Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.


Статья:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера [7].
Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

  1. Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
  2. Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
  3. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
  4. Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий.

  1. Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.
  2. Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
  3. Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
  4. Обучение детей навыкам самоконтроля.
  5. Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.
  6. Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
  7. Ребёнок сам видит результат своей работы.
  8. Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
  9. Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
  10. Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
  11. Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
  12. Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.
  13. Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
  14. У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  1. Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.
  2. Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.
  3. Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).
  4. Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.
  5. Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.
  6. Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).
  7. Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  1. Сокращается время работы с бумажными носителями.
  2. Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  3. Возможность создания базы данных и медиатеки.
  4. Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  5. Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности. Визуализация акустических характеристик звуков.
  6. Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда. I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудиоазбука. Фото – и видеоматериалы.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  2. Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

— звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв);

— просодические компоненты речи;

— обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления);

— лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение);

— речевое дыхание;

— общая и мелкая моторика;

— формирование зрительно-пространственных отношений;

— связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок).

  1. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  2. Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  3. Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  4. Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.
  5. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  6. Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  7. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  8. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Требования, предъявляемые к компьютерным развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

— программа должна иметь указание на возраст ребенка;

— программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

— объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

— программа должна быть на русском языке;

— текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

— задания — интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

— периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

— желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

— программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

— чередование разных компьютерных игр.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

  1. Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие.
  2. Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
  3. Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей. Презентация с речевыми заданиями

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации. Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты могут сопровождать объяснение учебного материала. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

  • www.logozavr.ru
  • www.solnet.ee
  • www.detiseti.ru
  • www.teremoc.ru
  • www.lohmatik.ru
  • www.nachalka.com
  • https://mersibo.ru

А теперь более подробно познакомимся с коррекционными логопедическими компьютерными программами, представленными на отечественном рынке.

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142 Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых. Логопедический тренажер «Дельфа» – 142 использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты, и работает в операционной системе DOS. Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени. В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа», др.) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Преимущества программы «Дэльфа-142» состоят в возможности коррекции как устной, так и письменной речи, развития восприятия, внимания, памяти. Тренажер позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнения, использовать различный стимульный материал, выбирать уровень сложности задания, составлять и использовать собственный словарь в процессе логопедической работы [11].

И более поздний, «Дельфа» – 142.1 — позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста (от коррекции речевого дыхания до лексико-грамматической стороны речи). Часто программа используется специалистами [3] как часть в системе коррекционной работы по различным направлениям. На начальных этапах коррекции звуковой стороны речи используется раздел «Звук», включающий 19 упражнений, направленных на коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения, устранения призвуков. На этапе освоения грамоты, при формировании навыков звукового анализа и синтеза, первоначального навыка правильного чтения и профилактики дисграфии применяются разделы «Буква», «Слог», «Слово». Работа над лексико-грамматической стороной речи, тренировочные упражнения в установлении смысловых связей между словами в предложении проводятся с помощью разделов «Работа над словом» и «Предложение».

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III» разработан компанией IBM. Предназначен для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. Данная программа представляется уникальной, так как позволяет визуализировать акустические компоненты речи (длительность речевого и фонационного выдоха, силу и высоту голоса, интонацию), фонетическое оформление, слоговую структуру слов и отображать их в виде мультипликационных образов. Предоставленная в программе возможность записывания, сохранения и воспроизведения речевых высказываний ребенка позволяет анализировать произносительные навыки, демонстрировать продвижение в их формировании. Для эффективного использования программы «Видимая речь» в России сотрудниками лаборатории компьютерных технологий в обучении ИКП РАО Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной все три версии были адаптированы применительно к фонетической стороне русского языка. Ими разработана методика применения программы в обучении детей с нарушением слуха, организованы обучающие курсы для дефектологов, благодаря чему отечественными специалистами так же осуществляется успешное применение программы и в логопедической работе с детьми при коррекции дизартрии, ринолалии, заикания.

В комплекте – 13 модулей. Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы. Модуль «Наличие звука». Модуль «Громкость». Модуль «Громкость голоса». Модуль «Включение голоса». Модуль «Высота». Модуль «Высотные упражнения». Модуль «Автоматизация фонемы». Модуль «Цепочки». Модуль «Дифференциация двух фонем». Модуль «Дифференциация четырёх фонем». Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе». Модуль «Спектр звука».

«Игры для Тигры» Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со стёртой формой дизартрии. Программа состоит из 4 блоков: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Блок «Просодика» направлен на развитие просодических характеристик речи, при этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на мониторе мультипликационными образами. Блок «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы по преодолению дефектов звукопроизношения. Блок «Фонематика» включает разнообразные упражнения по развитию фонематических процессов. Блок «Лексика» направлен на преодоление нарушений языкового развития: расширение объема словаря, формирование грамматического значения слова.

Игры для Тигры содержат:

-Упражнения на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи);

-Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова);

-Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой);

-Упражнения на звуковой анализ и синтез ;

-Лексические упражнения .

Всего более 50 упражнений. Эта программа показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании. Её можно использовать при консультировании родителей и воспитателей ДОУ.

Данная программа представлена на электронном носителе (СD-диск), содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую деятельность дошкольников.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Компьютерная обучающая программа тренингового типа «Звукослоговой анализ слов» может применяться на индивидуальных и подгрупповых занятиях с целью развития фонематического восприятия и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из трех элементов: звукослогового анализа слов; игры «Пирамида», направленной на закрепление полученных умений в определении количества и последовательности звуков; игры «Грамотей», используемой для совершенствования и закрепления фонематического анализа отработанных слов на письме, для предупреждения дисграфических ошибок.Заложенная в программе возможность для педагога манипулировать содержащимися в базе данных картинками: менять местами, выбирать и вносить слова-картинки любой звукослоговой структуры, менять пропущенные буквы в одном и том же слове – позволяет регулировать предъявление заданий по степени трудности, определяя тем самым доступный уровень работы над словом для каждого ребенка индивидуально.

Компьютерная система биоуправления «Бослаб-ЛОГО». В связи с актуальностью проблемы специалисты ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук совместно с ООО НПФ «Компьютерные системы биоуправления» разработали программу «Бослаб-ЛОГО» для реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями, с помощью компьютерного биоуправления. Результатом применения этого метода является выработка навыков правильного дыхания, формирование чёткой артикуляции, интонационной выразительности, темпа, ритма речи. Занимающиеся по программе «Бослаб-ЛОГО» осваивают способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса. Навыки правильного дыхания также помогают детям купировать логоневротические проявления (заикание), понизить уровень тревоги, страха перед речью. Тренировка заключается в выполнении специальных упражнений под контролем сигналов, представляемых на экране компьютера. Использование игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои текущие результаты с достигнутыми на предыдущем занятии способствуют поддержанию мотивации на высоком уровне. В ходе занятий контролируются следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжение мышц), длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, и др. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и корректировка артикуляции проводятся во время тренировочных сессий одновременно. Задания усложняются постепенно: например, тренировка длительного на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

Перед началом логопедического занятия по обе стороны рта прикрепляются датчики, регистрирующие напряжение мышц области рта и гортани (мышцы речедвигательного аппарата). При речевых нарушениях обычно эти мышцы перенапряжены, поэтому во время занятий ребёнок должен разработать мышцы своего артикуляционного аппарата и научиться их контролировать в процессе речи. В начале работы может наблюдаться напряжение при движении языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движение становится свободными более координированным.

Основным правилом тренинга биоуправления является соблюдение постепенного перехода от лёгкого задания к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Курс лечебных тренировок состоит из 20–30 сеансов. Продолжительность одного занятия — 20–30 мин. Каждый сеанс начинается с артикуляционной гимнастики (миографический тренинг) длительностью 3–7 минут, далее следует дыхательная гимнастика — от 5 до 20 минут. Сеансы проводятся 3–5 раз в неделю. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания без речи. Постепенно в эти упражнения включают речевой материал.

Лечебно-диагностические и коррекционные задачи, решаемые с помощью программы «Бослаб-ЛОГО»:

1. Диагностика функции речи, её качества.

2. Лечение, коррекция патологии: нарушения речи и голоса различного генеза; заикания; логоневрозы; афазии; дизартрия и дислалия; ринолалия и ринофония; нарушения темпа речи; речевая тревога (логофобия); расстройства речи у детей с нарушением слуха; функциональные дисфонии.

3. Обучение технике чтения и речи дошкольников и школьников.

4. Профилактика нарушений речи и голоса [5].

Комплекс ФБУ БОС «Комфорт» — универсальная полифункциональная методика, целью которой является коррекция и оптимизация речевого дыхания, формирование слитной, свободной речи, профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального состояния и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

Данный комплекс состоит из 4 режимов. Технология основана на принципе биологической обратной связи. При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма при помощи специальной аппаратуры и преобразование их в сигналы обратной связи в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Коррекционно-развивающий комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко» применяется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций, тренировки более точных двигательных навыков, укрепления и стимулирования мышц плечевого пояса и рук у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, памяти, при ДЦП. На логопедических занятиях комплекс удобно использовать при проведении физминуток для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Программа «Логопедическое обследование детей» В.М. Акименко помогает проводить логопедическое обследование по основным речевым разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для педагога, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей. После выполнения каждого задания ребёнком специалист может ввести собственные комментарии к каждому упражнению и оценить его выполнение.

Программа «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет» В.М. Акименко позволяет проводить работу по коррекции и развитию всех сторон устной речи обучающихся. Каждый раздел содержит библиотеку игр и заданий различной степени сложности. Программа позволяет хранить историю и протоколы занятий, звуковые файлы, количество правильно и неправильно выполненных заданий.

Кроме того, существует ряд интерактивных развивающих пособий, таких как «Логоритмика» (развитие общей и мелкой моторики, координации движений, развитие чувства ри, «Логоигры» (тренировка органов речи, дыхания, развитие слухового восприятия), «Игры со словами», «Смотри и говори» (расширение и закрепление словарного запаса, развитие связной речи), с удовольствием используемых коррекционными педагогами.

Вывод: использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Литература

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование речи детей 4-8 лет. Методический практикум. – СПб: студия «Виэль», 2021 — 26 с.
  2. Акименко В.М. Развитие речи детей 4-8 лет. Методический практикум. — СПб: студия «Виэль», 2021 — 26 с.
  3. Ананьева З.А., Куницкая И.А. Применение информационно-коммуникативных технологий по коррекции речевых недостатков обучающихся с ТНР на логопедических занятиях//Логопед в детском саду. — 2021, № 2 (83), с. 77-81.
  4. Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Лазарева О.Ю., Сарайкина Н.В. Коррекция нарушений речи с использованием биоуправления//Школьные технологии.- 2011, №3, с.139-141.
  5. Добрынина Ю.А., Виноградова Л.В. Применение полифакторной коррекции дизартрии у дошкольников на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК//Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2012, Т.83, №1, с.63-67.
  6. Евдокимова М.В. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ https://logoportal.ru/10252/.html
  7. Кавиева Л.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста/https://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html
  8. Ключихина С. Коррекция речевых нарушений дошкольников//Здоровье детей – Первое сентября.- 2012, №1, с.32-34.
  9. Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр//Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2010, №9, с.96- 103.
  10. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста/Л.Р. Лизунова. – Пермь: ПКИПКРО, 2007. – 60 с.
  11. Мамаева Ю. Современная коррекционная предметно-развивающая среда//Дошкольное воспитание.- 2010, №4, с.78-80.
  12. Петрова Т. Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе/https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-rabote.html
  13. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Р н/Д, Феникс,- 2006 – 445с.
  14. Попова А.А. Применение наглядных дидактических игр при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего дошкольного возраста/ https://logoportal.ru/naglyadnyie-didakticheskie-igryi-pri-korrektsii-zvukoproiznosheniya/.html
  15. Селиванова С.А. Информационно-компьютерные технологии в логопедической работе//Детский сад: теория и практика.-2011, №6,с.38-41
  16. Феклистова И.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе/И.В. Феклистова//Коррекционная педагогика. — 2011, №1 (43).
  17. Шишова Т.В. Использование логопедического тренажёра «Дельфа-142» при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией//Образование и наука. — 2011, №7(86), с.118-126.

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда

Всем известно, что большинство дошкольников, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Использование развивающих компьютерных программ делает работу логопеда более эффективной.

Применение компьютерных технологий на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, а следовательно, способствует повышению самооценки ребенка.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь»

. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Примеры заданий с использованием компьютерных технологий, применяемых на различных этапах коррекционной работы с детьми.

  1. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке»
    , когда упражнения появляются мониторе в ярком виде. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Одновременно мы развиваем пространственные представления.
  2. При автоматизации звуков, а также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий используются дидактические игры в компьютерном варианте «Четвертый лишний»
    ,
    «Чего не стало»
    ,
    «Скажи наоборот»
    ,
    «Назови ласково»
    и т.д.
  3. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
  4. Модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения используются на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Упражнения вида «продолжи узор»

,
«найди пары»
,
«найди фигуру»
,
«заполни квадрат»
уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени и может быть использован для поощрения дошкольников.

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения дошкольникам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательным является соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.)
    и не более двух раз в неделю
    (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы)
    ;
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Преимущества использования ИКТ в работе для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

Библиографический список

  1. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед»
    №2 2004г.
  2. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    . №12 2009 г.
  3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.
  4. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед»
    №5 2008г.
  5. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. — № 2.
  6. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед»
    №3 2006г.
  7. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. — Л, 2005- №5-6
Следующая >

www.Logopedy.ru

Консультация для родителей

Саратовская область Энгельсский район п.Новопушкинское МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское» Учитель-логопед: Гоголева Галина Сергеевна Оригинал статьи

Выписка из внесенных изменений в СанПиНе 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Пункт 12.21: «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 минут. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога». Китайская пословица гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня и я научусь» По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: — предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; — движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; — постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; — компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.

Основные задачи это вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие всех основных психических процессов (речь, память, мышление, воображение, восприятие и т.д) при помощи ИКТ . Мною были выбраны основные логопедические программы, с помощью которых осуществляется автоматизация звуков в речи, происходит развитие фонематического слуха, осуществляетсязвуковой анализ слов и т.д.

К таким программам относятся — «Домашний логопед. Практический курс». — «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» — преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Применение ИКТ позволило сделать мне следующие выводы: – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи; – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; — способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями); — с помощью использования ИКТ у детей быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи; — ИКТ способствует повышению речевой и познавательной активности; — вызывает положительные эмоции у детей; — компьютер дает знания в увлекательной и визуализированной форме; -вызывает чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания; — с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой; -развивает творческие способности. Используемая литература: 1.Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59 2.Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003 3.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6. 4.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988. 5. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы — Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко. 6. Компьютерная программа «Трудные звуки», автор Скворцова И.В. 7. Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы — Г.О. Аствацатурова.

Другие интересные статьи:

1. Использование компьютерной игры «Баба-Яга учится читать» в работе логопеда

2. К вопросу о значении компьютерных презентаций в работе учителя-логопеда

3. Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков (Л) — (Р) с использованием компьютерной технологии

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Логомаг

В каком-то смысле все педагогические технологии (способы) являются информационными, так как учебный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения

(ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Для получения образования на базе компьютерных технологий – необходим три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания и ресурсы.

Виды образовательных электронных изданий и ресурсов:

  • информационно-справочные (энциклопедии, справочники, словари, атласы);
  • учебные (получение информации, практические занятия, аттестация) – представляют собой учебные пособия, содержащие систематизированный материал;
  • общекультурного характера (виртуальные экскурсии, путешествия по городам мира, знакомство с мировой художественной культурой).

Электронные ресурсы и издания по исполнению разделяются на: электронные издания на оптических носителях, сетевые информационные ресурсы, комбинированные (диск и сеть).

При разработке электронных информационных ресурсов (ЭИР) необходимо опираться на две аксиомы, при их соблюдении многие недостатки использования ЭИР нивелируются:

1. Компьютер не заменяет педагога и в ближайшем будущем заменить не сможет.

2. Электронное издание не должно дублировать книгу, практическое пособие, рабочую тетрадь и т.п. для детей с отклонениями в развитии, а должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают.

Данные в ЭИР принято называть контентом

. Контент подразделяется на символьную информацию (текст, числовые данные), звуковой и визуальный ряды, среди них выделяют реалистические (отражающие реальный мир) и синтезированные (созданные человеком). Примером реалистического визуального ряда может стать видеофильм, примером синтезированного – мультипликация.

Преимущества ИКТ в образовании.

Интерактивность

– обмен пользователя с компьютером информации в символьном и звуковом представлении. Данный показатель и отличает мультимедийные технологии от технических средств обучения (ТСО). Уровень интерактивности – уровень активности пользователя (ребенка) при работе с ЭИР. Уровень интерактивности ЭИР – показатель качества с методической точки зрения.

Основной способ организации интерактивности – использование экранного меню, с помощью которого пользователь выбирает объекты на экране, возможно расширение информации путем перехода к другому объекту. Другой способ организации интерактивности – ввод символьной строки с клавиатуры, голосовое управление, распознавание речи с целью оценки произношения. Третий способ – перемещение объектов на экране. Еще один способ – использование правой кнопки мыши для получения комментариев по объекту, таким образом, возможно получение «подсказки» педагога ребенку. Наиболее часто используемым способом установления обратной связи с пользователем достигается сопровождением действий в программе звуковым файлом.

Существует международное определение уровней интерактивности [Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 36]:

1.Простой (пассивный) уровень характеризуется минимум действий пользователя, небольшими функциональными возможностями интерактивности (запуск программы, остановка, возвращение к предыдущему объекту, переход по гиперссылкам).

2.Ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, в котором ребенок реагирует на отдельные запросы программы (тестирование, строгое следование инструкции героя программы).

3. Полный уровень интерактивности. Многочисленные запросы и разнообразные варианты ответы ребенка на них (манипуляция объектов на экране, распознавание речи, имитационное моделирование, сложная навигация).

4. Уровень реального масштаба времени.

Моделинг

– имитационное моделирование и функциональное представление объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ними.

Коммуникативность

– возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль над состоянием процесса, позволяет дистанционно управлять образованием.

Производительность

– автоматизация нетворческих, рутинных операций, например, ведение документации.

Мультимедиа

– отражение объектов действительности во всех возможных формах.

Исторический аспект компьютеризации специального образования.

Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка специальных средств обучения, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, обусловленных нарушениями их развития. Применительно к области обучения произношению в разных странах мира на протяжении ХХ века разрабатывались специальные средства обучения, основанные на идее визуализации акустических компонентов речи. Предпринимались многочисленные попытки расширить сенсорную базу для формирования произносительных навыков за счет предоставления детям дополнительной визуальной опоры для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. В основе этих поисков лежало стремление специалистов сделать предметным и доступным для ребенка анализ «ускользающей» звучащей речи на занятиях по формированию и коррекции произносительной стороны речи [Кукушкина, 2004].

Применение компьютера в качестве вспомогательного средства обучения в специальном образовании по началу имело значение лишь для визуализации речи. Использованию компьютера предшествовал длительный период использования различных механических и электрических вибраторов в отечественной и зарубежной сурдопедагогике [Кукушкина О.И., 2004]. В 40-х гг. группа исследователей начала разработку системы, способной преобразовывать звучащую речь в оптические сигналы. С этого времени началось создание вспомогательных средств обучения, основанных на визуализации акустических компонентов речи и получивших название «Видимая речь». Это были первые вспомогательные средства, которые могли применять в своей работе логопеды: приборы позволяли сравнивать эталонное произнесение звука и дефектное. К сожалению, эти приборы распознавали лишь ограниченное количество слов, произнесенных в медленном темпе. Однако подчеркнем, что первоначально эти приборы создавались для нужд сурдопедагогики.

В конце 70-х в развитых странах Европы и США специалисты начали осуществлять переход к средствам обучения нового поколения, основанным на использовании микропроцессоров и ИТ. В результате использования технологий на основе микропроцессоров исследователям удалось добиться сохранения всех произносимых ребенком образцов речи, таким образом, ребенок мог стремиться к улучшению своего произнесения, приближению к эталонному произнесению. Такой скачок в развитии технологий визуализации означал переход вспомогательных средств из категории приборов и устройств в категорию программно-аппаратных комплексов [Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б., 2004]. Очередной прорыв в области использования информационных технологий был совершен сотрудниками корпорации IBM в 1989 г. Ими был создан программно-аппаратный комплекс «Speech Viewer». Явными преимуществами в сравнении с другими созданными в то время технологиями были достаточно высокий уровень интерактивности, а также представление речевого образца на экране в виде красочного информативного для ребенка дошкольного возраста образа.

В России исследователи продолжали работать над проблемой визуализации речи, и за последние двадцать лет было создано некоторое количество программно-аппаратных комплексов, таких как «Дельфа-142», «Визуальный тренажер произношения», «Речевой калейдоскоп», «Живой звук», «Мир звуков и слов» и др. Все подобные программы все же имели основную цель – обучению произношению детей с нарушениями слуха, хотя использовались и логопедами, например в коррекции речи у детей с ринолалией (Зеленская Ю.Б., 2003). Постепенно логопеды совместно с техническими специалистами приступили к разработке компьютерных логопедических программ для коррекции системных нарушений речи (ОНР), дизартрии, нарушений письменной речи, ярким примером специализированной компьютерной логопедической программы может служить «Игры для Тигры» (Лизунова Л.Р., 2004).

Возможности ИКТ в коррекционно-образовательном процессе.

1. Основная задача информатизации образования – индивидуализация процесса изучения, воспитания и обучения (Кукушкина О.И., 2004, Могилева В.Н., 2007, Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н, 2008, Сударикова С.А., 2008 и др.). Принципиальное новшество использования компьютера – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения, что и обеспечивает качественную индивидуализацию обучения.

2. позволяют организовать централизованный контроль действий детей, причем контроль более объективный, не зависящий от педагога. Педагогам, родителям предоставляется информация о результатах действий детей, в том числе и в динамике.

3. позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения

4. компьютерные игры могут существенно расширить сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности дошкольника

5. уникальные возможности социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, позволяет расширить сферы будущей трудовой деятельности

6. вносят новые игровые моменты в процесс коррекции нарушений,

7. позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. позволяют использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности;

8. позволяют реализовывать принцип комплексности;

Благодаря использованию информационных технологий в образовании лиц с речевыми нарушениями появляется возможность мотивировать их деятельность в тех случаях, когда другими средствами это сделать не представляется возможным; проектировать новые содержательные области образования, освоение которых усложнено вне компьютерных моделей; находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального образования (Кукушкина О.И., 2001).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]