На самом ли деле евреи картавят: особенности иврита, отличие русского языка от еврейского

Евреи говорят на иврите − старинном родном языке, отличающемся от русского не только количеством букв в алфавите, но и произношением отдельных звуков. Несмотря на мнимую простоту речи, русским с трудностью дается освоение иврита. Из-за специфики речи многие думают, что евреи картавят, на самом деле это особенность произношения отдельных звуков. С малых лет еврейского ребенка приучают говорить правильно, в традиции народа, с соблюдением правил языка. То, что русскому кажется «корявостью», в иврите является нормой.

Отличительные черты иврита

В еврейских семьях является нормой говорить только на иврите. С рождения малышей приучают к единственному языку − родному, который содержит определенную специфику в произношении и построении слов, чтении.

Важное отличие иврита, заключающееся в картавости речи − обилие гортанных звуков. Они используются во многих языках семитской группы. С ранних лет еврейских детей приучают произносить звук «р» картаво. Для народа это является национальной традицией.

К отличительным особенностям иврита от русского языка также относятся:

  • евреи пишут, как и мы, правой рукой, но справа налево;
  • книги на иврите следует читать с конца, нумерация страниц начинается с последней страницы;
  • еврейский алфавит менее богат, в отличие от российского: содержит на 11 букв меньше, преобладают согласные;
  • гласные звуки выделяют специальными значками (черточками или точками);
  • в иврите отсутствуют при письме заглавные буквы;
  • преобладают глухие и шипящие звуки;
  • в русской письменности принято соединять буквы, данное правило отсутствует у евреев;
  • 2 буквы могут обозначать один звук;
  • в иврите буквы «ה», «ח»,«א», «ע» передают гортанные звуки, на русском языке будет казаться, что человек картавый;
  • у евреев есть литературный и разговорный язык, первым обычно пользуются только писатели;
  • отсутствует уважительная форма обращения на «вы», только на «ты», что является нормой;
  • нет среднего рода.

Картавость присутствует только у евреев, живущих с младенчества на родине. Иммигрировавшие стараются подражать тому языку, в чьей стране находятся. Человеку, с детства изучавшему иврит, трудно овладевать русским языком из-за серьезной перестройки речевого аппарата. У семитских групп он более напряженный, находится в постоянном тонусе при произношении звуков.

Спросите

Итак, как распознать еврея? Прямо спросить его об этом. Большинство евреев гордятся тем, кто они есть, и не скрывают свое происхождение. Многие полукровки даже не задаются вопросом, какую половину предпочесть: еврейскую или русскую, украинскую, белорусскую… И даже капля крови для них бесценна. Это, между прочим, нормальная человеческая реакция. Ведь евреи – это древний народ с богатой историей и культурными особенностями. Так почему бы не гордиться этим? Спросите их сами.

Но бывают случаи, когда люди стараются скрыть свое еврейское происхождение. И это не нормально. Например, в годы далекой перестройки у телеведущего Любимова прямо спросили об этом. И шоумен в прямом эфире перед всей страной поклялся, что ни он, ни его родители не евреи. Характерные черты, однако, присутствовали и в его внешности, и в поведении. Да и фамилия говорила сама за себя: Любимов производно от Либерман.

Причины картавости

Чтобы понять, почему евреи выговаривают звуки «коряво», необходимо обратиться к специфике строения речевого аппарата. Не всегда картавость в говорении связана с особенностями родного языка. Семиты такие же люди, которым присущи нарушения артикуляционного аппарата, врожденные дефекты речи.

Если к логопеду привести человека, говорящего на иврите, и оценить речь по русским нормам произношения, в 80% случаев окажется, что он имеет несколько речевых нарушений.

Иногда картавость связана не с еврейским произношением, а патологией речи. Важно вовремя заметить проблему, чтобы восстановить нормальную артикуляцию.

ПроблемаХарактеристика
Нарушение фонематического слуха.Отличается от обычного физиологического слуха. О нарушениях можно говорить, когда человек хорошо слышит произнесенное, но передает иначе. Патологию часто замечают, когда ребенок поступает в школу и начинает писать диктанты с ошибками.
Размер уздечки.Короткая уздечка сказывается на произношении. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо обратиться к логопеду-хирургу, который аккуратно подрежет орган. В дальнейшем овладевать гортанными, шипящими звуками будет проще.
Недостаточная развитость мышц речевого органа.Гипотонус языка в 90% возникает в результате неправильного воспитания в детстве − длительного использования соски, позднего прикорма. Следует вовремя избавлять малыша от привычки сосания, предлагать разнообразную по твердости пищу.
Врожденные дефекты.Относятся к аномалиям в развитии в перинатальном периоде. Если дефекты заложены генетически, избавиться от них будет сложно, логопед без помощи медиков не справится.

Большую роль в формировании речи играет среда. Картавость евреев объясняется тем, что из поколения в поколение дети копируют язык родителей. Основан процесс на естественном желании ребенка подражать взрослому. В результате нехотя малыш начинает произносить звуки с тем же придыханием, картаво, как и родные.

Необычные версии картавости евреев

Практически все евреи совсем не стесняются своей картавости, и даже считают ее отличительной особенностью своей национальности. Существует несколько легенд, которые объясняют эту характерность еврейского произношения.

  • Один из мифов гласит – Пророк Моисей с рождения имел проблемы с речью. Все евреи считают себя потомками этого библейского персонажа, поэтому картавость для них не недостаток, а подтверждение «чистоты крови».
  • По второй легенде, Бог решил наградить израильтян, подарить им отличительную черту. Этим подарком стала особенность речи.

Конечно, все эти мифические объяснения почему евреи не выговаривают букву «р» выглядят не очень правдоподобно. Если человеку такой дефект доставляет какие-либо неудобства, он всегда может записаться на занятия к логопеду, и постараться его устранить.

Можно ли переучить еврея

Логопеды для исправления картавости используют специальные упражнения. Избавить человека от недостатка, говорящего с рождения на иврите, будет сложнее, чем русского. Это связано с особенностями строения речевого аппарата. Из-за повышенного тонуса, напряженности языка сначала придется работать над его ослаблением, учить говорить без напряжения мышц органа. Помогают упражнения и специальный массаж. Логопеды перед выполнением основных упражнений просят высунуть язык наружу, расслабить, создать с его помощью разнообразные формы: лопата, трубочка, иголка и т. д.

Отучить еврея от картавости можно с помощью следующих упражнений:

  • «Зубная щетка». Следует открыть рот в широкой улыбке, чтобы губы немного приподнялись над зубами. С помощью языка произвести внутреннюю чистку. Зубы моются справа налево, сначала вверху, потом внизу. Повторяют упражнение 5-7 раз.
  • «Небо». Открыть рот широко, как будто человек зевает. С помощью языка гладить верхнюю часть ротовой полости. Совершать движения нужно от зубов, плавно передвигаясь к нёбу, после менять направление.
  • «Сладкоежка». Открыть рот широко, придерживать руками нижнюю челюсть, чтобы она находилась в одном положении. С помощью языка облизать верхнюю губу. Движение нужно выполнять с последующим ускорением. Каждый раз следить за положением нижней челюсти.
  • «Индюшачий звук». Рот так же широко открыт, язык высовывается наружу. Нужно расслабить его настолько, чтобы он лег на нижнюю губу, закрыл ее полностью. В этот момент сравниваем орган с лопатой, которая должна быть широкой, но мягкой. Когда получится расслабить язык и положить его на нижнюю губу, необходимо выполнять поглаживающие движения вниз−вверх. Для эффективности упражнения советуют добавлять звуковое сопровождение, похожее на индюшачий крик.

Каждый народ славится особенностями в произношении. Французы говорят протяжно с ударением на последний слог, у немцев обрывистый, «грубый» язык, что кажется русскому странным. Евреям характерна картавость произношения, которая не является патологией для их нации. Специфика связана с обилием гортанных звуков в речи, манерой их произношения.

Я родился в Латвии, рос и воспитывался в русскоязычной среде, в которой были в основном евреи, русские и латыши, мой родной язык русский, моя профессиональная деятельность связана с русским языком. Латышским я владею через пень колоду, английским – еще хуже, немецкий никогда не любил за его гортанность и за то, что это язык нации, истреблявшей мою нацию – евреев. Ни одного из остальных языков – говорят, что их около шести тысяч – я не знаю.

Поляки не произносят букву «л», у эстонцев нет шипящих, японцы говорят так, что не понятно нам, европейцам, как в этом пении можно различить хоть слово, а евреям приписывают картавость. Язык всех народов формируется тысячелетиями, и это совсем не их вина, не их беда – это их данность. Так формируется речь, соответственно – какие-то физиологические особенности организма, в результате чего звук из его глубин выходит наружу со своим звучанием.

За свою жизнь я встречался с представителями многих наций – тоже значительно меньше, чем всего на земле, но достаточно, чтобы открыть для себя: у каждой есть свои особенности. Не только этнические «укладные», но и психофизические. Анекдоты про изворотливость евреев, медлительность эстонцев, пунктуальность немцев, галантность французов, педантичность англичан, предприимчивость американцев, простодушие чукчей подтверждают это мое открытие.

Я никогда не испытывал никакой фобии ни к какой нации. Я вообще не признаю понятие «коллективной ответственности». Даже когда все тянут руки «за» только потому, что страшно тянуть «против» и «воздержался», отвечать за это должен персонально каждый. Поэтому, если в моем окружении появляется, скажем, немец, я не жду от него пунктуальности, пока он её не проявит; если эстонец – меня не удивят его стремительность и темперамент. И так далее.

И всё-таки я могу утверждать: из всех наций мне ближе всего русские. Я не забываю, что я еврей, переживаю за всё, что происходит с моей «титульной» нацией, но симпатичнее всего русские. То ли потому, что в связи со средой и языком я тоньше, точнее чувствую русского человека, то ли потому, что моей природе, моей психофизике ближе то, что отличает русского человека от всех остальных. Я пунктуален, но не как немец, мое простодушие явно уступает простодушию чукчи; могу быть практичным, но точно проиграю американцу.

Русскому человеку чувственная сфера больше по душе, чем умозрительная. Русский, в моём представлении, – это скинуть с себя в критической, почти безнадёжной ситуации рубаху, хлопнуть ею оземь и крякнуть: «Эхма, что нам аглицкое!» – И спасти ситуацию.

Вот это я.

Мне кажется, что исторически и у русских всё получалось вопреки разумному ожиданию.

А теперь, если всё предыдущее не вызывает возражения, к самому главному.

Есть люди талантливые и не очень. Это наблюдается в каждом коллективе. Кто-то за талантливыми признает их талантливость, кто-то – не хочет: может, у него более высокие требования, а может, просто из зависти.

В каждом сообществе – начиная от небольшого коллектива и до государства, есть элита. Элита бывает интеллектуальная, политическая, культурологическая. Элита – это авангард; куда авангард идёт, туда идут все остальные члены сообщества. Иногда авангард указывает путь не только этому коллективу, а всему человечеству.

Кто-то в Китае изобрёл порох – теперь выстрелы можно услышать даже из глубины непроходимых африканских джунглей, где и велосипеда ещё не знают. К слову, велосипед изобрёл немецкий профессор; американец Фултон – пароход; австралиец Резерфорд обнажил для нас атом; а русский Сахаров – изобрёл водородную бомбу. Англичанин Шекспир своей драматургией охватил всю – всю! – гамму человеческих страстей, вся остальная драматургия всего лишь разработка её деталей. А ирландец Джойс написал роман, который в мире едва ли смогло осилить больше ста читателей, но он стал образцом для всей мировой литературы двадцатого столетия.

Это я к тому, что трудно найти нацию, которая бы не внесла свою лепту в развитие всего человечества. И ещё это подтверждает мысль, что в каждой нации есть свои гении. Но что бы кто ни говорил, больше всего внесли евреи.

Мне очень хотелось поставить в конце этой фразы восклицательный знак, но пафос моего материала как раз и состоит в том, что я в этом не вижу ничего особенного. Т.е. это, конечно, здорово, что за моей нацией числится такое, но для меня нет ничего удивительного в том, что какая-то нация талантливее других. Это могли быть не евреи – кто угодно. Так же, как порох могли изобрести в Ирландии, а роман «Улисс» написал бы китаец. Но получилось так, как получилось.

В коллективе под названием «человечество» есть члены более талантливые и менее. Есть члены, отличающиеся заметной медлительностью, есть – пунктуальностью, есть – предприимчивостью и так далее; возвращаемся к тому, что я перечислял выше. Человечество – это коллектив, в котором каждый член может быть уподоблен какому-то индивиду. И конечно же, должен быть тот, о котором бы все дружно могли сказать: да, этот – талант! Талантище! Гений!!!

Хотя нет, не все. Как в любом коллективе, здесь тоже могут быть члены со своим особым мнением. У кого-то более строгим, у кого-то – менее зрелым; у кого-то просто от элементарной зависти…

Ну, вот почему так: из каждых шести нобелевских лауреатов – пять этнические евреи? Как какое-то выдающееся открытие – так еврей. От Ньютона до Шлагбаума, от Карла Маркса до Соньки – Золотой ручки.

А вот потому! Так сложилось. Такая участь выпала этому члену человеческого коллектива. В котором, конечно же, не обходится без тех, кто преисполнен лютой зависти, переходящей в ненависть, в желание уничтожить раздражителя.

Есть два понятия: ксенофобия и антисемитизм. Вроде бы первое включает в себя второе. Но примеры истории показывают, что ксенофобия – свойство, которое может быть присуще представителю любой нации по отношению к любой другой нации. А антисемитизм присущ всем по отношению к одной – евреям. С чего бы? Самые плохие? Или самые хорошие? Но в любом случае, что-то есть в них «самое», что отличает от всех остальных и может всех раздражать. Немецкая пунктуальность? Она не раздражает. Французская легкомысленность? Только приветствуется. Русская распахнутость души? Да ладно, пусть ходит распахнутым.

Ничто не может раздражать так, как… талант. Потому что талант – это то, что недостижимо никакими усилиями. Или он есть, или нет. Или я это принимаю с уважением, по возможности пользуясь им, или я… не знаю, что с «этим» делать. Но что-то делать надо, потому что талант – это всегда крайность: или талант, или то, что ему противопоставлено. Талант плохой собеседник. С талантом можно смириться, принять его доводы и последовать за ним. Или смести со своего пути, уничтожить.

Тысячелетиями евреи были не государством, а диаспорой того государства, которое их принимало со всем возможным для него гостеприимством. Может, это определило их особую генетику, которая формировалась в таких непростых для народа условиях. Может, задолго до этого, от соседства с шумерами. Я не генетик, не знаю, каким образом и как скоро влияют географические и исторические обстоятельства на особенности народа. Но почему-то темная кожа африканцев и узкие глаза азиатов все принимают с пониманием – так распорядились время и место; а исключительную талантливость евреев принимать и признать не хочется.

Кстати, для мирового сообщества появился ещё один раздражитель – Америка. Вообще-то, смешно, когда слышишь «ненавижу американцев». Спрашивается, за что их ненавидеть? За самую развитую экономику? За то, что всё новое приходит ко всем нам с их берегов, а не наоборот? Чего мы тогда все залезли в их джинсы (придуманные к тому же евреем Леви Страусом)? Чего покупаем их автомобили, прорываемся за признанием к их «Оскарам», отправляем детей учиться у них, как выживать в этом непростом мире?

Здесь тот же диагноз неприятия: зависть. Часто латентная, не понимаемая самим носителем этого чувства, но такая же неаргументированная, спонтанная, дикая, как и всё, чем наделила нас природа помимо нашего желания и нашей воли. Она есть, и все тут. Но Америка тоже есть – и ничего с этим не поделать. Еврейский талант есть – и самое разумное делать его достоянием всего человеческого коллектива, а не копить в себе зависть и желание уничтожить. Ни к чему полезному для человечества это ещё ни разу не привело. А ведь сколько было попыток! Пора бы уже принимать их во внимание.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ >>Также читайте — возможно по теме:

  1. Непереносимая скука, или Почему пала советская власть
  2. Ольга Погодина-Кузмина. Адамово яблоко. Отрывок

Носатость

Итак, какие характерные черты лица у евреев? Первое, на что всегда обращают внимание – это нос. Причем многие считают, что одного этого признака уже достаточно, чтобы считать человека евреем. Знаменитый «еврейский шнобель» начинает загибаться от самого основания. Так, израильский антрополог Джекобс подробно описал это явление «кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты». Если взглянуть сбоку, то нос напоминает удлиненную кверху цифру 6. В народе такой нос называют «еврейской шестеркой».

×

Однако только по одному этому признаку нельзя с точностью сказать, что человек – еврей. Если посмотреть на портреты русских писателей, то выяснится, что практически все из них были носатыми: и Некрасов, и Гоголь, и Карамзин, и даже Тургенев. Но доподлинно известно, что евреями они не были.

На самом деле у израильтян могут быть самые разнообразные носы: и мясистые «картошки», и узкие с горбинкой, и прямые, длинные, с высокими ноздрями, и даже курносые. Так, что один только нос – это далеко не показатель «еврейства».

Распространенные ошибки

Существует мнение, что есть определенные признаки, которыми обладают только евреи (характерные черты лица) – огромный нос, черные глаза, толстые губы. С носом мы уже разобрались. Что касается темных глаз и пухлых губ, то это самые распространенные негроидные признаки. А негроидная примесь свойственна не только евреям, но и лицам другой национальности. Например, в результате союза монголоида и негра можно получить те же черты. Такая примесь часто наблюдается у греков, испанцев, португальцев, итальянцев, арабов, армян, грузин.

Еще одно массовое заблуждение – у евреев темные кучерявые волосы. Здесь все то же самое. Негроидный признак – налицо. С другой стороны, библейский еврей Давид был блондином. Это уже нордическая примесь. А посмотрите на российского певца Агутина – типичный еврей, но отнюдь не темноволосый.

Выбор имен

С именами все намного сложнее – они могут быть любыми. Конечно, есть чисто еврейские. Например, Лев (производное от Леви), Антон (от Натан), Борис (от Борух), Яков, Адам, Самсон, Марк, Абрам (от Авраам), Моисей, Наум, Ада (Аделаида), Дина, Сара, Эстер (от Есфирь), Фаина и другие.

Но существует и отдельная категория имен, которые имеют израильское происхождение, однако русские люди носят их еще чаще, чем сами евреи. Характерные черты таких имен – окончание –ил (Даниил, Михаил, Самуил, Гавриил), а также библейский смысл (Мария, Иосиф, Илья (Илия), София).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]