Картотека подвижных игр народов Севера
Надире Банникова
Картотека подвижных игр народов Севера
Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений
Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом,но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник»
запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.
развитие быстроты, силы ног
Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках)
. Это и будут
«капканы»
. По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.
развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.
Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата, вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.
развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.
развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.
Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя»
все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде
«поворот»
происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде
«рысь»
участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде
«на свои места»
участники выполняют подскоки
(бег, прыжки)
за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.
Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей)
.
развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.
Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки)
.На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!»
оленята и важенки убегают в свои домики
(круги)
. Пойманных оленей волк уводит к себе.
Материал из игрового блока «Мы на Севере живем» (авторские игры)
Использование в группах компенсирующей направленности, с учетом регионального компонента.
Цель игры: закрепить и расширить знания о животных Крайнего Севера, связать их проживание с природными условиями, воспитывать заботливое отношение к животному миру. Обогащение активного словаря детей.
На карточке № 1 (формат А5).
Иллюстрация с полным названием вида, изображение зверя в полный рост (самец и самка, детеныш), крупное изображение отпечатка лапы – след, цепочка из следов (то, что остается после передвижения зверя), рисунок или фото жилища в природе (логово, берлога, нора и пр.), среда обитания и организация проживания (лес, тундра; стая, стадо…).
Карточка № 2 (1/2 формата листа А5).
Крупное изображение отпечатка следа (черный силуэт на белом фоне). Фишки(фанты).
Рекомендуемые для игры иллюстрации:
белый медведь, обыкновенная лиса, волк, северный олень, заяц-беляк, бурый медведь, обыкновенная белка, обыкновенный еж, сибирский (обский) лемминг, соболь, европейская норка, ондатра, лесная куница, овцебык, ласка, лось, песец, росомаха.
Тексты и вопросы для беседы по темам: “Животные Крайнего Севера и тундры”, “ Красная книга ЯНАО”.
“ Кто это?”, “Если знаешь зверей, назови их поскорей”, “ Кто где живет?”, “Отгадай загадку”, “Следы на снегу”, “Сородичи”, “Детеныши”, “ Помогаем животным”, “Что будет, если дикое животное поселить с человеком?”, “Кому зима не страшна?”, “Беспорядок в зимнем лесу” и др.
Дидактическая игра “Жилище и кормушки” (птицы).
Использование в группах компенсирующей направленности, с учетом регионального компонента.
Цель игры: расширять представления детей о птицах, узнать о разных способах зимовки птиц в сравнении с домашними птицами; устанавливать зависимость поведения пернатых от способа добывания корма, питания, строения клюва каждой птицы; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; знать о трудностях жизни обитателей леса, тундры. Учить детей выражать сочувствие птицам, обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций; узнать как люди (егеря и охотники в национальной одежде) помогают им в трудное время. Обогащение активного словаря детей.
Рекомендуемые для игры иллюстрации:
Птицы (ворона, воробей, галка, сорока, синица, снегирь, дятел, клест, свиристель, поползень, белая чайка, кайра, крачка, белая куропатка, глухарь…). Домашние птицы (утка, курица, индюк и др.), использование иллюстраций “Птицы Крайнего Севера и тундры”, “ Красная книга ЯНАО”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”; разные гнезда птиц (на дереве, в кустах, в траве, дупле, под крышей дома и др.), кормушки на опушке леса для зверей; сено, зерновой корм, различные семена, корнеплоды, егерь, охотник.
“Знаки для уголка природы” (запрещающие и разрешающие); схемы – модели (схематическое изображение частей тела, внешнего вида, размера, среды обитания и то, чем питается, откуда появляется на свет, детеныши).
Тексты и вопросы для бесед по темам: “Животные и птицы Крайнего Севера и тундры”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”. Народные приметы (ханты, ненцы, коми-зыряне).