Следите за языком! Упражнения для мышц языка при храпе

Ронхопатия лечится и это уже хорошо. К тому же, от нее можно избавиться посредством очень дешевого способа – с помощью гимнастики языка. Подобрав действенные упражнения, они предотвратят ее возврат, после терапии. Методика эта подойдет и для профилактических мероприятий. Комплекс для языка – это как раз то, чем нужно заниматься ежедневно, тогда будет стойкий эффект.

Итак, с помощью физкультуры можно существенно укрепить мышцы языка, что не понравиться вашему недугу. Разумеется, речь не идет о полноценном лечении апноэ – то, что предлагаем мы, лишь часть большого терапевтического комплекса. В день полчаса занятий на протяжении месяца, и результаты понравятся вам и вашим домочадцам.

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологииОсобенности
МозжечковаяВозникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
БульбарнаяВызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
ПсевдобульбарнаяВозникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
ЭкстрапирамиднаяВозникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
КорковаяПоражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
ХолодоваяПроявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник: Е.Ф. Архипова Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Артикуляционная гимнастика

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.
Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз).

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т.д. Проявите фантазию.

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

  • малопонятная, невнятная речь;
  • спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
  • гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
  • дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
  • смазанное произношение;
  • в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник: О.Ю. Федосова Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
  • замедленность разговора;
  • невозможность говорить (при тяжелых формах);
  • гнусавый голос без признаков насморка;
  • изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
  • затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
  • очень высокий, почти «писклявый» голос;
  • быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.

Развиваем фонематический слух

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице («Слышишь, стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.).Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул — скажите «апчхи», звякнула посуда — скажите «дзынь»).

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

Когда слышите какой-то звук, спросите: «Что это?», потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: «кря-кря», «хрю-хрю» и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так «разговаривает». Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем. Пальчик о пальчик тихо бьем. А потом в ладоши громко бьем. Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:»Ты что шуршишь, не спишь?».Мышонок шепчет мыши:»Шуршать я буду тише».

Для ребенка постарше подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук… (например «М»), «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком… (например «Р»).

Для 5-6-летних подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис-…ис, лепка-…епка, диск-…иск и т.д.».

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

  • развитию моторики;
  • формированию ри разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

  1. Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  2. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
  3. 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]