание потребности к правильной речи.

2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка

(то, что ребёнок понимает):

— проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.

3.Преодоление сенсорных нарушений

(восприятия, внимания, памяти):

— проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т.д.

4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:

— работа аналогична работе над дислалией.

5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:

— условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.

6. Создание условий для формирования обще — двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:

— эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.

Работа по развитию артикуляционного аппарата,

ей предшествует:

проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.

Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.

одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.

С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.

проведение работы по борьбе с саливацией

.

1. Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребёнка откинуть голову назад и возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой .

4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений в произвольные).

5. Произвольное закрытие рта, за счёт пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно, одна рука логопеда — под подбородком ребёнка, другая – на его голове, путём надавливания и сближения руками челюсти ребёнка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребёнка, затем активно без помощи рук, с помощью счёта, команды.

В случае выраженной дизартрии развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.

Работа по развитию подвижности губ.

1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким («слизывание»

) — поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).

После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах — движения будут выполняться не в полном , не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности языка.

Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

1. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.

2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.

3. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

4. Выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

II. Этап. — Формирование первичных произносительных умений и навыков.

1. Коррекция движений артикуляционного аппарата.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

3. Развитие дыхательной и голосовой функций.

4. Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).

5. Работа над формированием просодических компонентов речи.

6. Работа по обогащению словаря и преодолению аграматизмов.

1-ые 2 направления (коррекция движений артикуляционного аппарата и развитие артикуляционного праксиса.).

Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. Если на 1-ом этапе у ребёнка формируются и закрепляются основные движения, то на 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.

В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).

Работа над дыханием.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1. Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт. Это способствует нормализации движений диафрагмы.

2. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы.

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя.

Ребёнок одну руку ложит на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:

без речевого сопровождения;

с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения

.

Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

— дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;

— при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

— при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

— при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

— при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

— дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

— дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением.

Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.

Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных.

Эта работа проводится в следующих упражнениях:

— пение гласных на выдохе — «ниточка»;

— произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

— произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);

— произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)

— произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;

— постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на
юг»
и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом:

5 лет — 4 – 5 слов, не больше
6 лет — 5 – 6 слов, не больше
7лет — 6 – 7 слов, не больше

Работа над голосом.

Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.

В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука — подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо

и
оооо
и т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.

Работа над произношением.

Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее:

— Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

— Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.

— При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).

— При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических прявлений в речевой мускулатуре.

— При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.

Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематичаских функций (фонематичаского восприятия, дифференциации , фонематичаского анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.

Работа над просодической стороной речи.

Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.

Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.

Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т. д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т. д., а в школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и т. д.

III. Этап. – Формирование коммуникативных умений и навыков

.

1. Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.

2. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.

3. Продолжается работа по коррекции лексико-грамматических нарушений, и с детьми школьного возраста продолжается работа по коррекции чтения и письма.

Особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией.

Зачупейко Анна Валерьевна

Особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией.

Понятие «мелкая моторика»

означает движение рук в буквальном переводе. Необходимость
развития моторики рук у детей с нарушениями речи, а особенно тех, чья речь нарушена системно, определена ролью мелкой моторики в становлении и работе многих психических процессов – восприятия, речи, внимания, ее значением в графической и трудовой деятельности.
В истории развития человечества часто роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить с помощью жестов язык общения первобытных людей. Исследования ученых показывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и обучения.

Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Вообще, уровень развития моторики – один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Как известно из исследований в области речевой деятельности при дизартрии, речевые недостатки – один из важных признаков данного психического нарушения. Следовательно, нарушения моторики также являются основным видом отклонений у детей с дизартрией.

Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей с дизартрией задерживается развитие прямостояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.

У всех детей с дизартрией наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т. д.)

. У них не возникает потребность в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило,
«комплекс оживления»
. Нормально
развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит, что говорит о появлении у ребенка потребности общения со взрослым.
В дальнейшем у детей с дизартрией не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам, находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения—жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих»

и
«чужих»
взрослых, хотя при нормальном
развитии это происходит у них уже в первом полугодии жизни.
Это сказывается на развитии первых действий с предметами— хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У детей с дизартрией нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нормально развивающиеся дети хватают по-разному, как предметы разной формы, а также выделение самих предметов из ряда других.

У детей с дизартрией раннего возраста предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?»

, но и более простой ориентировки типа
«Что это?»
. В других случаях у
детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями.
Неадекватными действиями называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т. п. Такие действия ничего не прибавляют к познанию.

Наличие неадекватных действий—характерная черта ребенка с дизартрией.

Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными.

В то же время тенденции развития ребенка с дизартрией те же, что и у нормально развивающегося. Многое в развитии ребенка—отставание в овладении предметными действиями, отставание и системные отклонения в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни ребенка с дизартрией, требующей возможно более раннего включения специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.

Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что в 3 года происходит известный скачок, дальнейшее развитие базируется на том уровне, который был достигнут прежде. Вместе с тем, этот возраст имеет свои особенности, свои задачи, многие из которых возникают впервые.

В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как побуждается лишь их внешним видом. Наряду с неспецифическими манипуляциями у детей четвертого года жизни наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами. Количество их резко убывает лишь на шестом году, уступая место специфическим манипуляциям, ведущим к ознакомлению со свойствами и отношениями объектов.

Следует отметить также наличие у младших дошкольников с нарушением речи недоразвития двигательной сферы и, прежде всего, мелкой моторики. Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.

Для детей с дизартрией дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с дизартрией.

Однако, те проблемы, которые наблюдались в развитии мелкой моторики как сенсорной основы перцептивного действия, продолжают иметь место у дошкольника с дизартрией, но в связи с усложнением деятельности они еще более углубляются. В этом возрасте нарушения ручной моторики проявляются уже не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений, а также на уровне зрительно-моторной координации движений, что обуславливает то, что у детей с дизартрией особеннозатруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы,они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают.

Нарушения мелкой моторикипроявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Также довольно часто в практике встречается такая особенность изобразительной и графической деятельности дошкольника с дизартрией, когда он рисует слишком маленькие предметы, что, как правило, свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. В лепке ребенок часто не может контролировать силу нажатия, движения его хаотичны, неточны, отсутствует произвольный контроль движений. В процессе трудовой деятельности у ребенка затруднены выполнения тонких и точных действий, координация движений, сила кисти руки или недостаточна или малоконтролируема. Серьезным недостатком, обуславливающим многие проблемы в развитии мелкой моторики детей является отсутствие самоконтроля за действиями, нарушения темпа действий (торопливость или медлительность)

и т. д.

Показателями патологических нарушений развития мелкой моторики при дизартрии может служить следующее.

Негибкие движения рук

Если полугодовалый ребенок все еще держит одну или две руки сжатыми в кулачок, это – предупредительный сигнал для родителей и педагогов. Иногда ручки настолько сильно сжаты, что взрослому с трудом удается вставить в ладошку ребенка погремушку.

Между 6-м и 12-м месяцем малыш должен начать играть пальцами таким образом, что каждый палец активно двигается. Детям с нарушениями развития движение отдельных пальцев удается с трудом.

Малыш тянется за предметом, но ему с трудом удается схватить и удержать его. Ребенку более старшего возраста зачастую сложно сжать что-то в руках, например, говорящую куклу, пищащую резиновую игрушку и т. п.

Одностороннее нарушение мелкой моторики

Для распознания нарушений на ранней стадии большое внимание необходимо уделять односторонней слабости или неподвижности рук и пальцев. Если ребенок старшего возраста в процессе проявления тенденций к право– или леворукости предпочитает одну руку, в этом никакой патологии нет. Но если ребенок, работая с предметами, никогда не прибегает к помощи второй руки, это серьезное подозрение на одностороннее функциональное нарушение.

Судороги и дрожь

Будут заметны резкие и повторяющиеся мышечные сокращения в кисти ребенка. Подобные судорожные движения могут возникнуть также в области предплечий, плеч, затылка (конвульсивное подергивание головой)

или лица
(мимические конвульсии)
.

Конвульсивные подергивания всем телом иногда принимают за вздрагивание от испуга, но их причины могут быть в нарушении центральной нервной системы.

Иногда можно наблюдать не порывистые, а медленные и тянущие движения пальцев и рук. Они также как судороги не подчиняются воле. Пальцы при этом иногда выполняют извилистые червеобразные движения. Подобные медленные и напряженные движения могут наблюдаться и в мимической мускулатуре лица.

Описанные выше особенности проявляются чаще у детей старшего возраста. К ним относится также дрожь в руках и пальцах при пассивных и активных движениях. Как следствие этого наблюдается неуверенность при хватании предметов. У маленького ребенка, начинающего рисовать, не получается ровных штрихов.

Более мелкая или более крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела.

При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца)
(синкинезии)
.

Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук чрезвычайно важны для детей с нарушениями речи.

Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности)

движений пальцев.

Итак, в общих чертах закономерности психического развития совпадают для детей нормы и детей с отклонениями. Однако в развитии детей с нарушением речи есть и специфическое. Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными.

Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции. Позднее нарушения ручной моторики проявляются уже не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений, а также на уровне зрительно-моторной координации движений.

Рассмотрим особенности мелкой моторики при наиболее распространенной её форм6н – стертой дизартрии.

По исследованиям Л. В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих прежде всего кинетическую организацию движений

Таким образом, было установлено, что у большинства детей со стертой формой дизартрии имелась легкая (стертая)

неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы.

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику»

и т. п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д.
Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Дети со стертой дизартриейпоздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок»

— сложить кисти вместе, переплетая пальцы;
«колечки»
— поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»

; замена букв
«д»

«б»
; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

При псевдобульбарном параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени: одни больше, другие меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы заболевания. Чаще всего встречаются смешанные формы, когда у ребенка имеются налицо все явления нарушения моторики – парез, спастичность и гиперкинез.

Парезы проявляются в виде вялости, уменьшения силы движения, его замедленности и истощаемости, любое движение производится медленно, часто не доводится до конца, повторное движение производится с еще большим затруднением, а иногда и совсем не может быть повторено.

Специфика развития мелкой моторики наблюдается и при мозжечковой дизартрии. Рассматривая мозжечковую дизартрию, можно отметить, что о функции мозжечка известно,что он:

1) оказывает значительное влияние на деятельность мускулатуры, регулируя правильность и координацию движений;

2) влияет на координацию движений мускулатуры голосового аппарата.

Мозжечок управляет, регулирует тонус мышц, и при его поражении наступает диссеметрия, выражающаяся в неправильном сокращении мускулатуры. В целом отмечается нарушение координации движений. Походка становится шаткой, пациент с трудом сохраняет равновесие. Для выявления нарушений функций мозжечка существует целый ряд неврологических проб.

Следующая форма дизартрии, при которой наблюдаются специфические нарушения мелкой моторики – бульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия – симптомокомплекс нарушений речедвигательной функции, возникающий при различных заболеваниях продолговатого мозга, при которых происходит поражение (как одностороннее, так и двустороннее)

расположенных в нем двигательных ядер черепно-мозговых нервов
(VII, IX, X, XII пары)
или их корешков и периферических отделов. При бульбарной
дизартрии наблюдается периферический парез, иногда до степени паралича.
Развитие псевдобульбарной дизартрии происходит при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола головного мозга. При псевдобульбарной дизартрии в наибольшей степени страдают произвольные движения.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно развитие повышенного мышечного тонуса в мышцах, по типу спастичности. В этом случае имеет место спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Значительно реже при существовании ограничения объема возможных произвольных движений наблюдается невыраженное повышение мышечного тонуса в отдельных группах мышц или же, напротив, понижение мышечного тонуса – в этом случае говорят о паретической форме псевдобульбарной дизартрии. Следует отметить, что при обеих формах отмечается значительное ограничение произвольных, активных движений артикуляционных мышц, а в тяжелых случаях – практически полное отсутствие таких движений. У детей-дизартриков отмечается невозможность себя обслужить. Такой ребенок не может самостоятельно надеть одежду, обувь. Он плохо бегает, прыгает. Здесь страдают в первую очередь сложные моторные навыки, тонкая координация движений

Признаки псевдобульбарного синдрома возможно выявить уже у новорожденного. Такими первыми проявлениями псевдобульбарного синдрома являются слабость или же отсутствие крика (афония, нарушения актов сосания, глотания, отсутствие или же выраженная слабость целого ряда врожденных безусловных рефлексов, к которым относятся сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротоголовной рефлексы.

Рассмотрим специфику развития мелкой моторики при экстрапирамидной форме дизартрии. Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих связь подкорковых ядер с другими структурами головного мозга, в число которых входит и кора головного мозга. Экстрапирамидная система обеспечивает существование фона для осуществления точных, быстрых дифференцированных и координированных движений. Экстрапирамидная система посредством связи с другими отделами нервной системы играет значительную роль в поддержании и регуляции тонуса мышц, силы мышечных сокращений, поддержании последовательности мышечных сокращений и движений, обеспечивает автоматизированное выполнение сложных движений.

Основными проявлениями являются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса по типу гипертонии, гипотонии или дистонии.

При экстрапирамидной, или подкорковой, дизартрии наблюдаются насильственные движения (гиперкинезы, различные нарушения образования и проведения проприоцептивных нервных импульсов от мышц речевого аппарата к структурам центральной нервной системы, страдает также и эмоционально-двигательная иннервация. Экстрапирамидные нарушения проявляются, главным образом, патогенетически взаимосвязанными нарушениями мышечного тонуса (ригидность или гипотония)

и двигательными расстройствами
(гиперкинезы или гипокинезы)
.В стриарной системе имеется соматотопическое распределение: в оральных отделах представлена голова, средних— рука, каудальных — туловище и нога. Поэтому при поражении той или иной части полосатого тела возникают насильственные движения в соответствующих группах мышц.

В клинике различают заболевания, обусловленные поражением преимущественно филогенетически старой или новой части экстрапирамидной системы. Новая часть экстрапирамидной системы (неостриатум)

оказывает в основном тормозящее влияние на старую (паллидонигральную, поэтому при выпадении или снижении функции неостриатума старая часть экстрапирамидной системы как бы растормаживается и у больного появляются насильственные движения; при одновременном снижении тонуса мускулатуры
развивается гиперкинетически-гипотонический синдром (при хореических гиперкинезах)
.

При поражении старого отдела экстрапирамидной системы возникает противоположная картина. У больных появляется замедленность и бедность движений при одновременном повышении тонуса мускулатуры — развивается гипокинетическо-гипертонический (акинетико-ригидный)

синдром или синдром паркинсонизма, важным звеном патогенеза которого считают недостаточность допаминергических систем мозга, в первую очередь допамина и повышена активности его биохимического антагониста — ацетилхолина,
способствующего высвобождению гистамина и угнетению холинэстеразы. Отмечается скованность, повышение тонуса всей мускулатуры, брадикинезия, брадилалия, мимическая и жестикуляторная бедность, отсутствие сопутствующих движений. На фоне общей скованности и ригидности мускулатуры наблюдается тремор пальцев рук, нередко захватывающий нижнюю челюсть и язык.
Различают следующие виды гиперкинезов.

Хорея характеризуется полиморфными быстрыми насильственными движениями, охватывающими мышцы конечностей, туловища, шеи и лица. Гиперкинезы при этом неритмичны и непоследовательны, с быстрой сменой локализации судорожных подергиваний, усиливаются при волнении и исчезают во сне. Рефлексы не изменены.

Характерным для хореических гиперкинезов является возникновение быстрых непроизвольных движений на фоне мышечной гипотонии (гиперкинетически-гипотонический синдром)

.

Хореические гиперкинезы наблюдаются при малой (ночной)

хорее, болезни Гентингтона.

Атетоз, или подвижный спазм,— гиперкинез, который проявляется насильственными медленными червеобразными движениями со сменой гиперэкстензионных и флексорных движений преимущественно в дистальных отделах конечностей. При этом гиперкинезе фаза гипотонии мышц сменяется фазой резкого повышения тонуса. Время от времени может наступать общий тонический спазм всех мышц конечностей.

Тик — стереотипно повторяющиеся клонические судороги одной мышцы или группы мышц, обычно мышц шеи и лица. В отличие от невротических обратимых тиков экстрапирамидные тики отличаются постоянством и стереотипностью.

Миоклонии — короткие молниеносные клонические подергивания отдельных мышц или мышечных групп настолько быстрые, что при этом не происходит перемещения конечностей в пространстве. Миоклонии чаще всего наблюдаются в мышцах туловища и реже конечностей, усиливаются при волнении и физическом напряжении.

Гемибаллизм — наблюдаются, как правило, односторонние грубые, подбрасывающие, размашистые движения конечностей, чаще рук, обычно осуществляемые проксимальными мышечными группами. Гемибаллизм возникает при поражении субталамического ядра (луисова тела)

в результате туберкуломы, сифилитической гуммы, метастатического абсцесса, энцефалита, чаще всего в результате сосудистых расстройств
(тромбоз, геморрагии, эмболия)
.

Перечисленные виды гиперкинезов нередко сочетаются, например хореические движения и торзионный спазм или атетоз (хорео-атетоз)

.

Дрожание (тремор)

— очень быстрые ритмичные
(4—6 колебаний в 1 с)
малоамплитудные насильственные движения, характеризующиеся чередованием сгибания и разгибания в различных суставах. В отличие от интенционного тремора при поражении мозжечка экстрапирамидный тремор резче выражен в покое и уменьшается или даже исчезает при активных движениях
(статический тремор)
.

Характерным для гиперкинезов, обусловленных поражением эстрапирамидной системы, является то, что они во время сна исчезают, а при волнении и произвольных движениях усиливаются.

Рассмотрим нарушения мелкой моторики при корковой форме дизартрии. В зависимости от локализации поражения в коре головного мозга различают два вида корковой дизартрии. Первый вид – корковая кинестическая постцентральная дизартрия (некоторые авторы называют этот вид афферентной корковой дизартрией). Возникает вследствие поражения постцентральной извилины коры головного мозга. Как правило, поражение головного мозга носит односторонний характер, при этом поражается доминантное, чаще всего это левое, полушарие головного мозга.

В основе корковой кинестической дизартрии лежит апраксия кинестического типа. Помимо кинестической диспраксии артикуляционного аппарата, диспраксия кинестического типа отмечаетсяв и речевой мускулатуре, и в мускулатуре пальцев рук.

Нарушения мелкой моторики особенноярко проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности.

Итак, интенсивное физиологическое развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.

Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным, а также мышцам конечностей)

не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи.

Как известно из исследований в области речевой деятельности при дизартрии, речевые недостатки – один из важных признаков данного психического нарушения. Следовательно, нарушения моторики также являются основным видом отклонений у детей с дизартрией.

При этом поражения разных участков и зон головного мозга приводят к значительному своеобразию нарушений мелкой моторики у детей с дизартриями различных форм – от нарушений координации до параличей и парезов конечностей.

Список литературы

1 Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8 — С. 62 –65.

2 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. Лебединской К. С. — М.: Просвещение,1982.

3 Богатеева З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8. – С. 32 – 43

4 Борякова Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: «Гном-Пресс»

, 2000.

5 Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М.: ИД «Сфера»

, 1997.

6 Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития//Дошкольное воспитание. — 1998 — №2 — с. 67-71

7 Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. — М.: Экономика, 1972. — 478 с.

8 Горшкова Е. В. Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний. /Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольников. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. – М.: Академия, 1999. — С. 45-55

9 Журба Л. Т. Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 272 с.

10 Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 430 с.

11 Иваничев Г. А. Клинические лекции по нейрофизиологии акупунктуры. — Казань, 1994. — 48 с.

12 Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М.: Педагогика, 1970. — 222 с.

13 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: «Советская Россия»

, 1973. – 112 с.

14 Кольцова М. М. Движение и развитие моторной речи. — М.: Просвещение, 1973. – 96 с.

15 Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. — СПб.: Речь, 1998. – 245 с.

16 Корват А. И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. — М. ,1971. — 17 с.

17 Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под редакцией Носковой Л. П. — М.: Просвещение, 1989.

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного , учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой, например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии

– одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы: 1. формирование кинестетической основы движения:

ощущение положения органов артикуляции; 2.
формирование кинетической основы движения:
сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка

:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языка

предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ

достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса

дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет)

можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик»

— зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка»

— зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик»

— открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка»

— открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка»

— чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник»

— открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели»

— открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы»

— рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька»

— открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты: Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц. Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции. Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]