Мнемотаблица по сказке «Снегурочка»
Диана Айтмухаметова
Мнемотаблица по сказке «Снегурочка»
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Что нужно для занятий.
Как заниматься по таблицам.
Выбрать Мнемотаблицу.
Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое,приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги,используя такую поговорку:
мнемотехника
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Мнемотаблицы
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни,ребенок:
Развивает образное мышление
Учится выстраивать логические цепочки
Развивает речь и увеличивает словарный запас
Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Источник
Кратко об истории создания произведения.
Идея написания пьесы возникла случайно. Малый театр закрыли, чтобы сделать ремонт, и актеры драмы на время переехали в здание Большого Театра, где работали оперные певцы и танцоры балета. А.Н. Островского, как наиболее опытного драматурга середины XIX века, попросили написать такую пьесу, в которой примут участие актеры драмы, оперы и балета. Автором музыкального сопровождения стал П.И.Чайковский.
Пьеса была представлена в 1873г, с тех пор она пережила много разных постановок. По мотивам сказки была поставлена опера, снято несколько мультфильмов и кинофильмов.
Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»
Урайнат Гашимова
Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»
.
Задачи: Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя по тексту произведения. Вспомнить и закрепить характерные признаки зимы. Упражнять в умении играть в игру «Кто позвал»
. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, речь, память.
Методические приемы: наглядность, рассказывание, игра, повторение.
Материал: настольный театр, мнемотаблица.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку про какое время года она.
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
-Давайте назовем приметы зимы (Лежит снег, солнце греет мало,на улице холодно, люди тепло одеваются, сосульки на крышах, замерзли лужи).
-Что-то от наших разговоров совсем холодно стало. Попробуем показать как нам холодно.
Давайте, попробуем согреться. Дыхательная гимнастика.
С открытым ртом подуйте на ладошки. Согрелись чуть-чуть.
А теперь,ребята я вас приглашаю в сказку. В этой сказке уже наступило лето. Сядьте поудобнее и послушайте сказку «Снегурушка и лиса»
.
Педагог начинает рассказывать, сопровождая рассказывание сказки, показом настольного театра. Затем воспитатель задаёт вопросы детям по содержанию сказки:
— Какими словами звали подружки Снегурушку( «Ау,ау!»
)
И мы свами поиграем в игру»Кто позвал».
Выбирается водящий,а дети поют:
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
кто зовёт тебя, узнай поскорей.
Один из ребят произносит: «Маша, ау!»
,а Воспитатель: предлагает водящему определить, кто его окликнул, и сообщить имя этого ребёнка
— Что ей предложила лиса? (Лиса предложила отнести её домой)
Далее детей знакомлю с мнемотаблицей сказки «Снегурушка и лиса»
(с символами на мнемотаблице)
.
НОД во 2 младшей группе по чтению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Гигирева Елена Васильевна
НОД во 2 младшей группе по чтению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Пространственно временной ресурс: групповое помещение.
Время проведения 15 минут
Интеграция образовательных областей:
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; обсуждение содержания сказок, пересказ сказок с использованием мнемотаблиц. Рассматривание альбомов с изображением диких животных.
Программное содержание: познакомить детей с новой русской народной сказкой, помочь детям в понимании ее содержания. Воспитывать к сказкам, к книгам. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя по тексту произведения, развивать усидчивость, память.
Словарная работа: Снегурушка, причитать
Активизация: причитать, потчевать, сказка.
Оборудование: настольный кукольный театр, мнемотаблица, кукла Снегурушка.
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники «Кораблик»
Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники «Кораблик»
Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель: развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники Задачи: (программное содержание): Обучающие: 1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик» 2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный) 3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст 4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц 5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для: — обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова) — закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне) — обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями — развития воображения, ассоциативного мышления — нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют) 6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки 7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения Развивающие: Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение Воспитательные: 1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять 2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха) Материалы и оборудование: 1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями 2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей 3. Мнемоквадраты с символами 4. Магнитная доска, магниты Предварительная работа: 1. Знакомство с символом и его «расшифровкой» 2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой 3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы) 4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку 5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем Ход непосредственно образовательной деятельности Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости? Дети: Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок. Воспитатель: И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик». Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали? Дети: Познакомиться, подружиться! Воспитатель: Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите. Воспитатель показывает мнемоквадраты. Дети: (рассматривают) Как их разгадать? Воспитатель: Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
: Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку.
Мнемоквадрат номер 2 на доску. —
Давайте купаться! — сказал лягушонок и прыгнул в воду.
Мнемоквадрат номер 3 на доску. —
Мы не умеем плавать, — сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок
. Мнемоквадрат номер 4 —
Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся.
Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали
. Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек
. 8
Мышонок – ореховую скорлупку
. 9
Муравей соломинку притащил
. 10
А жучок веревочку
. 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик
. 12
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь
14 и 15. Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель: Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки? Дети: Это подсказки! Воспитатель: Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке. На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории. По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает. Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе. Заключительная часть (рефлексивный этап):Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Дети: Да! Воспитатель: О ком эта сказка? Дети: О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке Воспитатель: Как поступил лягушонок? Дети: Смеется над другими, говорит обидные слова… Воспитатель: так друзья разве поступают? Дети: Нет, так друзья не поступают! Воспитатель: Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться. Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик… Дети: Находчивыми, трудолюбивыми… Воспитатель: Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за… Дети: работу Воспитатель: да, взялись за работу. Как они взялись за работу? Дети: дружно, вместе, чтобы построить корабль Воспитатель: Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло? Дети: то, что они все вместе трудились Воспитатель: Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать? Дети: Да! Воспитатель: Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда? Дети: Да Воспитатель: Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки? Дети: помощники Воспитатель: Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста. Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка» Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Ход НОД:
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
-Ребята, я сейчас подошла к окну и увидела что вокруг все белым бело. Как Вы думаете, почему?
-А как вы догадались, что на улице зима?
(Лежит снег, на улице холодно, люди тепло одеваются, сосульки на крышах, замерзли лужи).
-Ой, что-то и я от наших разговоров совсем замерзла, давайте с вами погреемся.
Дети и воспитатель становятся в хоровод
ПЛЯСОЧКА «МЫ ПОГРЕЕМСЯ НЕМНОЖКО»
1. Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп…
2. Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее. Топ, топ, топ…
3. Рукавички мы надели, не боимся мы метели. Да, да, да…
4. Мы с морозом подружились, как снежинки закружились. Ля, ля, ля…
Воспитатель: Вы согрелись? Молодцы. А я все мерзну, поэтому хочу пригласить вас в сказку. В этой сказке уже наступило лето, и подружки собрались идти в лес. Вы хотите послушать эту сказку. (Ответы детей)
Тогда поскорее рассаживайтесь на стульчики и слушайте.
Дети садятся на стульчики вокруг настольного театра.
Педагог говорит название сказки и начинает ее рассказывать, сопровождая рассказывание сказки, показом кукольного театра.
Вопросы к детям по тексту произведения:
1. Понравилась ли вам сказка? 2. Как она называлась?
(«Снегурушка и лиса»
)
3. Назовите героев этой сказки.
(Про девочку Снегурушку, медведя, лису, волка.)
4. Как Снегурушка оказалась в лесу (Пошла с подружками в лес и заблудилась.)
5. Что сделала девочка, когда поняла что заблудилась?
(Залезла на большое дерево.)
-Правильно! Снегурушка залезла на большое дерево и стала причитать 6. Давайте вместе вспомним, как причитала девочка
-Ау, ау Снегурушка. Ау, ау голубушка! Меня подружки в лес завели, да там и покинули.
(Дети проговаривают причитание хором, возможны индивидуальные проговаривания)
Главные герои и их характеристика:
- Весна – воплощение новой жизни и любви, мама Снегурочки.
- Лель – бедный пастух, любимец женщин, прекрасно поет, все его песни пронизаны солнцем.
- Мороз – владыка метелей, не любит глупых праздников весны, любовь для него губительна.
- Снегурочка – дочь Весны и Мороза, добрая, скромна и застенчива, ее сердце не знает, что такое любовь.
- Мизгирь – торговец, богат и красив, жених Купавы, бросает ее ради Снегурочки.