Память представляет собой комплекс познавательных способностей человека и высших психический функций.
В медицине четко сформированы нормы формирования памяти по мере взросления ребенка.
Однако на практике зачастую наблюдаются отклонения от нормативных значений.
В настоящей статье описаны особенности развития памяти у детей в возрасте 8-10 лет, а также способы ее улучшения.
Возрастные нормы формирования памяти в 8-11 лет
Как уже было отмечено выше, для каждого возраста ребенка установлены свои нормативы по запоминанию и усвоению информации, поступающей из окружающего мира.
Так, можно выделить следующие особенности формирования памяти у детей, пребывающих в возрасте с 8-11 лет:
- на данном этапе отмечается активное развитие произвольной памяти – ученик начинает ставить перед собой специальную задачу выучить определенную информацию. Причем процессы запоминания и воспроизведения выступают, как мнемические действия,
- постепенно ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Вначале он использует более простые приемы, например: рассматривание материала, многократное повторение, разделение информации на более мелкие блоки,
- самоконтроль за результатами запоминания производится на уровне узнавания. К примеру, школьник просматривает рассказ и считает, что выучил его, так как он ему кажется знакомым,
- у младших школьников (8-11 лет) в большей степени развита образная память.
СПРАВКА. Родителям стоит иметь в виду, что при появлении у ребенка проблем с запоминанием того или иного материала, меры по улучшению памяти должны быть скорректированы с учетом его возраста и нормативов, установленных в медицине.
Какие виды памяти существуют
Двигательная память
развивается у новорождённого в первую очередь. Она помогает малышу учиться сидеть, ползать, ходить, держать в руках ложку или игрушку.
Эмоциональная память
в начале жизни носит больше рефлекторный характер: родитель рядом — малыш спокоен, родитель далеко — малышу одиноко. И только к шести месяцам ребёнок начинает запоминать эмоции более осознанно и может расплакаться, если показать ему игрушку, которой накануне он случайно ударил себя по лицу. В этот период малыш с лёгкостью узнает членов семьи: видит маму и улыбается, посторонним же людям улыбаться вряд ли станет. Именно эмоциональная память делает узнавание возможным.
Источник: giphy.com
Образная память
формируется у малышей ближе к году. Они не только запоминают вкус, прикосновения или образы, но и создают ассоциации, связанные с этими воспоминаниями. Через образную память ребёнок формирует свои представления о мире.
Словесно-логическая память
помогает ребёнку формулировать и воспроизводить мысли. Однако этот вид памяти начинает работать, если малыш научился говорить хотя бы 10–20 слов.
Кратковременная память
у каждого ребёнка имеет свой объём, так как это индивидуальная способность, данная природой. Она сохраняется на всю жизнь практически без изменений. Кратковременная память позволяет воспринимать новые данные, сразу сортировать их и оставлять только то, что нужно.
Долговременная память
— место, куда отправляются полученные из кратковременной памяти данные. Развивается этот вид памяти у некоторых детей до года, а у кого-то — чуть позже.
Оперативная память
необходима для сохранения временной информации. Например, когда мы складываем два числа в уме, промежуточную сумму после сложения десятков мы оставляем «в уме».
Причины плохого запоминания
На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.
Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:
- постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
- перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
- неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
- перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
- развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
- диагностированная задержка речевого и общего развития,
- проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что в большинстве случаев плохая детская память поддается корректировке и улучшению. При этом ни в коем случае данный момент не следует оставлять без внимания, так как в дальнейшем плохая запоминаемость может повлечь за собой развитие у школьника психосоматических, неврологических и психологических проблем.
Это у него наследственное
Хорошей и даже феноменальной памятью человек может быть наделен от природы. Как и плохой. Но преувеличивать генетику тоже не стоит. Потому что и среднюю память можно улучшить. Иногда все дело бывает в том, что ребенок просто не владеет методиками запоминания.
Для этого существуют специальные техники. Самый популярный пример опять же всем известен: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Зная эту поговорку, человек уже не забудет последовательность цветов радуги.
Одна из самых известных мнемотехник построена на ассоциациях. Ее часто используют для запоминания иностранных слов. Ну, например, английское слово puddle (лужа) легко запомнить, если простроить такую ассоциацию: «паддл» — падал — падал в лужу.
Ну и, конечно, надо помнить, что повторение — мать учения. У памяти свои ритмы, и их надо знать. Чтобы то, что запомнилось, сразу не выветрилось из головы, а осело там надолго, надо выученное повторить сразу, затем через 20 минут, потом на следующий день, далее через 2 дня и еще через 2 дня. Если провести весь этот недельный алгоритм, усвоенное будет сидеть в голове крепко.
Всё – в уме! Зачем российским детям абакус Подробнее
Как улучшить?
Сразу стоит обозначить, что к решению проблемы плохая памяти необходимо подходить комплексно. Сегодня разработано достаточно много методик и способов, позволяющих существенно улучшить способность ребенка к запоминанию информации.
В качестве действенных методов можно обозначить следующие меры:
- Систематическое выполнение с ребенком упражнений, направленных на улучшение функции запоминания и тренировку памяти.
- Регулярное чтение детских книг, а также заучивание не сложных стихов, песенок, скороговорок и т.д.
- Проведение игр с ребенком, в которых необходимо задействование памяти.
- Пересмотр питания школьника – важно, чтобы в рационе присутствовали все необходимые макроэлементы для полноценной работы мозга и организма в целом. Необходимо увеличить потребление таких продуктов, как: форель или лосось, капуста брокколи, морковь, шпинат и т.д.
Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов. Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.
ВАЖНО. Некоторые родители предпочитают лечить проблемы с памятью ребенка медикаментозным методом. Однако важно понимать, что нет универсального лечения и «волшебной» таблетки, которая бы позволила в один момент улучшить запоминаемость. Все меры должны предприниматься в комплексе. Причём залогом успеха в борьбе с плохой памятью являются систематические занятия и упражнения с ребенком.
Упражнения
В настоящее время разработано достаточно много разных методик и упражнений, которые направлены на развитие у ребенка функций запоминания.
К наиболее действенным можно отнести следующие виды простых методик, которые можно использовать для улучшения процессов запоминания:
- Упражнение «Вечерний обзор» — следует выработать у ребенка привычку каждый вечер рассказывать обо всех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Причем родителю следует попросить пересказать все обратном порядке, то есть начать с событий вечера и вплоть до момента пробуждения. Вначале могут быть сложности, поэтому можно задавать ребенку наводящие вопросы. В целом, такое упражнение помогает выстраивать последовательность событий, развивает умение анализировать, а также улучшает память.
- Разглядывание двух одинаковых картинок – ребенку следует показать два одинаковых (на первый взгляд) изображения и попросить найти основные различия. Такой метод позволит развить не только память, но и внимательность.
- Упражнение «запомни все» — родителю следует выбрать какой-то предмет и показать его школьнику (например, лампу, стул и т.д.). Последний должен его внимательно рассмотреть, не притрагиваясь. Далее ребенок должен закрыть глаза и попробовать максимально подробно описать предмет, который ему показали (цвет, детали, размер и т.д.).
- Упражнение «Что изменилось?» — перед ребенком следует разложить несколько предметов в ряд (к примеру, карандаш, ручка, резинка и т.д.) и попросить запомнить в каком порядке они лежат. Далее школьник должен закрыть глаза и досчитать до 20. В это время необходимо изменить порядок расположения предметов.После того, как он откроет глаза, родителю следует поинтересоваться, что изменилось.
Игры
Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:
- Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память. Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
- Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
- Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.
Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений. Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно.
Диагностика на внимание для дошкольников
Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:
- Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
- Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
- Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».
Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.
Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.